Федерация как форма государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:35, контрольная работа

Описание

Цель работы – раскрыть особенности федеративного государственного устройства на современном этапе.
для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать классификацию современных федераций;
- проанализировать сущность договорных и конституционных федераций;
- выявить специфику российского федерализма.

Содержание

Введение 3
1. Федерация как форма государственного устройства 4
2. Классификация современных федераций 5
3. Характеристика договорных и конституционных федераций 7
4. Специфика российского федерализма 8
Заключение 11

Работа состоит из  1 файл

Полит.-21.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

     В-третьих, система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами Федерации самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, определяемыми федеральным законом (ст. 77). Согласно принципу разделения властей в субъектах Федерации имеются законодательные (представительные), исполнительные, судебные органы. Субъекты определяют название соответствующих органов и закрепляют их статус в своих конституциях, уставах, законах. Многие республики учредили пост главы государства — Президента. Предусмотрено специальное и равное представительство субъектов РФ в Совете Федерации (одной из палат Федерального Собрания РФ). Каждый субъект направляет в нее по два представителя. В Государственной Думе (другой палате Федерального Собрания РФ) субъекты представлены в той части, которая формировалась по одномандатным избирательным округам в зависимости от численности населения и но нормам, определяемым федеральными актами.

     Субъекты  РФ имеют свой бюджет, собственность  соответствующего уровня (республиканскую, краевую, областную и т.д.). Названные элементы статуса субъектов РФ составляют материальную основу осуществления ими их государственной власти. Субъекты РФ выступают самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Однако их международная правосубъектность ограничена полномочиями, определяемыми федеральной властью. Основной проблемой в Федерации является разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и ее субъектами (ст. 72).

     В обновленной России ее субъекты получили широкие права и самостоятельность во всех областях социально-экономической, культурной и политической жизни. Однако в федеративном государстве должно обеспечиваться государственное единство. Для этого федеральные органы наделены необходимыми правами в наиболее значимых сферах осуществления государственной власти. Предметы ведения и полномочия РФ составляют федеральную компетенцию. Разграничение компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ может осуществляться в двусторонних договорах. Основным их правовым назначением является разграничение полномочий в сфере совместного ведения РФ и конкретно субъекта, а также определение важнейших направлений сотрудничества. Рассматриваемые договоры должны конкретизировать конституционные положения и не должны противоречить Конституции РФ.

     Кроме того, в сфере исполнительной власти субъекты Федерации могут получать дополнительно некоторые полномочия, если они в соответствии с двусторонним соглашением переданы им федеральными органами. Возможен и обратный порядок: по соглашению органы исполнительной власти субъектов Федерации передают федеральным исполнительным органам конкретные свои полномочия (ст. 78).

Заключение

 

     Анализ  проблемы федерализма позволяет  сделать ряд выводов.

     Государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует  институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

     Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с которой государство  состоит из государственных образований - субъектов федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако, целостности  государства.

     Наименее  жесткие связи существуют в конфедеративном  союзе, где части (субъекты федерации) могут не подчиняться целому и  даже превалировать над ним.

     Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными являются федерации, построенные по территориальному признаку.

     Существуют  федерации, в которых при доминировании  территориального признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. Есть федерации, созданные по языковому признаку.

       Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни этнонациональной,  ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в «чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот, унитарное государство, в определенной степени, является носителем элементов федерализма.

     Федерация - это объединение государственно-правовое. Она закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют права нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем порядке   выйти из нее. В федеративном государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным центром и субъектами федерации.

     Таким образом, федеративное устройство России служит, с одной стороны, сохранению многообразия различных регионов при безусловном характере общефедерального единства, с другой - такое устройство выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий не только по горизонтали, но и по вертикали. Законодательные, исполнительные и судебные полномочия делятся между федерацией в целом и ее субъектами. Это деление должно быть осуществлено таким образом, чтобы способствовать более тесному единству субъектов, развитию их взаимосвязей и взаимозависимости.

     Россия - единое, союзное государство, в основу которого заложены принципы федерализма. Это закреплено Конституцией Российской Федерации.

     Учитывая  уникальный принцип федеративного  построения России (совмещение национального  и территориального принципов построения), можно говорить о равноправии тождественных субъектов.

 

Список литературы

 
  1. Василик М. А., Вершинин М. С. Политология: Элементарный курс: Учеб. Пособие для студентов  вузов. – М.: Гардираки, 2003. – 270 с.
  2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - М.: ЛОГОС, 2003. – 488 с.: илл.
  3. Зеркин Д. П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Дону: «Феникс», 1999. 576 с.
  4. Косаренко Н.Н. Правоведение: курс лекций. М.: Волтерс Клувер, 2010. 256 с.
  5. Практикум по политологии: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. М. А. Василика. М., 2000.
  6. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М., 2000.
  7. Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-политический журнал. -2008. -№ 1. -с. 36-41.

Информация о работе Федерация как форма государственного устройства