Могли бы Афины стать Градом Небесным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:46, творческая работа

Описание

Как известно, Афины были крупным и великим городом-государством (полисом) своего времени, обладающим колоссальной властью на территории Древней Греции. Это государство интересно не только своей политической историей, государственным устройством или гражданским обществом, но и его интересно рассмотреть с точки зрения религии и добродетелей.

Работа состоит из  1 файл

Эссе.docx

— 27.95 Кб (Скачать документ)

 

Эссе: «Могли бы Афины стать  Градом  Небесным?»

Как известно, Афины были крупным и великим городом-государством (полисом) своего времени, обладающим колоссальной властью на территории Древней Греции. Это государство интересно не только своей политической историей, государственным устройством или гражданским обществом, но и его интересно рассмотреть с точки зрения религии и добродетелей.

Одним из виднейших деятелей средневековья, Отцом христианской  церкви, христианским теологом, из пера которого вышло немало произведений является Аврелий Августин. Крупным монументальным произведением, оказавшим огромное влияние на развитие философской мысли, является его философский труд «О Граде Божьем» . По мнению  Августина, существуют два града – Град Земной и Град Божий (Небесный). Оба этих града имеют человеческую природу. Первоначала и Града Божьего и Града Земного находятся в самом человеке. Жизнь в том или ином граде определяются любовью к Богу. Августина в своем труде о двух Градах рассуждает: " В этом и заключается величайшее различие тех двух градов, о которых мы говорим. Один из них — общество благочестивых, другой — нечестивых, тот и другой с соответствующими ангелами; и в первом главенствует любовь к Богу, а во втором — любовь к самому себе"(Августин 2000: глава XIII). Люди, любящие Бога до самозабвения, составляют Град Божий и своей любовью к Богу они заслуживают спасения на Страшном Суде. Люди, которые настолько любят себя, что отказываются от Бога, составляют Град Земной и им своей нечестивой жизнью никак не избежать кары на Страшном Суде.

По-моему мнению, Афины как государство другой эпохи, не знавшей христианской веры, было бы интересно рассмотреть через призму категорий Града Божьего и Града  Земного Аврелия Августина. Но для Афин, не имеющих понятия о монотеизме, о едином Боге будет сложно рассуждать о существовании Града Божьего, поэтому я буду прибегать к положениям Фомы Аквинского.  В ходе своего эссе я хотела бы найти ответ на свой вопрос :  могли бы Афины стать Градом Небесным(Божьем)? Я хочу сравнить, с одной стороны, положения Фомы Аквинского из книги «Сумма теологии», с другой стороны, информацию о Афинском государстве, исходя из книги Аристотеля «Политика»(книга III). Также , как содержащий основополагающие  понятия, я буду использовать труд Августина «О Граде Божьем».

Аристотель говорит нам о том, что люди по природе предрасположены к объединению в государство, это заложено в людях самой природой . Данную мысль можно проследить у Фомы Аквинского, который все, что заложено в человеке от природы, определяет как естественный закон. Но все, что естественно по природе заложено в человеке Богом.  Из таких рассуждений несложно понять, что люди объединяются в государство, руководствуясь естественным законом, который дан им от Бога, значит в людях первоначально заложено стремление к Богу. И афиняне, создавая свой полис , не осознавая того, пользовались естественным законом .

Далее Фома рассуждает о  человеческом законе. Вроде бы, зачем человеку нужен человеческий закон, когда есть естественный? Он тут же отвечает: «Августин различает два вида закона, вечный и временный, который он называет человеческим». (Фома Аквинский 2010: вопрос 91, раздел 3) Человеческий закон людям необходим, чтобы регулировать свою жизнь по средством страха перед наказанием. Но человеческий закон неразрывно связан с естественным, во-первых, оба они являются «актом разума», во-вторых, человеческий закон создается отчасти для того, чтобы наказывать за нарушение естественного закона . Наличие человеческого закона в Афинском государстве можно увидеть через такой институт как суды. В Афинах существовало несколько видов судов, один из них назывался «Суд для разбора дел об убийствах».(Аристотель: 30) Убийство – это лишения жизни одного человека другим и данное преступление противоречит природе, значит, нарушает естественный закон. Афиняне не знали божественного закона, который заключался в Святом писании, Фома называет его «Старый Закон» и «Новый Закон», но, не подозревая того, они следовали его предписаниям.

