Возникновение налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:19, доклад

Описание

Финансовая система России проходила этапы, характерные для любого государства. Однако после Октябрьской революции ее развитие пошло иным путем: большое значение стали оказывать субъективные факторы и политические приоритеты перед общественными и экономическими законами. Следует отметить, что с самых ранних этапов существования Российского государства правители использовали интересы своих граждан в области уплаты налогов для достижения своих целей, тем самым, по сути, проводили эффективную налоговую политику. С этой позиции рассмотрим наиболее значительные периоды развития России, которые связаны с изменениями в области налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Возникновение налогов.docx

— 29.12 Кб (Скачать документ)

 

В годы Великой Отечественной  войны объем налоговых поступлений  по отношению к 1940 г. изменился. Снижение поступлений от прибыли и налога с оборота связано с резким снижением производства в легкой, пищевой промышленности и в некоторых  других высокорентабельных отраслях. С целью повышения доходов  бюджета государство проводило  активную политику по привлечению средств  населения. По сравнению с 1940 г. в 1945 г. рост денежных средств от населения  составил 360%. Все эти мероприятия  позволили нашей стране обеспечить финансовое сопротивление оккупантам и в конечном итоге достичь  победы. Налоги в этот период чаще всего  взимались не в материальной, а  в натуральной форме. В 1946 г. военный  налог был отменен, в послевоенный период были снижены нормы взимания сельскохозяйственного налога, для  отдельных категорий плательщиков отменен налог на холостяков.

 

Определенные изменения  налоговой системы СССР были осуществлены в 1965 и 1987 гг. в связи с внедрением хозрасчета и расширением прав предприятий. В 1979 г. был введен нормативный метод  распределения прибыли, в соответствии с которым до начала отчетного  периода устанавливался норматив, определяющий, какую долю прибыли предприятие  должно перечислить в бюджет, какую — в отраслевые централизованные фонды и какую — оставить в собственном распоряжении. Отчисления от прибыли предприятий носило налоговый характер, но отраслевые министерства и финансовые органы имели возможность в любой момент изменить налоговую ставку без участия законодательных органов. Центральные органы стремились сосредоточить в своих руках максимально возможную массу финансовых ресурсов.

 

Переливание их через расходную  часть бюджета приводило к  их перераспределению от хорошо работающих предприятий к слабо работающим. Заинтересованность в получении максимальной прибыли отсутствовала. Все развитие налоговой системы свидетельствует, что произошел переход от налогов к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределению финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 1980—1990-х гг.

 

Первые практические действия по реформированию экономики выразились в либерализации хозяйственной  деятельности и цен (начиная с 1992 г. цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), снятии ограничений  в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. В этот период происходит спад производства, снижается уровень жизни подавляющей  части населения. Правительство  принимает меры по укреплению экономики  страны и разрабатывает основные направления реформирования экономики, в числе которых:

 

■ создание системы регулирования рыночных отношений;

■ демонополизация производства и формирование конкурентной

среды;

■ эффективное преобразование налоговой системы (она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).

 

В 1991—1992 гг. Правительством РФ были приняты новые законы в  области налогообложения, что явилось  продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы  в стране. Создана целостная система  налогообложения, установлен перечень налогов, применяемых на территории Российской Федерации, определены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, проведено разграничение полномочий органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налога и льгот по ним.

 

Налоговая система Российской Федерации с момента ее введения и до настоящего времени прошла сложный  путь становления и развития. Изменения  происходили не только в порядке  исчисления и уплаты налогов, но и  в ее структуре. С 1 января 1992 г. было введено 19 видов налогов. По каждому  виду налога был принят соответствующий  законодательный акт, налоговые  органы разрабатывали инструкции, которые  носили разъяснительный характер. За период действия налоговой системы  в ее структуру входило в разные периоды 46 различных видов налогов  и сборов. Развитие налоговой системы  сопровождалось постоянными изменениями  законодательства, нарушались принципы налогообложения.

 

Нередко новые положения  распространялись на прошедшие периоды  и тем самым ухудшали финансовое состояние организаций. Необходимо было разработать Налоговый кодекс, который гарантировал бы стабильность налоговой системы, определял налоговые  отношения, порядок исчисления налогов.

С 1 января 1999 г. вступила в  силу первая часть Налогового кодекса  Российской Федерации, которая позволила  решить многие назревшие налоговые  проблемы и значительно повысила защищенность добросовестных налогоплательщиков. Она регулирует отношения между  государством и его гражданами по вопросам взимания налогов и платежей. Налоговый кодекс устанавливает  систему налогов, определяет виды налогов  и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, основные сроки  установления налогов и сборов субъектов  Российской Федерации и местных  налогов и сборов, а также права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и  методы контроля и ответственность  за совершение налоговых правонарушений.

 

С 1 января 2001 г. вступила в  действие вторая часть Налогового кодекса  Российской Федерации, раздел VIII «Федеральные налоги»: глава 21 «Налог на добавленную  стоимость», глава 22 «Акцизы», глава 23 «Налог на доходы физических лиц», глава 24 «Единый социальный налог». В последующие  периоды продолжалось введение налогов  во вторую часть кодекса. В настоящее  время она содержит все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, кроме налога на имущество физических лиц.

 

Наряду с работой по упорядочиванию налоговой системы  государством проводилась налоговая  политика по снижению налогового бремени  налогоплательщиков, что выражалось в снижении налоговых ставок. Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 24%. По налогу на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала налогообложения: в 1992 г. максимальная ставка составляла 60%, в 1998 г. — 35%, с 2000 г. введена единая ставка 13%. Это также способствовало выводу доходов организаций и физических лиц из теневой экономики.

 

Принятые меры в области  налогообложения явились одним  из факторов стабилизации экономики  страны и в дальнейшем увеличения темпов ее развития.


Информация о работе Возникновение налогов