Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:06, курсовая работа

Описание

В юридической науке понятие «механизм правового регулирования» активно используется с 1960 года. Его введение явилось следствием того, что разработка отдельных правовых явлений (актов, норм, правоотношений и т. п.) и исследование их влияния на общественные отношения не всегда давали желаемый результат. В реальной действительности данные явления не существуют изолированно друг от друга, они постоянно взаимодействуют и именно во взаимодействии оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения. Природа механизма правового регулирования, его структура и т. д. в целом достаточно глубоко и всесторонне проанализированы в общетеоретической литературе. Вместе с тем значение этого понятия, безусловно, не сводится к оперированию им в общей теории права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Понятие административно-правового регулирования и его элементы…………………………………………………………………...4
2 Понятие административно-правовой нормы.…….……………………6
3 Отличие административно-правовых норм от норм других отраслей права…………………………………….……………………………….....9
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

Основы Права Кана сем1.docx

— 32.72 Кб (Скачать документ)

 

3 Отличие административно-правовых норм от норм других отраслей права.

 

В общественной практике, однако, допускается много отступлений  от единых принципов правотворчества  и правоприменения. Нарушается «чистота»  отраслевых рядов системы права  и системы законодательства, с  одной стороны, неумело находят  соотношение между ними либо искусственно изолируют их - с другой. Множество  внутренних противоречий разрывают  целостную правовую ткань и снижают  эффективность системного правового  воздействия на общественные процессы. Административное право нередко  «тонет» в общей правовой пучине.  

Поэтому считаем нужным выделить те линии соотношения административного  права с другими отраслями  права, которые столь необходимы. Речь идет, во-первых, о согласованном  применении норм административного  права и норм других отраслей права, во-вторых, об обеспечении комплексного действия административно-правовых и  иных норм, в-третьих, о заимствовании  методов регулирования других отраслей права там, где "они могут дать больший эффект, чем императивные методы, в-четвертых, о включении  административно-правовых норм в состав других отраслей и, напротив, включение  последних в «ткань» административно-правового  регулирования, в-пятых, о корректности взаимных отсылок как способе  юридико-функциональных «связок норм»  разных правовых актов, в-шестых, о коллизионном праве как механизме устранения юридических коллизий. 

Поясним теперь подробнее  наиболее типичные модели взаимоотношений  административного права с другими  отраслями права. Естественно, наиболее тесные связи административного  права складываются с отраслями  публичного права и прежде всего  с конституционным правом. Эти  отрасли столь близки, что могут  считаться своего рода правовыми  близнецами. В них наиболее ярко и полно выражены природа, институты  и нормы публичного права. В немалой  степени близки и другие составные  части отраслей и это во многом объясняется самой природой конституционного права как ведущей отрасли  права. Оно регулирует основные стороны  жизни гражданина, государства и  общества, важнейшие общественные отношения. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой и служат «правоисточником» других отраслей. Как видно, наблюдается немалое сходство подотраслей и институтов конституционного и административного права. Нередко оно достигает такой степени, что приходится очень тонко разделять «слои» их правового регулирования. Есть совпадающие институты, например, статус органов исполнительной власти и прежде всего Правительства. В конституционном праве закреплены его основные элементы - природа органа, порядок образования, основные полномочия. В административном праве сумма актов подробно регулирует правовое положение Правительства и его полномочия. Правильное соотношение публичных и частных интересов диктует применение и оценку административно-правовых и гражданско-правовых норм. Поскольку нормы одной отрасли защищаются нормами другой отрасли, административное право следует рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм.

Образно говоря, административное право выступает как шпага, защищающая «юридическую честь « публичного права и одновременно гражданского права. Такая роль указанных отраслей права объясняется прежде всего  широтой применения императивного  метода административного права  и широтой использования диспозитивного метода, метода дозволения в гражданском  праве. Эти отрасли - самые объемные по своему регулированию. С другой стороны, они как бы «посылают» свои методы в другие отрасли, где для их применения есть простор. Ведь известная комплексность  присуща почти всем отраслям права, и такому соседству не приходится удивляться. Ученые-цивилисты отграничивают  гражданское право от административного  права, во-первых, применением к имущественным  отношениям властных, обязательных методов  регулирования и наличием специфических  мер административной ответственности, применяемых с соблюдением особых административных процедур, во-вторых, регулированием нормами административного  права организационных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Выделение либо параллельность административно-правовых отношений в круге комплексных  отношений служит, как видно, водоразделом между гражданским и административным правом.

Очень «тонкие отношения» устанавливаются у административного  права с семейным правом, регулирующим весьма своеобразные лично-доверительные  отношения. Здесь административно-правовые нормы служат гарантией реализации и охраны норм семейного права.

Своеобразны отношения между  административным правом и отраслями  т.н. социального права. В них почти  поровну есть нормы публичного и  частного права, иногда с явным преобладанием  первых. Это экологическое право, трудовое право, формирующееся образовательное  право и др. Поле взаимодействия»  норм названных отраслей права с  нормами административного права  довольно широкое. Оно позволяет  последним вводить статус исполнительных органов, должностных лиц, их права, обязанности и ответственность  в соответствующих областях, правовые стандарты и режимы обслуживания, обязательные для применения, устанавливать  правила и нормы административной ответственности за их нарушение. Тесные связи складываются между административным правом и финансовым правом. Как  известно, финансовое право регулирует процесс сбора, аккумуляции и  расходования денежных средств. Исторически  оно развивалось то вместе, то в  качестве ответвления административного  права. В настоящее время рамки  самостоятельности финансового  права расширились, но остается неизменной некоторая общность предметов регулирования. Изучение управления государственными финансами, финансовой деятельности государства  дополняется регулированием налоговой  сферы, статуса налогоплательщиков и налоговых органов. Бюджетное  право вплотную примыкает к административному  праву прежде всего компетенционными нормами, нормами о статусе соответствующих  исполнительных органов, порядком их бюджетных  взаимоотношений. Административное право  взаимодействует с уголовным  правом и уголовно-исполнительным правом. Здесь следует отметить административно-правовую организацию управления в системе  исправительно-трудовых учреждений, регуляцию  вопросов государственной службы в  органах дознания и следствия, во внутренних войсках МВД.

Уголовное право карает за преступления, совершенные в сфере  действия административных норм. Это  касается преступлений против собственности, части преступлений в сфере экономической  деятельности (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с  землей и др.), преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. 

 

  

Заключение.

 

Таким образом, суть методов  административно-правового регулирования  управленческих общественных отношений  может быть сведена к следующему: а) установление определенного порядка  действий — предписание к действию в соответствующих условиях и  надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой; б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия; в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения; г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.

 

 

Список литературы.

 

  1. Бельский К.С. О системе административного права // Государство и право. 1998. № 3. С.5.
  2. http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2010/03/04/
  3. http://knigi-uchebniki.com/administrativnoe-pravo_717/mehanizm-administrativno-pravovogo.html
  4. Старилов Ю.Н. О сущности и новой системе административного права: некоторые итоги дискуссии // Государство и право. 2000. № 5. С.12.

 

 


Информация о работе Механизм административно-правового регулирования