Этнополитические конфликты на территории современной Грузии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена этнополитическим конфликтам, в частности конфликтам на территории Грузии.
Цель работы – исследование динамики развития этнополитических конфликтов на территории современной Грузии.
Мною была предпринята попытка решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования этнополитических конфликтов - определить понятие и сущность этнополитического конфликта, выявить стадии этнополитического конфликта,
2. Проанализировать причины и динамику развития этнополитических конфликтов на территории современной Грузии, рассмотреть итоги этих конфликтов.
Объект моего исследования – этнополитические конфликты, предмет - этнополитические конфликты на территории Грузии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Раздел 1.Теоретические основы исследования этнополитических конфликтов…………………………………………………………………………..5
Раздел 2. Этнополитические конфликты на территории современной Грузии: причины и динамика развития, итоги…………………………………...13
Заключение………………………………………………………..…………..25
Список литературы..………………………………………………………….27
Приложение………………….……..28

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Четвертая, кризисная фаза, характеризует такую степень созревания конфликта, когда его уже невозможно урегулировать мирными методами и в то же время имеется острая необходимость в его скорейшем разрешении. В кризисной ситуации психическое напряжение достигает максимума по силе и масштабам влияния. Радикализм сторон и несовместимость позиций, крайняя предвзятость при интерпретации реальных фактов, абсолютизация защиты прав своей этнической группы достигают пика. Общий уровень эмоционального возбуждения достигает такой высоты, что эмоции становятся определяющим фактором в действиях этнической группы и иррациональной основой повышенной активности. Иррациональность проявляется как глубокая убежденность индивидов и групп в собственной правоте, чувство чрезмерной собственной значимости, подозрительность, страх и гнев, противоречащие собственным взглядам факты либо игнорируются, либо объявляются измышлениями противника, а при малейшем противодействии извне возникает стремление отомстить с готовностью к самопожертвованию ради посрамления или гибели врага.

По мнению В.А. Михайлова динамика этнополитического конфликта представляет собой процесс образования «воронки противостояния», накопления обид, формирования в сознании этнических групп образа врага, взаимным проецированием представлений «одномерных человеков» или «недочеловеков». Процесс завершается перерастанием межэтнического противостояния в антагонизм, и события отныне разворачиваются по принципу «зеркального отражения», когда практически все дела и поступки одного этноса бумерангом возвращаются в качестве ответных мер и действий другого этноса. В этой «войне двойников» действие всегда равно противодействию. Здесь уже окончательно исчезают правые и виноватые, остаются лишь терпящие беду[10].

Таким образом, этнополитические конфликты можно классифицировать в зависимости от тех причин, которые лежат в основе данных конфликтов – политических, этнических, экономических, социальных, духовных, конфессиональных и т.д. Именно выявление внутренних причин возникновения конфликта позволит предотвратить возникновение его на ранних стадиях развития. Однако стоит отметить, что в «чистом виде» трудно вычленить каждый из перечисленных типов конфликтов, поскольку конфликты возникают в результате целого комплекса противоречий, что, с одной стороны, усугубляет внутреннюю конфликтность процесса, а с другой – побуждает искать комбинированные средства противодействия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Этнополитические конфликты на территории Грузии: причины и динамика развития, итоги.

 

Для этнополитического пространства Закавказья почти всегда было характерно наличие весьма сложного и запутанного  комплекса проблем и противоречий, которые часто становились причиной войн, насильственных ассимиляций, депортаций, ожесточенных споров между различными этническими группами. Одна  из важнейших особенностей этой ситуации состояла в том, что формирование и выживание региональных этнических сообществ не всегда зависело от существования собственного государственного образования.

До начало XX века этнополитическое состояние Закавказья было относительно стабильным.

Февральская революция 1917 года и процесс дезинтеграции Российской империи привел к возникновению в Закавказье трех  независимых государств – Азербайджана, Армении и Грузии. Нежданное обретение независимости ввергло новоявленные Закавказские государства в пучину внешних и внутренних междоусобиц этнополитического характера. С целью нейтрализации возникшего комплекса противоречий в феврале 1918 г. в регионе была  создана Закавказская Федерация, куда вошли Азербайджан, Армения и Грузия. По сути дела - это было эфемерное политическое образование, показавшее в дальнейшем свою несостоятельность. Ситуация в  регионе усугублялась еще и тем, что с 1918 по 1920 годы Закавказье подвергалось неоднократной оккупации со стороны Германии, Турции и Англии. Степень влияния оккупационных властей на эскалацию этнополитической ситуации в регионе  была чрезвычайно высока.

