Конституционное право Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором зиждется правовая и политическая система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ВО ФРАНЦИИ 5
1.1 Конституция 1958 г. 5
1.2 Порядок пересмотра и конституционные реформы 8
1.3 Конституционный контроль 14
2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ 19
2.1 Личные права и свободы 24
2.2 Социальные и экономические права 26
2.3 Политические права и свободы 28
2.4 Юридические гарантии прав и свобод 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа состоит из  1 файл

конституционное право франции.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

Конституционные тексты содержат сравнительно ограниченный перечень основных прав и свобод, классифицируемых в качестве основополагающих принципов. Вместе с тем конституционная значимость прав и свобод, содержащихся в других источниках права, может быть подтверждена решениями органа конституционного контроля, который в своей практической деятельности при проверке конституционности акта, принимаемого Парламентом вправе рассматривать их не только с точки зрения формального соответствия тексту Конституции, но и с точки зрения их соответствия основополагающим принципам, содержащимся в органических законах и текущем законодательстве. В то же время, по мнению французских государствоведов, конституционная значимость придается в этом случае только самим принципам, но отнюдь не тем юридическим актам” в которых они сформулированы и изложены.   

 

 

 

2.4 Юридические гарантии прав и свобод

 

Основным гарантом осуществления  прав и свобод человека и гражданина является независимая судебная власть. Статья 66 устанавливает: "Никто не может "быть произвольно лишен свободы.

Судебная власть—  хранительница личной свободы.—  обеспечивает уважение этого принципа в условиях, предусмотренных законом.

Посягательства на права  и свободы человека со стороны  администрации являются предметом рассмотрения в специальных административных трибуналах. Административная юстиция как бы нацелена на осуществление мер, призванных пресечь неправомерные действия администрации. Органы административной юстиции, используя свои особые формы судопроизводства, вправе отменить любое решение административных органов или должностных лиц государства, если они посягают на права и свободы человека.

Защита прав и интересов  человека от посягательств со стороны других лиц, а равно от действий государства, наносящих ущерб имущественным интересам, возлагается на суды общей юрисдикции. Эти суды осуществляют уголовное и гражданское судопроизводство, а также судопроизводство по специальным вопросам путем создания коммерческих трибуналов, судов по трудовым спорам, судов по делам несовершеннолетних и др. тактика показывает, что судебная система Франции сравнительно эффективно справляется с осуществлением своих функций по защите прав человека. Вместе с тем опыт работы Европейского Суда по правам человека показывает, что и французская судебная система не застрахована от ошибок и нарушений. В частности, это касается процессуальных сроков рассмотрения дел и их чрезмерного затягивания, что, по мнению Европейского Суда по правам человека, представляет собой нарушение требований, вытекающих из Конвенции по защите прав человека и основных свобод,

Конституция возлагает  функции по защите основных прав и  свобод и на некоторые другие государственные  органы. Так, Президент Французской Республики в качестве гаранта Конституции обязан не допускать принятия актов либо совершение действий, нарушающих права человека. Ему, в частности, предоставлено в этих целях право отлагательного вето на законопроекты, принятые Парламентом, право обращения в Конституционный совет, а равно право использования чрезвычайных полномочий, предусмотренных статьей 16 Конституций. Кроме того, Президент Республики является гарантом независимости судебной власти, а следовательно, должен принимать меры к тому, чтобы обеспечить независимое функционирование судебных учреждений и неукоснительное исполнение их предписаний как гаранта прав и свобод человека. В Конституции Франции предусмотрено и существование специального уполномоченного по правам человека (медиатора). Однако он обладает относительно скромными полномочиями, главное из которых - привлекать внимание общественности и обращать внимание административных органов на решения или действия, нарушающие права человека. Активность медиатора во Франции сравнительно невелика и не идет ни в какое сравнение с деятельностью омбудсманов во многих европейских странах. В какой-то мере, очевидно, это объясняется тем фактом, что более эффективным средством защиты человека от посягательств со стороны администрации во Франции выступает административная юстиция.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Францию не случайно называют "лабораторией конституции", а французов "великими потребителями конституции". Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. .на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики. До этого во Франции были: Первая Республика (1793—1802 гг.); Вторая Республика (1848—1852 гг.); Третья Республика (1875—1940 гг.); Четвертая Республика (1946—1958 гг.).             

Структурно Конституция  Франции состоит из преамбулы, которая содержит также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской, социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает все вероисповедания.

Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два  раздела отменены: раздел I. О суверенитете; раздел. II. Президент Республики; раздел III. Правительство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях между Правительством и Парламентом; раздел VI. О международных договорах и соглашениях; раздел VII. Конституционный совет; раздел VIII. О судебной власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной ответственности членов Правительства; раздел XI. Экономический и социальный совет; раздел XII. О местных "коллективах; раздел XIII. О сообществе (был отменен конституционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О соглашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и Европейском Союзе; раздел XVI. О пересмотре Конституции; раздел XVII. Переходные положения (был отменен конституционным законом от 5 августа 1995г.).

Далее идут: преамбула Конституции Французской “Республики 1946 г. и Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.

Предусмотрено два способа пересмотра Конституции.

Первый — проект или  предложения пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным после его одобрения референдумом.

Второй вариант заключается  в том, что проект пересмотра не выносится на референдум, а Президент решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет 3/5 поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания. Содержится положение о том, что процедура пересмотра не может быть начата и продолжена при посягательстве на целостность территории; не подлежит пересмотру республиканская форма правления.

В Конституции нет  специального раздела, посвященного правам человека. Содержится лишь несколько статей по этим вопросам. Например, статья 1 фиксирует равенство перед законом; свобода образования политических партий провозглашается в статье 4; свобода личности устанавливается в статье 66. Большинство прав и свобод регулируется Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулой Конституции 1946 г.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Проспект, 2008.
  2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Проспект, 2008.
  3. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма, 2008.
  4. Ковешников Е.М. Основы конституционного права зарубежных стран. – М.: Инфра-М, 2002.
  5. Колдаев В.М. Конституционное право Франции. Учебное пособие. – М.: Изд-во юрид. ин-та МИИТа, 2003.
  6. Конституционное право зарубежных стран. Учебник  для  вузов. / Под  общей   редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Норма-Инфра-М., 2002.
  7. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Чиркин В.Е. – Юрист, 2002.
  8. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: курс лекций. – М.: Книжный мир, 2008.
  9. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. – М.: Волтерс Клувер, 2006.
  10. Смоленский М.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2006.

1 Колдаев В.М. Конституционное право Франции. Учебное пособие. – М.: Изд-во юрид. ин-та МИИТа, 2003. – С. 10.

2 Колдаев В.М. Конституционное право Франции. Учебное пособие. – М.: Изд-во юрид. ин-та МИИТа, 2003. – С. 15.

3 Смоленский М.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2006. – С. 124.

4 Смоленский М.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2006. – С. 124.

5 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Проспект, 2008. – С. 241.

6 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Проспект, 2008. – С. 243.

7 Смоленский М.Е. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2006. – С. 126.

8 Колдаев В.М. Конституционное право Франции. Учебное пособие. – М.: Изд-во юрид. ин-та МИИТа, 2003. – С. 23.

9 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Проспект, 2008. – С. 247.

10 Колдаев В.М. Конституционное право Франции. Учебное пособие. – М.: Изд-во юрид. ин-та МИИТа, 2003. – С. 33.


Информация о работе Конституционное право Франции