Конституционный суд РФ, состав и порядок образования, организационно - правовые принципы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 03:52, контрольная работа

Описание

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.1 Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего, в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

Содержание

Введение___________________________________________________3
Актуальность______________________________________________4
1. Полномочия, состав, порядок образования Конституционного Суда РФ_____________________________________________________________5
2. Полномочия______________________________________________5
3. Состав и порядок образования_______________________________13
4. Организационно правовые принципы деятельноски_____________15
Заключение________________________________________________16
Список литературы_________________________________________18

Работа состоит из  1 файл

кс Рф.docx

— 34.76 Кб (Скачать документ)

      Примером  реализации первой возможности может  служить постановление Конституционного Суда по делу о толковании ряда статей Конституции РФ, предусматривающих  принятие решений палатами Федерального Собрания РФ большинством от общего числа  депутатов. Возник вопрос: что считать  таким "общим числом" - число  депутатов Государственной Думы, названное Конституцией РФ, - 450 (ч. 3 ст. (95) или же число мандатов, реально  замещенных на момент голосования. Конституционный  Суд постановил, что под общим  числом депутатов следует понимать число депутатов, установленное  для Государственной Думы ч. 3 ст. 95 Конституции РФ, - 450 депутатов. Одним  из основных документов, которыми руководствовался Суд, состоит в том, что акт  парламента как органа общенационального  представительства должен отражать не только интересы парламентского большинства, но также интересы большинства общества. Определение результатов от числа  лишь замещенных мандатов может привести к тому, что Государственная Дума в случае вакантности значительной части депутатских мандатов будет принимать федеральные законы, фактически утратив свой представительный характер. Примером реализации второй возможности может служить решение Конституционного Суда по обращению Профсоюза летнего состава Гражданской авиации РФ, который посчитал неконституционной ст. 12 действующего Закона о порядке разрешения коллективных трудовых споров, на основании которой в судебном порядке была запрещена забастовка летнего состава. Названная статья запрещает, в частности, проведение забастовок в гражданской авиации. Суд посчитал, что право на забастовку может быть ограничено, но не по отраслевому принципу, а в соответствии с рамками пользования правами и свободами, которые установлены самой Конституцией. Запрет же на одном только основании принадлежности к определенной отрасли не соответствует ч. 4 ст. 37 и ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

      Остро стоит проблема, когда толкование связано с восполнением пробелов в конституционном тексте. Явный  пробел в федеральном конституционном  Законе о Конституционном Суде - отсутствие в нем указаний о каких-либо установках и принципах, из которых  должен исходить Суд при прямом толковании Конституции.8 Право толкования Конституции несомненно способствует усилению роли и престижа Конституционного Суда, более полному раскрытию его юридической природы и сущности. Вместе с тем ряд норм в определенной степени ограничил полномочия специализированного органа Конституционного контроля, что служит целям деполитизации Суда.9  

      2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ 

      Согласно  действующему законодательству Конституционный  Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Конституционный  Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее 3/4 от общего числа судей.10 Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка определены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

      Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи  Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента  получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

      В случае выбытия судьи из состава  Конституционного Суда РФ представление  о назначении другого лица на вакантное  место судьи вносится Президентом  РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.

      Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять  обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или  до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.11 Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям, установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматривает полные гарантии независимости судей.12 Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2,3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ. 13

      Правовой  базой организации и деятельности Конституционного Суда РФ послужило  небольшое конституционное положение (принятое в виде поправки к Конституции  от 15 декабря 1990 г.) и достаточно подробный (89 статей) Закон о Конституционном  Суде от 12 июля 1991г.  

4.ОРГАНИЗАЦИОНН-ПРАВОВЫЕ  ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Этот  закон не являлся образцовым актом. Длинный и небрежно составленный, он содержит ряд действительно важных положений, регламентирующих внутренний распорядок и организацию деятельности суда (в частности, как обеспечивается безопасность помещений суда, охрана судей и членов их семей - ст. 86) . В  это же время в нем есть нормы, которые, по крайней мере, в других странах представляются настолько  очевидными, что не нуждаются в  законодательном закреплении (например, положение о том, что все расходы  суда покрываются из республиканского бюджета - ст. 85) , что свидетельствует  об отсутствии у авторов его проекта  опыта в создании актов подобного  рода, хотя более вероятно, что это  сделано с целью предусмотреть  и преодолеть возможные попытки  ослабить контроль Конституционного Суда.  
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Успех молодой Российской демократии не будет  зависеть от наличия или отсутствия Конституционного суда. В России пока нет многих других элементов демократической  системы, которые имеют важное значение. Тем не менее, среди непременных  условий функционирования демократической  системы впервые появился механизм, обеспечивающий эффективную защиту конституционных прав и свобод, в  то время как замороженная в течение 70 лет авторитарность Советской  власти препятствовала развитию институтов, способных выполнять подобную задачу. Российский Конституционный суд  является истинно юрисдикционным органом, способным выносить окончательные  и не подлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда была чересчур осторожной, то сейчас налицо ряд положительных итогов. Суд  показал, что он в состоянии и  защищать индивидуальные права, и ограничивать превышение власти на государственном  уровне, что уже само по себе является существенным достижением.14 Конституционный Суд - важный элемент политической системы Он служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.15 Главная особенность и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в том, что Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в

установленных Конституцией и законом форме  и пределах осуществлять контроль над  органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая  роль Конституционного Суда как гаранта  политического мира в обществе и  государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей. 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

      1. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Российская газета. 23 июля. 1994.

      2. Гуценко К. Ф. Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М. Издательство БЕК, 1995.

      3. Кряжков В. А. Ю. Л. Шульженко Конституционный контроль в России// Государство и право. 1995. N 10. 

      4.  Овсепян Ж. И. Судебный конституционный контроль в Российской Федерации// Государство и право. 1996. N 1. 

      5. Шульженко Ю. Л. Закон о Конституционном Суде Российской Федерации 1994г.// Государство и право. 1995. N 7.

      6. Интервью Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, доктора юридических наук В. А. Туманова журналу "Государство и право"// Государство и право. 1995 N 10. 

      7. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М. Издательство БЕК, 1994. 

      8. Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста// Государство и право. 1993. N 10.

      9. Эбзеев Б. С. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля// Вестник Конституционного Суда. 1995.

Информация о работе Конституционный суд РФ, состав и порядок образования, организационно - правовые принципы деятельности