Зарубежный опыт налогового консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 02:23, реферат

Описание

Краткая история возникновения налогового консультирования, правовое регулирование и организация налогового консультирования в Европе, подробнее рассмотрено налогвое консультирование в Великобритании и в Германии.

Содержание

Введение 3
1. Становление налогового консультирования за рубежом 5
2. Правовое регулирование и организация налогового консультирования в странах Восточной Европы 8
3. Налоговое консультирование в Великобритании 14
4. Налоговое консультирование в Германии 18
5. Адаптация зарубежного опыта в Российской Федерации 21
Заключение 26
Литература 27

Работа состоит из  1 файл

Зарубежный опыт налогового консультирования.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

 

4. Налоговое консультирование в Германии

 

     Особо, следует остановиться на опыте организации  налогового консультирования в Германии.

     В странах Европейского союза практически  все, что связано с налоговым  консультированием, урегулировано  законодательно. Надо отметить, что первой в этой области была Германия. Там на федеральном уровне и на уровне земель существует около 40 законов, касающихся только налогового консультирования. В Германии законодательно оформлены даже размеры вознаграждения, которые выплачиваются налоговому консультанту за оказанные услуги. Говоря другими словами, любая консультационная услуга имеет свою цену согласно тарифному каталогу, утвержденному законодателями. В большинстве стран, в том числе европейских, установленная тарификация отсутствует. Действует обычная рыночная схема, при которой цену определяет соотношение спроса и предложения. В некоторых государствах налоговый консультант может запросить до 10% от суммы, о которой идет речь в ходе налогового консультирования. Законодательно установленные пошлины за оказанные консультационные услуги в Германии значительно ниже тарифов, применяемых в других странах. Тем не менее профессия налогового консультанта в Германии считается очень престижной и высокооплачиваемой6.

     В Германии существует несколько профессиональных групп, имеющих право оказывать консультационные услуги в области налогообложения. В первую очередь, налоговые консультанты. Налоговые консультанты — это люди, имеющие очень хорошее образование, как правило высшее специальное. Рассмотрим более подробно, каким требованиям, в том числе и в области образования, необходимо соответствовать, чтобы иметь возможность заниматься налоговым консультированием. Следует сразу отметить, что налоговые консультанты в этой стране не являются представителями чисто свободной профессии: государство осуществляет строгий контроль за их деятельностью. Можно даже сказать, что немецкие налоговые, консультанты являются частично государственными служащими. Не следует, конечно, преувеличивать и называть их налоговыми служащими. Однако наличие постоянного контроля за деятельностью налоговых консультантов со стороны государства позволяет причислить эту профессиональную группу к числу лиц, выполняющих задачи государственного значения.

     Для того чтобы осуществлять консультационную деятельность в налоговой сфере, необходимо получить лицензию (допуск), так как оказание такого рода услуг, наряду с налоговым администрированием и налоговым судопроизводством, является составной частью системы правовой защиты населения Германии в области налогообложения. Это лишний раз подтверждает, что консультирование в области налогового дела является государственной задачей.

     В Германии существует Закон о налоговых  консультантах, где речь идет об оказании услуг и консультационной помощи в налоговой сфере. К таким услугам относится, в том числе, и оказание помощи по заполнению налоговых деклараций, составлению балансов, представительство в судах при возникновении спорных вопросов или применении штрафных санкций. Иными словами, налоговый консультант имеет право представлять интересы своего клиента в суде даже в случае налоговых правонарушений7.

     Для этого необходимы соответствующая  профессиональная подготовка и наличие  разрешения от государства. При этом не имеет значения, является ли занятие налоговым консультированием основным видом деятельности или лишь источником дополнительного заработка. Если человек занимается налоговым консультированием профессионально, то он должен иметь разрешение от государства. В то же время существует ряд исключений, о которых будет сказано ниже.

     Ограничения на оказание консультационных услуг  в области налогов не предусмотрены для налоговых консультантов, адвокатов, адвокатов Европейского союза. Говоря об адвокатах ЕС, следует пояснить, что адвокаты любой из стран, входящих в состав ЕС, получившие разрешение (лицензию) на ведение консультационной деятельности в своей стране, имеют полное право заниматься консультированием и в Германии. Однако осуществлять это можно, лишь ссылаясь на свою страну и называя себя так, как это записано в разрешении (лицензии), о чем уже упоминалось выше. Предположим, что французский адвокат работает в Германии. В этом случае на вывеске должно значиться французское название L'avocat, чтобы было ясно, где этот специалист получил образование и откуда он прибыл в Германию,

     Неограниченные  возможности по оказанию консультационной помощи в налоговой сфере имеют также аудиторы и присягнувшие бухгалтеры. Вполне естественно, что таким же неограниченным правом пользуются и организации налоговых консультантов, адвокатские и аудиторские общества.

 

5. Адаптация  зарубежного опыта  в Российской Федерации

 

     Агрессивное налоговое планирование, как и  любой рыночный товар (услуга) обусловлен взаимодействием спроса (со стороны налогоплательщиков, и, главным образом, наиболее крупных налогоплательщиков) и предложения на него (со стороны налоговых посредников)

     Сокращение  агрессивного налогового планирования возможно при воздействии на спрос  на такие услуги – т.е. на самих  налогоплательщиков.

     Основные  проблемы взаимоотношений налоговых  органов и налогоплательщиков связаны  с тем, что8:

  • должностные лица плохо представляют себе конкретного налогоплательщика, его управленческую структуру, направления деятельности, а некий собирательный образ не позволят учесть эту специфику;
  • должностные лица плохо осведомлены о качестве и принципах функционирования технологических процессов, формирование систем ведения бухгалтерской и иной отчетности;
  • должностные лица мало представляют себе взгляд налогоплательщика на закон и возможное толкование им тех или иных норм.

