Зачем нам нужны налоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:03, реферат

Описание

Любой предприниматель или обычный работник обязан платить налоги. Существует множество различных налогов. Они нужны для того, чтобы обеспечить социальные нужды государства.
Система налогообложения обеспечивает поступление денежных средств в государственный и местный бюджеты.

Содержание

Введение
3
Сущность налога
5
Принципы построения налоговой системы
6
Налоговая система РФ
8
Заключение
11
Список использованной литературы
13

Работа состоит из  1 файл

Зачем нам нужны налоги.docx

— 28.55 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

3

Сущность налога

5

Принципы построения налоговой  системы

6

Налоговая система РФ

8

Заключение

11

Список использованной литературы

13


 

Введение

 

Любой предприниматель или  обычный работник обязан платить  налоги. Существует множество различных  налогов. Они нужны для того, чтобы  обеспечить социальные нужды государства.

Система налогообложения  обеспечивает поступление денежных средств в государственный и местный бюджеты.

Налоги необходимы для  содержания различных государственных  структур, таких как армия, полиция, министерство чрезвычайных ситуаций, таможня, бюджетные ведомства и  учреждения. Депутаты Государственной  думы и законодательных органов  местного самоуправления нуждаются  в финансировании.

Благодаря налогам государство  может выплачивать пособия по безработице, пенсии и другие социальные пособия. На налоги содержатся детские  дома, бесплатная система медобслуживания  существует благодаря бюджетным  средствам. Бесплатное образование  в школах, вузах и среднеспециальных учебных заведениях.

На бюджетные средства государство и органы местного самоуправления орагнизуют различные социальные мероприятия. Дни города, украшения к праздникам, спортивные мероприятия и др. С помощью средств, которые поставляет система налогообложения, обустраивается инфраструктура: улучшается состояние дорог, освещение улиц, облагораживаются и озеленяются ландшафтные объекты.

Существует огромное количество разновидностей налогов. Транспортный налог выплачивается владельцами  автомобилей, налог на доход физических лиц вычитается из зарплаты обычных  сотрудников, налоги с фонда оплаты труда выплачиваются организациями. Юридические лица платят большее  количество налогов, чем физические. Так, налог на прибыль выплачивается  в зависимости от разницы доходов  и расходов организации. Существует налог на добавленную стоимость, который начисляется на товары розничной и оптовой торговли.

Орган власти, взимающий  налоги, называется налоговой инспекцией. Налоговая инспекция принимает  декларации о доходах от юридических  и физических лиц и регламентирует правила уплаты и сбора налогов.

 

Сущность налога

 

Прежде всего, остановимся  на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с  разделением общества на классы и  возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти" (Маркс К., Энгельс  Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). В истории  развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется суммой

расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка,- чем больше функций возложено  на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон РФ "Об основах налоговой  системы в РФ" определяет общие  принципы построения налоговой системы  в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также  права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов. В нем в частности  говорится, что "под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемыми законодательными актами".

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и  физических лиц, получающих доходы, участвовать  в формировании государственных  финансовых ресурсов.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками  налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и  физические лица.

 

Принципы построения налоговой системы

 

Принципы построения налоговой  системы государства обсуждаются  практически с тех пор, как  возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

    • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
    • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
    • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
    • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут  быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

    1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
    2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
    3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
    4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
    5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
    6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
    7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
    8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
    9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
    10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
    11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
    12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов  налогообложения в разных странах  осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической  ситуации.

Наличие собственной, независимой  от других государств налоговой системы  является одним из признаков суверенного  государства.

 

Налоговая система  РФ

 

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных  государством и взимаемых с целью  создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Установленная Налоговым  кодексом Российской Федерации налоговая  система России:



 


 


 

 

Рис. 1. Налоговая  система РФ

 

Федеральные налоги и сборы:

    • Налог на добавленную стоимость
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог Глава 24 утратила силу (с 01.01.2010 - страховые взносы)
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина

Региональные налоги:

    • Налог на имущество организаций
    • Налог на игорный бизнес
    • Транспортный налог

Местные налоги:

    • Земельный налог
    • Налог на имущество физических лиц

Специальные налоговые режимы:

    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)
    • Упрощенная система налогообложения
    • Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Основными функциями налоговой  системы государства и, соответственно, установленных в государстве  налогов являются:

    • Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
    • Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
    • Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
    • Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

 

Заключение

 

Одним из главных элементов  рыночной экономики является налоговая  система. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система РФ была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения  касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых  льгот и привелегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, коей у нас в России еще нет.

На Западе, в большинстве  стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

В ситуации осуществления  серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение "от теории к практике" построение налоговой системы методом "проб и ошибок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские  и учебные институты, располагающие  кадрами высококвалифицированных  специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его  с российскими реалиями.

Подчеркнем, что пока не будет  выработано авторитетной целостной  концепции реформирования налогообложения  и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере  останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и  специалистов.

Информация о работе Зачем нам нужны налоги