История развития реактивного двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:32, доклад

Описание

Воздушно-реактивный двигатель (ВРД) — тепловой реактивный двигатель, в качестве рабочего тела которого используется атмосферный воздух, нагреваемый за счёт химической реакции окисления горючего кислородом, содержащимся в самом рабочем теле.
Впервые этот термин в печатной публикации, по-видимому, был использован Б. С. Стечкиным в журнале «Техника Воздушного Флота», где была помещена его статья «Теория воздушного реактивного двигателя»

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
История……………………………………………………………………..
Общие принципы работы ВРД…………………………………………..
Виды двигателей…………………………………………………………..
1. Прямоточный ВРД(ПВРД)…………………………………….......
+ -Дозвуковой ПВРД
+ -Сверхзвуковой ПВРД
+ -Гиперзвуковой ПВРД
+ -Ядерный ПВРД
2. Турбореактивный двигатель(ТРД)………………………………
+ -Гибридный ТРД
+ -Двухконтурный ТРД
3.Вентиляторный двигатель………………………………………….
4. Турбовинтовой двигатель(ТВД)…………………………………..

Работа состоит из  1 файл

история развотия реактивных двигателей.doc

— 798.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  Транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство воздушного транспорта

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ  ВПО «Санкт-Петербургский Государственный  Университет Гражданской Авиации» 
 
 
 
 
 
 

Реферат  

по дисциплине : 

«Основы эксплуатации ВС.» 

на тему:

«История развития реактивных двигателей» 
 
 
 
 
 

    Подготовила: ст. уч. гр. №383

Фак-та ААП 

Бабичук К.В. 

                                                                                                  Проверил: Дмитриев В.А 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 
 
 
 

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………….3

История……………………………………………………………………..

Общие принципы работы ВРД…………………………………………..

Виды двигателей…………………………………………………………..

  1. Прямоточный ВРД(ПВРД)…………………………………….......
      • -Дозвуковой ПВРД
      • -Сверхзвуковой ПВРД
      • -Гиперзвуковой ПВРД
      • -Ядерный ПВРД
  1. Турбореактивный двигатель(ТРД)………………………………
      • -Гибридный ТРД
      • -Двухконтурный ТРД

     3.Вентиляторный двигатель………………………………………….

     4. Турбовинтовой двигатель(ТВД)………………………………….. 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воздушно-реактивный двигатель (ВРД) — тепловой реактивный двигатель, в качестве рабочего тела которого используется атмосферный воздух, нагреваемый за счёт химической реакции окисления горючего кислородом, содержащимся в самом рабочем теле. 
Впервые этот термин в печатной публикации, по-видимому, был использован
Б. С. Стечкиным в журнале «Техника Воздушного Флота», где была помещена его статья «Теория воздушного реактивного двигателя» (1929 г.) 
В английском языке этому термину наиболее точно отвечает словосочетание air-breathing jet engine (буквально — реактивный двигатель, дышащий воздухом). 
Воздушно-реактивные двигатели используются, как правило, для приведения в движение воздушных
летательных аппаратов. Первый турбореактивный самолёт Heinkel He 178. 
 

Введение 

В нашей  повседневной жизни мы часто сталкиваемся с реактивным движением. Реактивные двигатели приводят в движение самолеты, космические корабли и даже автомобили. Даже шарик, который, спускаясь, беспорядочно движется, совершает реактивное движение, и в своем роде является реактивным двигателем. Но едва ли многие нас осознают природу и причины этого движения. Нас заинтересовала эта тема и мы решили разобраться с этой проблемой. Мы рассмотрели, что представляет из себя реактивный двигатель, изучили историю его возникновения и практическое применения реактивных двигателей в наши дни.

Что такое  реактивный двигатель?

Реактивный двигатель - двигатель, создающий необходимую для движения силу тяги путём преобразования исходной энергии в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела; в результате истечения рабочего тела из сопла двигателя образуется реактивная сила в виде реакции (отдачи) струи, перемещающая в пространстве двигатель и конструктивно связанный с ним аппарат в сторону, противоположную истечению струи. В кинетическую (скоростную) энергию реактивной струи в реактивном  двигателе могут преобразовываться различные виды энергии (химическая, ядерная, электрическая, солнечная). Реактивный двигатель (двигатель прямой реакции) сочетает в себе собственно двигатель с движителем, т. е. обеспечивает собственное движение без участия промежуточных механизмов.

