Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:57, реферат
Авиация (от лат. Avis – «птица») появилась в начале ХХ в. сначала на самолеты смотрели как на любопытную диковинку; они были скорее модным увлечением, чем обычным средством передвижения. За столетие роль крылатых машин в жизни людей резко изменилась, усовершенствовалась конструкция. Сегодня по воздуху перевозят сотни миллионов пассажиров, десятки миллионов тонн грузов и почты. Самолёты тушат пожары, обрабатывают сельскохозяйственные поля, проводят научные исследования. Существуют санитарные, спасательные, спортивные машины
В 50—60-х гг. интенсивность
полётов значительно возросла. Количество
рейсов увеличилось настолько, что
аэропорты перестали
Первым из самолётов-гигантов стал знаменитый «Боинг-747» «Джамбо Джет» («Реактивный слон»), появившийся в 1969 г. Ранние модификации «747-го» брали на борт до 450 пассажиров, а позже более мощные двигатели и изменение конструкции позволили довести это число до 560.
Если «747-й» был
самолетом для «богатых»
Разразившийся
в 1973 г. топливный кризис поставил авиакомпании
в трудное положение — как
никогда требовались деньги для
покупки более экономичных
Начиная с середины
70-х гг. внешний вид лайнеров изменился
достаточно мало. Основными направлениями
развития стали совершенствование
приборного оборудования, автоматизация,
разработка более экономичных двигателей
большой степени
Разработчики
самолётов, пользуясь компьютерными
средствами (системами
В начале 80-х гг. компания «Боинг» выпустила два новых лайнера, разработанных в соответствии с этими принципами, — «Боинг-757» и «Боинг-767». «767-й» предполагалось использовать в качестве универсальной машины большой вместимости, способной обслуживать как дальние, так и средние линии. Оба самолёта имеют большой успех, и их выпуск (как и «737-го», «747-го») продолжится и в XXI столетии.
Авиация
в СССР.
Воздушные перевозки
в Советском Союзе начались в
20-х гг. Однако это были преимущественно
полёты в интересах народного
хозяйства, а не рейсы для обычных
граждан. Ни благосостояние, ни полуказарменное
положение населения не способствовали
развитию авиатранспорта. После войны
основу парка «Аэрофлота» (единственной
авиакохмпании СССР) составляли самолёты
Ли-2. Удар по их монополии нанесло конструкторское
бюро С. В. Ильюшина: в 1946 г. оно выпустило
двухмоторный Ил-12, а через четыре года
его улучшенный вариант Ил-14 (27—32 пассажира;
рейсовая скорость 350 км/ч), ставший одним
из самых удачных советских самолётов.
«14-й» выпускался в больших количествах
(более 3 тыс. за всё время производства)
и стал основной машиной «Аэрофлота» вплоть
до начала 60-х гг.
В 1948 г. началась
эксплуатация Ан-2 — едва ли не самого
удачного лёгкого многоцелевого
самолёта в мире. Схема биплана, выбранная
для него, казалась в конце 40-х
гг. явным анахронизмом. Однако этот
одномоторный самолёт (12 пассажиров; 1
х 1000 л. с; рейсовая скорость 200 км/ч; дальность
полёта 550 км) вскоре доказал, что для большинства
работ, на которые он был рассчитан, такая
схема практически идеальна. В последующие
годы замену ему создать так и не удалось
— в результате самолёт выпускали более
40 лет (сначала в СССР, затем в Польше и
КНР), и на свет появилось около 15 тыс. Ан-2,
завоевавших всеобщее признание.
Гордостью отечественного
самолётостроения в 50-х гг. стал Ту-104
(рейсовая скорость 850 км/ч; дальность
полёта 3300 км; 100 пассажиров) — хотя
и второй после «Кометы», зато вполне
успешный реактивный лайнер. Быстрое
создание Ту-104 (начало проектирования
— 1954 г., первый полёт — июнь 1955 г.,
начало эксплуатации — 1956 г.) объясняется
тем, что основой для него послужил
бомбардировщик Ту-16.
Трансформация
бомбардировщиков в лайнеры (с новым,
более вместительным фюзеляжем)
практиковалась к этому времени
только в Советском Союзе —
на Западе после «Стратокрузера» все
лайнеры строились изначально только
для перевозки пассажиров. После Ту-104
в нашей стране ещё один бомбардировщик
«породил» пассажирский самолёт — стратегический
межконтинентальный бомбардировщик Ту-95
превратился в Ту-114, самый скоростной,
самый большой и самый вместительный лайнер
с ТВД. Три десятка построенных «114-х» были
скорее демонстрацией возможностей советской
авиапромышленности, чем успешными пассажирскими
машинами.
Настоящими «рабочими
лошадками» стали (помимо Ту-104) другие
самолёты, В 1959 г. начались пассажирские
рейсы двух лайнеров с ТВД —
Ан-10 и Ил-18 Оба самолёта имели примерно
одинаковые размеры, число пассажиров
(100—120), одни и те же двигатели (4 х 4000 л.
с.) и близкие лётные данные. Эксплуатация
Ан-10 на пассажирских линиях завершилась
в 1972 г., а уцелевшие экземпляры Ил-18 (пик
их применения пришёлся на 60—70-е гг.) служат
и сейчас.
Неожиданное продолжение
в СССР имели французская «Каравелла»
и английский VC-10. Схему французского
самолёта решили использовать для Ту-134.
Эта машина (были выпущены сотни
экземпляров) стала основным лайнером
небольшой вместимости для
В конце 70-х гг.
появился четырёхмоторный
В конце 80-х гг.
в СССР для замены Ту-154; Ил-62 и
Ил-86 были созданы новые магистральные
лайнеры — двухмоторный Ту-204 (аналог
«Боинга-757») и широкофюзеляжный сверхдальний
четырёхмоторный Ил-9б. Но распад СССР
и последовавший за этим экономический
кризис опрокинули все расчёты разработчиков.
Из-за отсутствия финансирования испытания
и доводка Ту-204 растянулись на долгие
пять или даже семь лет. К тому же отечественные
двигатели ПС-90 имеют низкую надёжность,
и новые лайнеры (если их не оснащать западными
двигателями) имеют мало шансов завоевать
доверие заказчиков и, соответственно,
вряд ли смогла окупить хотя бы затраты
на разработку.
Ту-154.
1969 г. СССР.
Рассчитан на перевозку до 180 пассажиров.
К концу 80-х гг. этот лайнер составлял основу
парка магистральных самолётов в СССР
и большинстве социалистических стран
Список использованной литературы.
1.Энциклопедия «Аванта+», «Техника», том 14, Москва 2004 г.
2. http://avialug.tripod.com/
3. http://www.tupolev.ru/Russian/