Политическая деятельность как важнейший элемент политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:05, реферат

Описание

Общество как целостная система является социальным организмом, который выполняет разнообразные функции. Эти функции реализуются через многообразную общественную жизнедеятельность социумов, т.е. через систему отношений между обществом, нациями, народами, социальными группами и индивидами. Одной из таких общественных форм жизнедеятельности людей и является их политическая деятельность. В наиболее общем определении политическая деятельность - это совокупность действий как отдельных индивидов, так и крупных общественных групп (классов, наций, партий, общественных организаций и т.п.), направленных на реализацию собственных политических интересов, прежде борьбы, завоевания, использования и удержания власти.

Содержание

1. Понятие политической деятельности. Виды политической
деятельности….………………………………………………………….3 стр.
2. Многообразие политических интересов………………………………..7 стр.
3. Политические решения как результат политической
Деятельности……………………………………………………………..11 стр.
4. Список литературы………………………………………………………15 стр.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 36.80 Кб (Скачать документ)

В-шестых, политические интересы отдельных  классов, социальных групп и слоев  могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя  совокупный политический интерес, государство  может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить  осуществление советским государством политических мероприятий после  революции 1917 года.

В-седьмых, в многонациональном  обществе политический интерес имеет  национальную окраску, поскольку нации  – субъекты политики, а национальные отношения – элемент отношений  политических. И в этом отношении  негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской  войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов  различных классов, социальных групп  и слоев внутри Российской Федерации.

Какова роль политических интересов  в общей системе политических отношений в обществе?

Во-первых, в политических интересах  находят наиболее обобщенное выражение  актуальные политические потребности  представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или  изменение политического положения  той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического  поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших  социальных потребностей. Если, например, экономика – важнейшее основание  политической деятельности и политической активности, то качественные изменения  в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателем  успешности политической деятельности.

В-четвертых, в политических интересах  отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности  между политическими интересами различных социальных групп, слоев  и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой  ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор  политических приоритетов, учитывающих  потребности социальных групп и  слоев общества.

В целом политический интерес имеет  ряд каналов реализации:

1) деятельность властных структур (представительной, исполнительной  и президентской);

2) политическое влияние партий, организаций, союзов, церкви, средств  массовой информации;

3) давление массовых политических  сил (забастовочное движение, митинги).

Реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Политические решения как результат политической деятельности

Понятие «решение» определяет выбор  одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленных целей. Альтернатива же, в свою очередь, является одним  из вариантов действия, исключающим  возможность реализации другого  варианта. Решение может повлиять на будущее состояние, как объекта  управления, так и самих принимающих  это решение. Поэтому принятие решений (особенно касающихся жизни общества) должно носить обдуманный, строго научный, по возможности, характер. По природе  и специфике способов воздействия  на объект управления можно выделить решения технические, экономические  и политические. Все они взаимосвязаны  и взаимозависимы.

Политические решения адекватны  состоянию политических процессов, происходящих в обществе. Политический процесс в обществе это движение, динамика, эволюция политической системы, изменение её состояний во времени  и пространстве. Он представляет собой  совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (или упадку) политической системы общества. Все формы политического поведения субъектов политики, в конечном счете, объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Таким образом, главная и центральная проблема политического процесса состоит в принятии и реализации политических решений.

С проблемой принятия политических решений участники политических действий сталкиваются тогда, когда  оказываются перед необходимостью выбора оптимального варианта поведения, т. е. наилучшего способа действия среди  многих возможных в данных условиях. Политическое решение это сознательный выбор одного из не менее двух возможных  вариантов политических действий. Политические решения, конечно, предшествуют политическим действиям, дают им тот или иной импульс. Но внутренняя природа этих двух элементов  политического процесса различна. Если политическое действие есть тип практической деятельности, направленный на закрепление  или преобразование общественных отношений, то политические решения сами по себе принадлежат к типу внепрактических действий. Внутреннее их содержание сродни таким исследовательским операциям, как объяснение или разработка научной теории. Выработка и принятие решения не само политическое действие, а лишь подготовка к нему. С другой стороны, принятие политических решений центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования социальных отношений. Таким образом, принятие политических решений - это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами.

Все разнообразие политических решений  можно подразделить на пять типов:

1) законы и постановления высших  органов власти;

2) решения местных органов власти;

3) решения, принимаемые непосредственно  гражданами;

4) решения высших органов политических  партий и общественных организаций;

Как видно, первый и второй типы решений  принимаются представительными  и исполнительными органами власти, третий - непосредственно населением, четвертый негосударственными организационными структурами политической системы. Решения, которые принимают непосредственно  граждане, носят, как правило, местный  характер и принимаются органами местного самоуправления, сходами, собраниями граждан. В настоящее время в  политической науке сложилось два  основных подхода к пониманию  процесса принятия решений.