Для создания реактивной тяги, используемой реактивными двигателями, необходимы: источник исходной (первичной) энергии, которая превращается в кинетическую энергию реактивной струи; рабочее тело, которое в виде реактивной струи выбрасывается из Р. д.; сам реактивный двигатель. - преобразователь энергии. Исходная энергия запасается на борту летательного или др. аппарата, оснащенного реактивного двигателя. (химическое горючее, ядерное топливо), или (в принципе) может поступать извне (энергия Солнца). Для получения рабочего тела в реактивном двигателе  может использоваться вещество, отбираемое из окружающей среды (например, воздух или вода); вещество, находящееся в баках аппарата или непосредственно в камере реактивного двигателя.; смесь веществ, поступающих из окружающей среды и запасаемых на борту аппарата. В современных реактивных двигателях  в качестве первичной чаще всего используется химическая энергия. В этом случае рабочее тело представляет собой раскалённые газы - продукты сгорания химического топлива. При работе реактивного двигателя  химическая энергия сгорающих веществ преобразуется в тепловую энергию продуктов сгорания, а тепловая энергия горячих газов превращается в механическую энергию поступательного движения реактивной струи и, следовательно, аппарата, на котором установлен двигатель. Основной частью любого реактивного двигателя. является камера сгорания, в которой генерируется рабочее тело. Конечная часть камеры, служащая для ускорения рабочего тела и получения реактивной струи, называется реактивным соплом.

В зависимости от того, используется или нет при работе реактивного двигателя окружающая среда, их подразделяют на 2 основных класса

воздушно-реактивные двигатели (ВРД)

ракетные  двигатели (РД).

Все ВРД - тепловые двигатели, рабочее тело которых образуется при реакции окисления горючего вещества кислородом воздуха. Поступающий из атмосферы воздух составляет основную массу рабочего тела ВРД. Т. о., аппарат с ВРД несёт на борту источник энергии (горючее), а большую часть рабочего тела черпает из окружающей среды.

В отличие от ВРД все компоненты рабочего тела РД находятся на борту аппарата, оснащенного РД. Отсутствие движителя, взаимодействующего с окружающей средой, и наличие всех компонентов рабочего тела на борту аппарата делают РД единственно пригодным для работы в космосе. Существуют также комбинированные ракетные двигатели, представляющие собой как бы сочетание обоих основных типов. 
 

Основные  характеристики реактивного  двигателя:

  1. реактивная тяга,
  2. удельный импульс - отношение тяги двигателя к массе ракетного топлива (рабочего тела), расходуемого в 1 сек, или идентичная характеристика - удельный расход топлива (количество топлива, расходуемого за 1 сек на 1 н развиваемой Р. д. тяги),
  3. удельная масса двигателя (масса реактивного двигателя . в рабочем состоянии, приходящаяся на единицу развиваемой им тяги).
 
 