Фома пишет в разделе «Является ли следствием закона то, что люди становятся добрыми?» словами Философа «желание всякого законодателя сделать граждан добродетельными». (Фома Аквинский 2010:вопрос 92, раздел 1) Афинское государство как любое другое крупное государство имело свое законодательство. И Аристотель по этому поводу пишет: «законы, соответствующие правильным видам государственного устройства, будут справедливыми». Также от Аристотеля мы узнаем, что правильными формами государственного устройства являются монархия, аристократия и полития. На территории Афин существовало государственное устройство полития, одна из правильных форм государственного устройства. В этом же разделе Фома говорит о том, что закон должен делать людей добрыми и справедливыми, в нем есть «зародыш добродетели», которая дана человеку Богом: «Но добродетель в человеке может быть только от Бога, Который "соделывает ее в нас помимо нас"».( Фома Аквинский 2010:вопрос 92, раздел 1) Значит через справедливые законы, направленные на взращивание в гражданах добродетели афиняне приобщались к Богу. «За добродетелью же и пороком в государствах заботливо наблюдают те, кто печется о соблюдении благозакония; в этом и сказывается необходимость заботиться о добродетели граждан тому государству, которое называется государством по истине, а не только на словах».(Аристотель:7) Из этих слов Аристотеля следует, что Афинское государство , совершенствуя и создавая справедливые законы пытается сделать своих граждан добродетельнее. Закон направлен на общее благо и устанавливается либо общиной, либо праведным правителем с помощью добродетелей, которыми обладают люди. Аристотель говорит о том, что государство «создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо» . (Аристотель:7) Получается государство создавало законы и тем самым пыталось приучить граждан к добродетели и все это ради общего блага, которое достигается с помощью Бога.

Фома также рассуждает о том, что конечной целью человеческой жизни является счастье и блаженство, достигаемое через веру в Бога.

Поводя черту под всем вышесказанным, мне хотелось немного обобщить и расставить все мои рассуждения по местам. Естественный закон является частью божественного закона на основании того, что сам естественный закон дан человеку от Бога. Человеческий закон, в свою очередь, соотносится с естественным, регламентируя внешние проявления человеческой природы. Но человеческий также как и естественный законы имеет пересечение с божественным законом. И Августин пишет: «Человеческий разум причастен предписаниям божественного Разума не во всей полноте, но в соответствии со своим модусом и несовершенно».(Фома Аквинский 2010: вопрос 91, раздел 3) Также я считаю, что немало важным в этом вопросе и то, что граждане Афин обладали верой, пусть у них существовали пантеоны богов (хоть один верховный бог там был). Если они могли верить и полагаться в существование высших сил, в лице множества богов, то смогли бы и уверовать в Бога единого, вера в которого приблизила бы афинян к Граду Божьему. Исходя из этого, я полагаю, что Афины не могли стать, но могли быть приближены к   граду Божьему. Я сделала такие выводы на основе положений Фомы Аквинского о видах законов и их соотношениях между друг другом. Это подтолкнуло меня к мысли о том, что Града Божьего достигнуть на земле нельзя, можно лишь к нему приблизиться. А достигнуть его можно лишь тогда, когда тебе будет подвластен весь божественный закон, а не часть его, но тогда ты будешь уже не на земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Фома Аквинский. 2010.Сумма теологии. Киев.: Ника-центр.
  2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/index.php
  3. Аврелий Августин. 2000.О Граде Божием. Москва.: АСТ

 


Информация о работе Могли бы Афины стать Градом Небесным