Так нормативная теория трактует его  как процесс рационального выбора политических целей в сложных  ситуациях. В качестве важнейших  средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы.

Поведенческая теория, рассматривающая  данный процесс как специфическое  взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений  в конкретной ситуации. Такого рода подходы отражают двоякий характер управленческого процесса. С одной  стороны, они подчеркивают громадную  роль и прерогативы институтов и  органов управления. регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности всех лиц, занятых в этом процессе или, одним словом значение тех внешних и внутренних факте, которые выражают рациональность, технократизм этой формы политической деятельности людей. С другой стороны, несмотря большую роль, которую играют в этом деле регламенты и институты, как правило, в процессе принятия решений господствуют неформализованные процедуры, зависящие от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, от интуиции и персональных знаний управляющих, их межличностных связей. Более того поскольку в обществе, как правило, не существует какой-либо одной группы, способной целиком и полностью контролировать принятие решений, то этот процесс всегда представляет собой компромисс или примирение соперничающих ценностей, что только усиливает роль субъективизма в этом деле. Таким образом, следует признать, что политическая власть реализуется через личное влияние управляющих и, несмотря, на регламентирующую роль правил и процедур принятия решений, этот процесс содержит непредсказуемость и непрогнозируемость. В конечном счете, процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.

Популимзм (от лат. Populus -- народ) -- политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам.

В основе популизма лежит утверждение, что правящая элита не заботится  об интересах простого человека, так  как заинтересована только в своих  благах, и что власть необходимо у неё отнять и использовать для  интересов общества в целом.

Популисты строят свою риторику на акцентировании экономических и социальных интересов  обычных людей. Многие исследователи  популизма, начиная с 1980-х, рассматривали  его как стиль риторики, который  может служить не одной, а множеству  идеологий. В зависимости от поддерживаемой идеологии, различают «левый» и  «правый» популизм.

Популизм включает в себя критику  существующего режима, а также  может быть основан на идеях национализма, расизма или религиозного фундаментализма. Многие популисты представляют себя защитниками отдельных регионов либо отдельных социальных групп, таких  как, например, трудящиеся, женщины, горожане, сельские жители, работники какой-то отрасли промышленности и т.д. В  риторике популисты часто используют дихотомию (принцип «или - или», то есть «третьего не дано») и утверждают, что выражают интересы большинства  населения.

К наиболее распространенной терминологии популизма относятся выражения  «прямая демократия», «авторитетный  лидер», «антинародное правительство», «критика бюрократии» «борьба с  коррупцией». Популисты часто утверждают, что социальные проблемы имеют простые  решения. В качестве решений предлагается борьба с властью политических группировок  или корпораций, борьба с коррупционерами  и бюрократами, привлечение к  управлению представителей народа.

Сторонники популизма считают  его истинной демократией, а противники -- демагогией.

Элитизм -- идеология, возникшая в Италии в начале XX века, развивающая идеи Макиавелли об управлении государством. По ней общество состоит из элиты, управляющей его деятельностью, и народа-биомассы. Соответственно элитизму, элита могла лепить из биомассы, что угодно, а развитие общества определялось исключительно умением «гончаров». Итальянский элитизм был применён на практике итальянским фашизмом, в отличие от немецкого фашизма.

Элитизм -- вид социальной дискриминации, проявляющейся в форме развития одних людей за счёт других.

Консерватимзм (фр. conservatisme, от лат. Conservo -- сохраняю) -- идеологическая приверженность к традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике -- направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия радикальных реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, поддержка традиционных союзников, разумный протекционизм.

В консерватизме главной ценностью  принимается естественное, эволюционное развитие общества, сохранение его  традиций, институтов, верований и  даже "предрассудков". Допускает  неравенство, как свойство общества. Одна из главных черт консерватизма - неприятие революционных изменений.

Радикализм (лат. Radix -- корень) -- социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов, заметно проявляющиеся в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоёв и групп. Этим термином обозначается стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах.

Демократия (греч. -- «равный народу») -- политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а так же динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.

4. Список литературы

1. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и прикладная политология. – М.; Ассоц. «Рос.полит.энцикл.», 2007

2. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов – М.; Приор-издат., 2008.

3.  Основы политологии: Курс лекций. (под. ред. В.П.Пугачева. – М.; 2007

4.  Панарин А.С. Политология. Учебник. – М.; 2007

5. Политология: Энциклопедический словарь. (Общ. ред. и сост. Аверьянов Ю.И. – М.; Изд-во Коммерч. Ун-та: Инф.-аналит. и деловой центр «БиГ – Н», 2006

6. Трушков В. Политический режим: диалектика демократии и диктатуры // Диалог. - 2001.

7. Зинчина А.Б., Климов А.В., Крюкова А.В.. Краткий курс лекций по политологии, 2005

 


Информация о работе Политическая деятельность как важнейший элемент политики