История 

История ВРД неразрывно связана с историей авиации
Прогресс в авиации на всём протяжении её существования обеспечивался, главным образом, прогрессом авиационных двигателей, а всё возраставшие требования, предъявляемые авиацией к двигателям, являлись мощным стимулятором развития авиационного двигателестроения. Считающийся первым самолетом («
Флайер-1» конструкции братьев Райт США 1903 год), был оснащён поршневым двигателем внутреннего сгорания, и это техническое решение на протяжении сорока лет оставалось непременным в авиации. Другие имевшиеся в то время технические решения, например самолет Можайского, который имел паровые двигатели, были менее удачными. Авиационные поршневые двигатели совершенствовались, возрастала их мощность и тяговооружённость самих самолётов.Однако, к концу Второй мировой войны требование ещё бо́льшего повышения мощности поршневых ДВС вошло в неразрешимое противоречие с другими требованиями, предъявляемыми к авиамоторам — компактностью и ограничением массы. Дальнейшее развитие авиации по пути совершенствования поршневых двигателей становилось невозможным, и почти одновременно со смертью младшего из братьев Райт — Орвилла (1948г) закончилась и эпоха поршневой авиации. В двигателестроении ожили идеи, предложенные намного раньше поршневого двигателя внутреннего сгорания, но не привлекавшие внимания авиаконструкторов, пока поршневой двигатель сохранял перспективу развития. Ещё в эскизах Леонардо да Винчи (XV век) было найдено изображение колеса с лопастями, приводимого в движение тягой каминной трубы (прообраз газовой турбины), и вращавшего через зубчатую передачу шампур для жарки мяса. Первый патент на газотурбинный двигатель был выдан англичанину Джону Барберу в 1791 году. В 1913 году француз Рене Лорен получил патент на прямоточный воздушно-реактивный двигатель.Следует отметить, что ряд инженеров и учёных разных стран ещё в 30-е, и даже в 20-е годы XX века предвидели надвигающийся кризис в авиационном двигателестроении, и искали пути выхода из него, в том числе и за счёт ВРД. К ним можно отнести Ф. Уиттла (Великобритания), фон Охайна (Германия), Рене Ледюка (René Leduc) (Франция). В СССР этой проблемой занимались Ф. А. Цандер, Б. С. Стечкин, Ю. А. Победоносцев, А. М. Люлька и др. В большинстве случаев главным ресурсом этих разработок был энтузиазм разработчиков. Для получения практических результатов необходимы были существенные инвестиции, а инвестиции без обнадёживающих практических результатов никто не решался делать — извечный замкнутый круг всех изобретателей.Немецкие конструкторы и учёные, работавшие в этой и смежных областях (ракетостроение), оказались в предпочтительном положении. Третий рейх планировал войну со всем миром, и выиграть её рассчитывал за счёт технического превосходства в вооружениях. Поэтому в Германии новые разработки в области авиации и ракетной техники субсидировались более щедро, чем в других странах, и достижения оказались соответственными. Первым самолётом, поднявшимся в небо с турбореактивным двигателем (ТРД) HeS 3 конструкции фон Охайна, был He 178 (фирма Хейнкель Германия), управляемый лётчиком-испытателем флюг-капитаном Эрихом Варзицем (27 августа 1939 года). Этот самолёт превосходил по скорости (700 км/час) все поршневые истребители своего времени, максимальная скорость которых не превышала 650 км/час, но при этом был менее экономичен, и вследствие этого имел меньший радиус действия. К тому же у него были бо́льшие скорости взлёта и посадки, чем у поршневых самолётов, из-за чего ему требовалась более длинная взлётно-посадочная полоса с качественным покрытием.

Работы  по этой тематике неспешно продолжались почти до конца войны, когда Третий рейх, утратив своё былое преимущество в воздухе, предпринял безуспешную попытку восстановить его за счёт серийного выпуска с августа 1944 года реактивного истребителя-бомбардировщика Мессершмитт Me.262, оборудованного двумя турбореактивными двигателями Jumo-004 производства фирмы Юнкерс. Этот самолёт значительно превосходил всех своих «современников» по скорости и скороподъёмности. А с ноября 1944 года начал выпускаться ещё и первый реактивный бомбардировщик Arado Ar 234 Blitz с теми же двигателями, который из-за его скорости не могли перехватывать поршневые истребители того времени. Но всё это уже не могло спасти Третий рейх от краха. Единственным реактивным самолетом союзников по антигитлеровской коалиции, принимавшим участие во Второй мировой войне, был Глостер Метеор (Великобритания) с ТРД Rolls-Royce Derwent 8 конструкции Ф. Уиттла

После войны во всех странах, имевших авиационную  промышленность, начинаются интенсивные  разработки в области воздушно-реактивных двигателей. Реактивное двигателестроение  открыло новые возможности в  авиации: полёты на скоростях, превышающих скорость звука, и создание самолётов с грузоподъёмностью, многократно превышающей грузоподъёмность поршневых самолётов, как следствие более высокой удельной мощности газотурбинных двигателей в сравнении с поршневыми.

Первым  отечественным серийным реактивным самолётом был истребитель Як-15 (1946г), разработанный в рекордные сроки на базе планера Як-3 и адаптации трофейного двигателя Jumo-004, выполненной в моторостроительном КБ В. Я. Климова под обозначением РД-10.

А уже  через год прошёл государственные испытания первый, полностью оригинальный, отечественный турбореактивный двигатель ТР-1, разработанный в КБ А. М. Люльки (ныне НПО «Сатурн»). Такие быстрые темпы освоения совершенно новой сферы двигателестроения имеют объяснение: группа А. М. Люльки занималась этой проблематикой ещё с довоенных времён, но «зелёный свет» этим разработкам был дан, только когда руководство страны вдруг обнаружило отставание СССР в этой области.

Информация о работе История развития реактивного двигателя