Особенности демократического политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:50, контрольная работа

Описание

На мой взгляд, данная тема сейчас достаточно актуальна. Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Содержание

1. Понятие, сущность и признаки демократии
2.Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективной демократии
Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны

Работа состоит из  1 файл

контр.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

     К другим формам демократического участия, позволяющим гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властные структуры всех уровней и в СМИ.

     2. Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной (репрезен-тативной) демократии воля народа выражается  не прямо, а через институт  посредников, поэтому ее еще  называют делегируемой демократией (Аним. 2). Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

     Плюсы и минусы каждой формы демократии

     Ученые  спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

     на  сложность принятия согласованных  решений;

     на  недостаточную компетентность и  эмоциональную неуравновешенность народа;

     на  высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны  профессиональных политиков, что позволяет  победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

     на  большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

     Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой  является низкий уровень гражданской  активности, выражающийся в уклонении  избирателей от голосования.

     Сторонники  прямой демократии, наоборот, указывают  на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора  граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления  ряда негативных моментов (Аним. 3):

     отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

     приоритетное  влияние на принятие решений мощных групп давления;

     отстраненность  рядовых депутатов от принятия решений;

     возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

     на  ослабление демократического контроля снизу.

     Однако  у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом  депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

     Развитие  современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение  проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но и у нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности"), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших.

     Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения  прямой и представительной формы  демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.Демократизация  как главная тенденция современного  политического развития. Условия  эффективной демократии  

   Модель  волнового распространения демократии в современном мире наиболее полно она очерчена, как известно, Сэмюэлем Хантингтоном в книге «Третья волна», опубликованной в 1991 году 

   В истории Нового времени, по Хантингтону, имели место три волны демократизации. Первая, или, как он ее называет, «длинная волна», охватывает период с 1828 по 1926 год. Вторая, или «короткая волна» - с 1943 по 1962 год. Третья волна, считает американский исследователь, началась «после падения португальской диктатуры в 1974 году», когда «демократические режимы пришли на смену авторитарным почти в тридцати странах Европы, Азии и Латинской Америки. В некоторых странах произошла значительная либерализация авторитарных режимов. В других движения, выступающие за демократию, обрели силу и реальность» 

   Примечательно, что «за каждой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые. Однако даже при самом мощном откате полного возвращения мира на исходные позиции не происходило, так что в итоге наступление и отступление развивались (что и отмечается рядом исследователей) по формуле «два шага вперед – шаг назад».  

   Экономические условия — это создание в обществе достаточно развитой рыночной экономики, которая предполагает: 

   • товарный способ производства, основанный на индустриальных и постиндустриальных технологиях; 

   • стабильные, прозрачные законы и правовые акты, регулирующие рыночные отношения  в стране; 

   • равные для всех условия предпринимательской  и финансовой деятельности; 

   • свободную конкуренцию различных  форм собственности и недопущение создания монополий; 

   • защиту государством участников рынка  от недобросовестной конкуренции и  произвола чиновников; 

   • защиту отечественного рынка от внешней  «интервенции». 

   Политические  условия — это создание правового  демократического государства, которое предполагает: 

   • наличие развитого гражданского общества; 

   • правовое равенство всех граждан  и гарантированность законных прав и свобод; 

   • всеобщность прав и их распространение  на всех граждан, все организации  и институты; 

   • взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом; 

   • суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер; 

   • реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.  