Непросто складывалась ситуация и на территории Грузии. Приняв в мае 1918 года германский протекторат и получив политическую поддержку немецкого правительства, меньшевистские власти Грузии установили контроль над всей территорией Абхазии, которая в тот период входила в состав Горской республики. Несмотря на упорное сопротивление абхазов, грузинскому экспедиционного корпусу генерала Мазниева (Мазниешвили) удалось захватить  Абхазию, а  затем Сочи и  Туапсе. Аннексия Абхазии и арест членов абхазского парламента вызвали протест со стороны администрации союзных (британских) войск в Закавказье и командования русской Белой армии.[11]

Другим регионом Грузии, где имела место этнополитическая конфронтация, были территории внутренней Картли, населенные преимущественно осетинами. В 1920-1921 годах отряды «Народной Гвардии» Грузии под лозунгом борьбы с «большевизацией» региона провели широкомасштабную военную операцию на территориях, где осетины составляли доминирующее большинство.[12] После ликвидации политического руководства национально-революционного движения в Южной Осетии (расстрел 13 комиссаров в Джаве и Цхинвали в июне 1920 г.) действия военных отрядов были направлены на уничтожение и выдавливание осетинского населения из центральных районов Грузии. По данным на июнь 1920 г. было убито свыше 5 тысяч человек, уничтожено 50 осетинских сел, несколько десятков тысяч беженцев нашли убежище на Северном Кавказе. Методы и масштабы антиреволюционных мероприятий были санкционированы правительством Грузии, которое не скрывало своих намерений по вытеснению осетинского этнического субстрата с данных территорий, созвав специальную комиссию по перемещению переселенцев из других регионов Грузии в осетино-населенные области Картли.

Что  касается Грузии, то она  была последним государством в Закавказье, подвергшимся определенной советизации в результате вхождения войск Красной Армии в феврале 1921 года. 31 марта 1921 была провозглашена независимая Абхазская ССР, которую большевистское правительство Грузии официально признало. В том же году Абхазская ССР была вынуждена заключить союзный (конфедеративный) договор, по которому она на особых условиях входила в состав Грузии. Абхазия все еще оставалась союзной республикой до 1931 г., когда ее статус был понижен от союзной республики до автономной единицы в составе Грузии.[13]

В апреле 1922 года в осетино-населенных территориях  центральной Грузии была образована Южно-Осетинская автономная область. Это решение в большей степени было основано на ранее заключенном договоре, в мае 1920 года, между Советской Россией и меньшевистской Грузией о разделе сфер политического влияния в Северной и Южной Осетиях. В состав Южно-Осетинской автономной области вошли г. Цхинвал и ряд территорий, где имелось значительное количество грузинского населения, что еще более осложнило   этнодемографическую ситуацию в  автономном образовании.[14]

В советский период интеллигенция и даже партийное руководство отдельных Закавказских автономий неоднократно обращались к союзному центру о пересмотре административно-территориального  деления региона (Абхазская АССР в 1956, 1967, 1978 гг.[15]; Нагорно-Карабахская АО в 1945, 1967, 1977 гг.[16]), но, в силу известных причин, Москва не могла идти дальше отдельных уступок в кадровой и этнокультурной политике. Либеральные процессы в СССР в конце 80-х гг. XX в., ослабившие жесткие устои тоталитарного режима, генерировали весь комплекс застарелых противоречий этнонационального характера, создав основу для эскалации этнополитической ситуации в регионе.

 

Таким образом, исторические аспекты межэтнических отношений в прошлом во многом  предопределили обоюдное негативное восприятие  противоборствующих сторон в период развертывания этнополитических конфликтов в Абхазии и Южной Осетии в конце 80-х г.г. XX в.  На мой взгляд, именно установки и стереотипы, изначально направленные на конфликт, заложили благодатную почву  для актуалиализации целого ряда объективных причин - политических, экономических, демографических, этнокультурных, конфессиональных и иных – легших в основу генезиса этнополитических конфликтов в регионе.

 

             Истоки современных этнополитических конфликтов на территории Грузии лежат в событиях конца 1980-х годов, когда активизация грузинского национального движения за независимость от союзного центра (при одновременном отказе малым народам Грузии в праве на автономию) и радикальные действия его руководителей (прежде всего, Звиада Гамсахурдиа) на фоне слабости центрального руководства СССР привели к резкому обострению отношений между грузинами и этническими меньшинствами(в первую очередь, абхазами и осетинами, имевшими собственные автономные образования и уже тогда выдвигавшими требования повышения их статуса — и, в конечном счёте, самостоятельности).

Одновременно с распадом СССР политические конфликты в Грузии перешли в фазу открытого вооружённого противостояния как между Грузией и автономиями (Абхазия, Южная Осетия, Аджария), так и внутри Грузии как таковой.

 

Первая волна современных этнополитических конфликтов пришлась на 1989—1992 г. В 1989 году Юго-Осетинская автономная область провозглашает автономную республику, а через год — объявляет о своём суверенитете. В ответ Верховный совет Грузии 10 декабря 1990 года упраздняет осетинскую автономию вообще, разделив её территорию по шести административным районам Грузии.

