Возмещение НДС как способ незаконного обогощения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание

Именно поэтому цель работы заключается в попытке разоблачения некоторых экспортных схем.
Достижение указанной цели определило необходимость решения следующих задач:
- исследовать действующее налоговое законодательство РФ;
- проанализировать незаконные схемы возмещения НДС;
- выявить трудности, с которыми сталкиваются налоговые органы при выявлении неправомерного возмещения НДС;
- ознакомиться с практикой возврата НДС в мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………….4
I. ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС КАК СПОСОБ НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ
1.1. Уплата НДС и его возмещение из бюджета…………………………..4
1.2. Когда экспортеры на подозрении……………………………………...5
II. ЭКСПОРТНЫЕ СХЕМЫ………………………………………………7
2.1. Фиктивная «экспортная» деятельность……………………………….7
2.1.1. Создание оснований для возмещения «экспортного» НДС…………7
2.1.2. Как строятся налоговые схемы по фиктивному экспорту…………...8
2.1.3. Разоблачение схемы по фиктивному экспорту…………….................9
2.1.4. Ситуация……………………………………………………………….10
2.2. Завышение цены экспортного товара………………………………..12
2.2.1. Налоговая выгода от завышения цены экспортного товара………..12
2.2.2. Искусственное наращивание цены товара, отправляемого на экспорт…………………………………………………………………13
2.2.3. Опасности завышения «экспортного» НДС…………………............14
2.2.4. Ситуация……………………………………………………………….15
III. ТРУДНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕПРАВРМЕРНОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС…………………………………………………………………….17
IV. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ВОЗМЕШЕНИЕМ НДС…………………………………………………………………….20
V. ДИНАМИКА ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС………………………………..21
VI. ПРАКТИКА ВОЗВРАТА НДС В МИРЕ…………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…..27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по НУ.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)


Содержание.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………….4

I. ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС КАК СПОСОБ НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ

1.1.                 Уплата НДС и его возмещение из бюджета…………………………..4

1.2.                 Когда экспортеры на подозрении……………………………………...5

II.                       ЭКСПОРТНЫЕ СХЕМЫ………………………………………………7

2.1.                 Фиктивная «экспортная» деятельность……………………………….7

2.1.1.           Создание оснований для возмещения «экспортного» НДС…………7

2.1.2.           Как строятся налоговые схемы по фиктивному экспорту…………...8

2.1.3.           Разоблачение схемы по фиктивному экспорту…………….................9

2.1.4.           Ситуация……………………………………………………………….10

2.2.                 Завышение цены экспортного товара………………………………..12

2.2.1.           Налоговая выгода от завышения цены экспортного товара………..12

2.2.2.           Искусственное наращивание цены товара, отправляемого на экспорт…………………………………………………………………13

2.2.3.           Опасности завышения «экспортного» НДС…………………............14

2.2.4.           Ситуация……………………………………………………………….15

III.                    ТРУДНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕПРАВРМЕРНОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС…………………………………………………………………….17

IV.                    СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НЕЗАКОННЫМ ВОЗМЕШЕНИЕМ НДС…………………………………………………………………….20

V.                      ДИНАМИКА  ВОЗМЕЩЕНИЯ НДС………………………………..21

VI.                    ПРАКТИКА ВОЗВРАТА НДС В МИРЕ…………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…..27

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

     Существенная доля хищений путем мошенничества, приходится на различного рода правонарушения, связанные с уплатой и возмещением налога на добавленную стоимость (НДС), в частности, с хищением денежных средств путем необоснованного возвращения НДС.

      Возврат из бюджета якобы уплаченного поставщикам экспортного НДС – излюбленный мошенниками способ «увода» бюджетных денег. Чиновники стараются ему воспрепятствовать. На основании уже разоблаченных схем они формулируют признаки, которые помогут инспекторам выявить незаконное возмещение налога. Однако эти меры усложняют работу законопослушных экспортеров.

     По законодательству, когда товар вывозят с территории России в таможенном режиме экспорта, ставка НДС равна нулю (п. 1 ст. 164 НК). Но право на налоговый вычет у экспортера сохраняется (п. 3 ст. 172 НК). Сумма возмещаемого налога может быть выплачена непосредственно из бюджета (ст. 176 НК) либо погашена (п. 1 ст. 173 НК).

     Такая простая схема оказалась весьма привлекательна для мошенников. Для того чтобы незаконно получить от государства деньги (в виде возвращенного налога на добавленную стоимость), недобросовестные предприниматели разрабатывают различные «серые» схемы.

     Именно поэтому цель работы заключается в  попытке разоблачения некоторых экспортных схем.