     От  должностных лиц налоговых органов  налогоплательщики ожидают:

  • понимание сути бизнес-процессов налогоплательщика, т. е. иметь представление в каких условиях налогоплательщик осуществляет планирование своей хозяйственной деятельности и принимает решения;
  • проявление последовательности в действиях и решениях налогового органа, повышение предсказуемости принимаемых решений;
  • беспристрастность и непредвзятость отношения к налогоплательщику;
  • соразмерность – т.е. одинаковая интерпретация однородных фактов и обстоятельств, равное отношение к налогоплательщикам;
  • открытость и способность быстрого и непосредственного взаимодействия, получения разъяснений при возникновении вопросов и затруднений.

     Должно  быть трехстороннее взаимодействие между налоговыми органам, налогоплательщиками  и налоговыми консультантами.

     Выгоды  для участников отношений:

  • налоговые органы получают более эффективный контроль за налогоплательщиками, возможность своевременного реагирования на нарушения;
  • правильно выстраивается управление рисками, распределяются ограниченные ресурсы;
  • для налогоплательщика это означает правовую определенность на момент совершения сделки, т.е. до окончания налогового периода и представления отчетности, а, значит, сокращение возможных расходов на судебные споры и иных расходов, связанных с обеспечением соблюдения требований налогового законодательства.

     Переход к качественно новым стандартам взаимоотношений может осуществляться9:

  • путем одностороннего заявления налоговыми органами о своих намерениях работать с учетом новых правил (Ирландия);
  • путем совместного принятия налоговыми посредниками документа, устанавливающего намерения всех участников работать в соответствии с определенными правилами (Швейцария);
  • путем заключения формального или неформального соглашения с налогового органа с конкретным налогоплательщиком (Нидерланды, США).

     Должны  быть заключены соглашения между налоговым органом и налогоплательщиком о взаимном сотрудничестве (supervision agreement). Подобные соглашения не создают никаких дополнительных прав и обязанностей и не ограничивают их как по отношению к налогоплательщику, так и по отношению к налоговому органу.

     Пример: Нидерланды

     Желательно  повышение роли досудебного урегулирования споров с налоговыми органами.

     Пример: в США 86% жалоб было разрешено  без передачи в суд.

     Россия  – «мировой опыт показывает, что  при эффективном функционировании досудебных процедур до разбирательства дела в суде доходит незначительное количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками» («Основные направления…»). С 1 января 2009 г. обязательный досудебный порядок (изм. в п. 5 ст. 101.2 НК РФ внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ)

     Более эффективным является воздействие  не на налогоплательщиков, а на самих  налоговых посредников.

     Меры  воздействия:

  • регистрация и контроль деятельности налоговых посредников;
  • раскрытие информации (как в силу прямых требований закона, так и путем создания различного рода стимулов);
  • заключение соглашений о соблюдении законодательства, сотрудничестве, взаимопонимании;
  • законодательное закрепление механизмов ответственности

     Нужно создавать саморегулируемые организации - «профессиональные корпорации», призванные осуществлять регулирование и обеспечение деятельности профессионалов в том или ином сегменте экономической деятельности.

     1. В некоторых странах (Великобритания) налоговые консультанты образуют саморегулируемые профессиональное сообщество. Такие организации регулируют деятельность своих участников, в частности разрабатывая стандарты и кодексы поведения и этики.

     2. В других странах (Япония, Китай,  Италия, ЮАР) сами налоговые органы  регистрируют профессиональных налоговых консультантов, присваивают им определенный идентификационный номер, который подлежит обязательному указанию в документах клиента, направляемых в налоговый орган. Чтобы зарегистрироваться налоговые консультанты должны отвечать определенным квалификационным требованиям, соблюдение стандартов поведения осуществляется налоговым органом. В США регулирование деятельности налоговых посредников в большей степени направлено на пресечение агрессивного налогового планирования.

     Россия  – перспективы развития саморегулируемых организаций.

     Должно  быть раннее раскрытие информации - передача определенных сведений налоговому органу до истечения налогового периода, в процессе хозяйственной деятельности. Большая часть обязанностей по раскрытию информации возлагается не на самого налогоплательщика, а на налогового посредника.

     Примеры: Канада, ЮАР, Великобритания, США

     Применение  режима контролируемых сделок (reportable transactions), предполагающих раскрытие информации о сделках, которые могут вести  к злоупотреблениям налоговыми правами и уклонению от налогообложения.

     Пример: США

     Россия - в «Основных направлениях…» предлагается применительно к регулированию  трансфертного ценообразования  ввести в НК РФ «инструмент предварительных  соглашений о ценообразовании между налогоплательщиками, заключающими контролируемые сделки, и налоговыми органами».

     Заключение  между налоговыми органами и налоговыми посредниками соглашений о соблюдении законодательства в дальнейшем (future compliance agreements).

     Пример: США

     Установление  особого режима ответственности  налоговых посредников за действия, отнесенные к агрессивному налоговому планированию

     Примеры: Австралия, Новая Зеландия, Канада. 
 
 

 

Заключение

 
 

     Налогообложение, в присущих ему многочисленных формах, играет значимую роль в деловых операциях и в финансовых делах большинства людей. Предоставление надежных, практичных и актуальных налоговых консультаций предпринимателям и частным лицам является важным фактором повышения и поддержания их финансового благосостояния и будущего благополучия.

Информация о работе Зарубежный опыт налогового консультирования