              В 1990 году закон СССР «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР», предоставил право автономным образованиям «самостоятельно решать вопрос о выходе из СССР в составе выходящей республики или о пребывании в составе СССР». Исполком народных депутатов Южной Осетии воспользовался предоставленным правом, и, когда 9 апреля 1991 года Грузия вышла из состава СССР, Южная Осетия осталась в его составе.

             Политическая борьба быстро переросла в вооружённые столкновения, и в течение всего 1991 года Южная Осетия была ареной активных боевых действий в ходе которых безвозвратные потери (убитые и пропавшие без вести) с осетинской стороны составили 1 тыс. человек, ранено свыше 2,5 тыс. Весной 1992 года, после некоторого затишья, вызванного государственным переворотом и гражданской войной в Грузии, военные действия в Южной Осетии возобновились. Под давлением России Грузия начала переговоры, закончившиеся 24 июня 1992 года подписанием Дагомысского соглашения о принципах урегулирования конфликта. Дагомысские соглашения предусматривали создание специального органа для урегулирования конфликта — Смешанной контрольной комиссии (СКК) из представителей четырёх сторон — Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии.

14 июля 1992 года был прекращен огонь, и в зону конфликта для разъединения противоборствующих сторон были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе трёх батальонов — российского, грузинского и осетинского.

                С Абхазией грузинским властям отношения наладить не удалось. Абхазское руководство использовало отмену Конституции Грузии 1978 г. и восстановление Конституции 1921 года и объявило это как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, хотя в соответствующем постановлении чётко было зафиксировано, что Абхазия сохраняет прежнее национально-государственное устройство и статус Абхазской АССР. Однако, 23 июля 1992 год Верховный Совет республики (при бойкоте сессии со стороны депутатов-грузин) с нарушением 162 статьи Конституции Абхазской АССР без квалифицированного большинства восстановил действие Конституции ССР Абхазии 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством в составе Грузинской ССР. Верховный совет разделился на две части — абхазскую и грузинскую.

             В Тбилиси 10 августа 1992 года было принято решение о вводе войск в автономию. Официальной причиной была названа необходимость охраны железной дороги, использовавшейся в качестве единственного маршрута транспортировки грузов из России в Армению, уже находившуюся в состоянии войны с Азербайджаном.

               27 июля 1993 года после после нескольких вооруженных сражений, в Сочи было подписано соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта. Данное перемирие абхазов заставила подписать Россия (под нажимом авторитета Э. Шеварнадзе), так как в результате боёв абхазами был полностью блокирован город Сухум и войска Госсовета оказались в полном окружении.

                Как утверждает грузинская сторона, в надежде на то, что соглашение будет исполняться всеми сторонами, практически всё тяжёлое вооружение грузинских вооружённых сил было вывезено из Сухума на кораблях Черноморского Флота и значительная часть войск также покинула город. В то же время абхазская сторона отмечает, что оборонительные рубежи грузинских войск не были ослаблены.

             После 1992 года Южная Осетия была де-факто независимым государством, обладала собственной конституцией (принята в 1993 году) и государственной символикой. Власти Грузии по-прежнему рассматривали её как административную единицу Цхинвальский регион, но активных действий по установлению контроля над ней не предпринималось.

После прекращения военных действий в Абхазии абхазские власти контролировали значительную часть Гальского района за исключением отдельных грузинских анклавов. Грузинское население, покинувшее место своего проживания, вернулось в Гальский район. Не имевшие успеха пятилетние абхазско-грузинские мирные переговоры заставили грузинских беженцев браться за оружие. Маленькие партизанские единицы постепенно объединялись и в 1996 году сформировали Белый легион. Чуть позже Легион взял ответственность за подрывные действия в Абхазии. Позднее была создана новая единица, Лесные братья. Сухуми утверждал, что приблизительно 300 грузинских партизан незаконно переместились в Гальский район Абхазии и начали приготовления к крупномасштабной подрывной миссии.   Весной 1998 года ситуация в Абхазии резко обострилась. Белый легион, Лесные братья и другие грузинские боевые группы увеличили количество нападений на абхазскую армию, которая наконец потеряла контроль над Гальским районом. 20 мая 1998 года хорошо вооружённые абхазские силы вошли в Гальский район, наступление продолжалось в течение 6 дней. К 26 мая абхазские силы взяли под свой контроль почти весь Гальский район. Грузинские и абхазские делегации заключили соглашение о перемирии 25 мая в Гагре. Согласно соглашению, обе стороны должны были отозвать свои вооружённые силы из Гальского района в 6 часов утра, 26 мая. Для установления контроля над ситуацией была образована специальная комиссия, составленная из представителей Организации Объединённых Наций и других международных организаций. Условия достигнутых соглашений неоднократно нарушались грузинской стороной, что привело в конечном итоге к вооружённому конфликту в августе 2008 года.

Информация о работе Этнополитические конфликты на территории современной Грузии