     Достижение указанной цели определило необходимость решения следующих задач:

- исследовать действующее  налоговое законодательство РФ;

- проанализировать  незаконные схемы возмещения НДС;

- выявить трудности, с которыми сталкиваются налоговые органы при выявлении неправомерного возмещения НДС;

- ознакомиться с практикой возврата НДС в мире.

I.                    ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС КАК СПОСОБ НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ.

1.1.         Уплата НДС и его возмещение из бюджета.

     Дело в том, что любой продавец товара (в том числе, экспортер), который сам этот товар не производит, а закупает его у производителей (поставщиков), вынужден уплачивать НДС дважды: один раз – в стоимости приобретаемого товара, а второй раз – при его реализации. Поэтому в целях избежания двойного налогообложения одной и той же операции законодатель предусмотрел возможность применения налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ).  Вычет представляет собой часть суммы налога, на которую уменьшается общая сумма налога, подлежащая перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), когда они приобретаются для перепродажи.

     Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, в соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ полученная разница подлежит возмещению (зачету или возврату).  

     Такая ситуация у экспортеров возникает постоянно. Дело в том, что, приобретая товары (работы, услуги) на территории России, им приходится вместе со стоимостью этих товаров платить также НДС, как правило, по ставке 18 %. В то же время к экспортным сделкам применяется ставка НДС 0% (п. 1 ст. 164 НК РФ).  Получается, что сумма налога, которую надо уплатить в бюджет с экспортных операций, равна нулю. При этом в случае соблюдения условий, содержащихся в ст. 171 НК РФ, экспортер получает также право на налоговый вычет по НДС. В результате налогоплательщик вправе потребовать возмещения этой суммы уплаченного им НДС из бюджетной системы России, т.е. государство остается «должно» экспортеру.     В этом-то и состоит привлекательность экспортных операций.

1.2.         Когда экспортеры на подозрении.

     Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов подписал приказ "Об утверждении Регламента формирования и использования программно-информационного комплекса "НДС" при осуществлении контроля за возмещением из бюджета сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров". В этом документе со сложным названием были сформулированы критерии, по которым налоговики смогут выявить неблагонадежных экспортеров. Всего таких признаков в регламенте названо 36. Как рассказал "Российской бизнес-газете" главный редактор издания "Учет. Налоги. Право" Алексей Стариков, с точки зрения налоговиков каждый из них в отдельности, сам по себе еще не свидетельствует о попытке незаконного возмещения НДС. Но если есть сразу пять, шесть, десять и так далее, то инспектор должен задаться вопросом, все ли чисто.    

     Сформулированные ФНС признаки неблагонадежности теоретически должны стать основанием для отказа в возмещении налога недобросовестным компаниям. Однако эксперты высказывают опасения, что и добросовестные налогоплательщики могут попасть в зону риска из-за нечестных поставщиков или из-за незначительных объемов экспорта.
     Итак, в каких же случаях налоговики могут заподозрить экспортера в незаконном возмещении НДС. Как рассказал Алексей Стариков, всего было выделено четыре блока критериев. Во-первых, признаки, связанные с регистрацией экспортера и его контрагентов. Например, регистрация экспортера или поставщиков по адресам массовой регистрации юридических лиц, то есть таких, по которым "прописано" десять и более компаний. Или отсутствие налогоплательщика по адресу, заявленному в учредительных документах. Или незначительная численность сотрудников организации экспортера (1-3 человека) при предъявлении к возмещению значительных сумм.
      Во-вторых, признаки, касающиеся движения денежных средств по оплате товара. В частности, подозрения налоговиков может вызвать движение денежных средств экспортера и его контрагентов по сделке по расчетным счетам, открытым в одном банке. Или если расчеты между всеми участниками цепочки перепродажи товаров осуществляются в пределах одного-трех банковских дней. Еще один признак - осуществление расчетов через российский или иностранные банки, которые ранее использовались при попытках неправомерного возмещения НДС.

     В-третьих, признаки, связанные со спецификой экспортируемого товара.    Речь идет о том, что экспортер осуществляет реализацию товаров, используемых в схемах неправомерного возмещения НДС. Таких, как лом черных и цветных металлов, вторичный алюминий, станки и оборудование.
     И, наконец, признаки, касающиеся движения товара. Например, низкая рентабельность либо убыточность экспортной сделки.

     Все сведения будут заноситься налоговиками, проводящими камеральную проверку в ПИК "НДС". Эта система автоматизирует проверку экспортных деклараций и позволит выявлять признаки недобросовестности в автоматическом режиме. А в случае выявления признаков недобросовестности это станет основанием для отказа в возмещении НДС и назначения проведения выездной налоговой проверки.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.                ЭКСПОРТНЫЕ СХЕМЫ.

2.1.         Фиктивная «экспортная» деятельность.