   Все названные выше условия демократизации общества тесно взаимосвязаны и  существуют как единая система отношений. Попытки сделать страну демократической  и развитой в сжатые сроки, как  правило, терпят неудачу. Наглядным  примером такой попытки демократизации является Россия 90-х гг. XX в. Итоги этой демократизации весьма трагичны  

   Современное общество возникает в  ХVIII – ХХ веках. В нем индивид автономен, превалирует рациональная организация, высокий уровень развития науки  и техники, высокая социальная мобильность населения. Первичная модернизация произошла в З.Европе и США, начавшись с религиозной реформации и Просвещения, установилась новая политическая система (парламентаризм, принцип разделения властей на три ветви, складывание партийных систем). В странах вторичной модернизации (Россия, Латинская Америка) эта естественная логика развития событий нарушена.  В современной России царит коррупция, слабая легитимность власти, низкая эффективность государственного управления, нет настоящей рыночной экономики и только складывается гражданское общество. Но существуют уже многопартийность, парламентаризм, президентство, Конституционный суд, альтернативные выборы. То есть модернизация идет, но идет «вдогонку».  

   Подтверждение действительной эффективности основных демократических институтов является наиболее трудной проблемой, как в теоретическом, так и в практическом плане. Это относится, прежде всего, к России с ее малым опытом функционирования институтов демократии, но, разумеется, не только к ней: не менее остро эта проблема стоит в странах Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, включая такие крупные государства, как Китай, Пакистан, Индонезия, Иран. 

     
  1. Дайте сравнительный  анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны
 

     1. Отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего наемных рабочих, а также женщин из числа обладающих избирательным правом граждан. В большинстве западных демократий вплоть до начала - середины XX в. сохранялись имущественные и другие цензы — обязательные условия, без наличия которых человек не имел права участвовать в голосовании.

     2. Индивидуалистичность, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. Права личности в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное выполнение которой контролирует независимый суд.

     3. Узкополитический, формальный характер  демократии, вытекающий из узкого, негативного понимания свободы  как отсутствия принуждения, ограничений.  В отличие от античной демократии  свобода здесь трактуется не  как возможность активного равноправного  участия в политике, а как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей.

     4. Парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния.

     5. Ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.

     6. Разделение властей, создание противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью.

     7. Ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы. Меньшинство обязано подчиняться большинству лишь в строго определенных вопросах, за пределами которых оно полностью свободно. Меньшинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения.

     Эти и другие черты либеральной демократии свидетельствуют, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии, представленная в своем классическом варианте, весьма далека от идеала народовластия и обоснованно подвергается критике.

     Слабости  либеральной демократии. В качестве недостатков классической либеральной демократии обычно отмечаются: - социально-классовая ограниченность. Подобно античной демократии, она не распространяется на большинство населения: пролетариев, другие низшие слои, женщин - и поэтому не является властью народа в полном смысле этого слова; - формальность и, как следствие, декларативность демократии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения, ее превращение из народовластия в соревнование денежных мешков. Нераспространение демократии на экономические и социальные процессы ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов, не удовлетворяет интересов большинства граждан. Стимулируемая этой формой власти имущественная поляризация населения обесценивает для низших слоев фундаментальные права и свободы личности, делает их трудноосуществимыми практически и в конечном счете ставит 'под сомнение демократичность этой формы правления; - ограниченность сферы демократии и политического участия личности. Ставка на представительные органы и лишь эпизодическую, преимущественно электоральную политическую активность граждан фактически выводит органы власти из-под контроля масс и превращает демократию в форму господства политической элиты. Следствием крайне ограниченного политического участия является массовая политическая апатия, отчуждение граждан от власти; - принижение роли государства в управлении обществом и укреплении социальной справедливости. Потребности экономического и социального развития требуют расширения государственного регулирования, проведения активной инвестиционной, налоговой и иной политики. Демократическое государство не может ограничиваться ролью «ночного сторожа» и должно иметь право регулировать экономические и социальные процессы, укреплять в обществе справедливость и предотвращать конфликты; - чрезмерный ценностный индивидуализм, игнорирование коллективной природы человека, его принадлежности к различным социальным группам. Это препятствует общественной самореализации личности, ее развитию, стимулирует эгоизм и эгоцентризм, подрывающие основы государства и общества.

     Отличительные черты коллективистской демократии:

Информация о работе Особенности демократического политического режима