     К числу нашумевших относятся схемы по фиктивной экспортной деятельности. Они выделяются на фоне других экспортных схем благодаря своей запутанности и продуманности.

2.1.1. Создание оснований для возмещения НДС.

     Суть схем по фиктивной экспортной деятельности состоит в том, что налогоплательщиками создаются условия для признания деятельности экспортной с соответствующим применением ставки НДС 0 процентов и правом возмещения НДС. При этом вовсе не обязательно осуществлять экспортную деятельность в реальности: достаточно создать видимость ее осуществления, зафиксировав это документально, и уже можно вести речь о возмещении налога из бюджета.

     Казалось бы, что может быть проще: экспортер приобретает товар, который на самом деле не существует или существует, но в совершенно ином качестве, и «отправляет» его на экспорт – в итоге товар якобы за границей, а у экспортера появляется право на возмещение экспортного НДС.

     Иным вариантом данной налоговой схемы является оказание фиктивных услуг, сопутствующих экспорту, которые также как и экспортируемые товары облагается по налоговой ставке 0 %. В таком случае экспортер делает вид, что оказывает какие-либо услуги по перевозке, погрузке экспортируемого товара, а на самом деле либо вовсе не оказывает никаких подобных услуг, либо такие услуги оказываются совершенно другим лицом.

    И в том и в другом случае экспортная операция носит фиктивный характер, то есть в реальности либо вовсе не осуществляется, либо осуществляется в ином виде, чем это заявляется налогоплательщиком, но при этом экспортер все равно получает налоговую выгоду в виде незаконно возмещенного НДС.

2.1.2.       Как строятся налоговые схемы по фиктивному экспорту.

       Все подобные схемы базируются на следующем: для получения права на налоговый вычет (возмещение налога) необходимо его документальное подтверждение, поэтому главное представить документы, свидетельствующие об осуществлении экспортной операции (том числе с отметкой таможенных органов о пересечении товара границы). И неважно, что сама экспортная операция фактически не осуществлялась или осуществлялась в ином виде.

       Для того, чтобы иметь такие «надлежаще оформленные документы» недобросовестными экспортерами используются различные способы: во-первых, можно «договориться» с таможенными органами и фактически просто подделать документы, не заботясь об упаковке, транспортировке, погрузке товара и о пересечении таким товаром границы, тем более если самого товара на самом деле не существует.

       Во-вторых, можно сделать вид о том, что товар действительно пересекает границу и убедить в этом таможенников, которые проставят на документах соответствующие отметки. Способов пустить пыль в глаза таможенников достаточно много, например, можно собрать ближайший к таможенной границе мусор со свалки, упаковать его и сказать, что это дорогостоящие варисторы или микросхемы, или любые иные наукоемкие нанотехнологии, стоимость которых превышает все мыслимые пределы, а соответственно и НДС по таким «дорогостоящим» товарам составляет ощутимую сумму.

       Получив подтверждение того, что товар границу пересек, экспортер заявляет о своем праве получить налоговый вычет и предоставляет налоговым органам документы на экспортированный товар. Понятно, что такие документы, скорее всего, окажутся подделкой, а в результате окажется, что указанный в документах поставщик экспортера либо является фирмой-однодневкой либо с незапамятных времен не производит никаких варисторов.

      С фиктивными услугами еще проще. Поскольку услуги сами по себе не имеют овеществленного результата, довольно сложно доказать видимость предоставления тех или иных экспортных услуг. Тем не менее, положительный опыт налоговые органы имеют и в этом случае.

       Следует учитывать, что срабатывает схема с фиктивными экспортными операциями только при условии, что экспортер и иностранный контрагент являются «родственными» организациями, поскольку «уговорить» добропорядочное иностранное лицо купить воздух достаточно сложно. На практике налоговики выявляют, что в реальности экспортер и иностранный покупатель имеют общих учредителей, участвуют друг в друге либо иным образом взаимосвязанными. Зачастую выясняется, что финансирование всей экспортной операции производится за счет именно иностранного контрагента, который таким образом пополняет свой собственный карман, благодаря значительному навару, получаемому экспортером в результате возмещения НДС из российского бюджета.

2.1.3. Разоблачение схемы по фиктивному экспорту.

       Как бы то ни было, раскрываются подобные схемы достаточно просто. Основным доводом налоговых органов становится то, что товар, заявленный в декларации, не существовал и не мог существовать, а все действия, осуществляемые налогоплательщиком в рамках договора об оказании услуг, никогда не производились. Доказать то, что товар фактически не существовал, по крайней мере в тех объемах, о которых заявил налогоплательщик помогают различные факты, начиная от норм потребления электричества и, заканчивая данными журнала охраны.

Информация о работе Возмещение НДС как способ незаконного обогощения