Теории налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:56, контрольная работа

Описание

Известно, что налоги являются необходимым и неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Под влиянием общественно-политических и исторических процессов, произошедших в обществе, государстве и экономике, изменился характер налоговых отношений. Эти изменения предопределили необходимость систематического исследования проблем налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Теории налогообложения положенные в основу налоговых систем экономически развитых стран.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

     В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.   

 

     4.Теория экономики предложения 

     Теория  экономического предложения, сформулированная в начале 80-х годов американскими  учеными М. Бернсом, Г. Стайном и  А. Лэффером, в большей степени, чем  кейнсианская теория, рассматривает  налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования.

     В отличие от Дж.М. Кейнса, представители теории экономики предложения утверждали, что высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу, экономически губительны для любого плательщика независимо от уровня его доходности Кроме того, рекомендуется обязательное сокращение государственных расходов, поскольку любое правительство склонно к увеличению своих расходов, и для их покрытия необходимы дополнительные средства, а их оно получает, прежде всего, повышением уровня налогообложения.

     Таким образом, теория экономики предложения  базируется на принципах свободного рынка. Так, утверждается, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Существует общий закон формирования уровня налоговых ставок. Широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения, и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Высокие и низкие ставки налогов по-разному влияют на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам. И это предполагает объективность существования оптимальной доли изъятия прибыли в бюджет.

     Теория  экономики предложения получила свое развитие в исследовании, проведенном в начале 1980- х годов в США рядом ученых под руководством профессора А. Лаффера Результаты исследования показали необходимость сокращения предельных налоговых ставок. Построив в виде параболической кривой количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, А. Лаффер пришел к выводу, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта, улучшает его платежеспособность, и наоборот, повышение предельных налоговых ставок ведет к усилению побудительных мотивов уклонения от их уплаты. Рост налоговых поступлений возможен лишь до определенного предела повышения налоговых ставок, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение.

     А. Лаффер считает, что предельной для  совокупного налога с организации может стать ставка, которая обеспечит изъятие в бюджет 30% суммы. В этих пределах, как он считает, происходит только увеличение суммы доходов бюджета. При 40—50%-м изъятии доходов сокращаются доходы организаций, сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений Снижение налогов, по его мнению, стимулирует развитие экономики, что в свою очередь ведет к увеличению государственных доходов за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени. 

 

5.Налоговая теория монетаризма 

     Выдвинутая  в 50-х годах профессором экономики  Чикагского университета Милтоном Фридманом налоговая теория монетаризма основана на количественной теории денег. Согласно этой теории регулирование экономики можно осуществлять через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам отводится не такая важная роль, как в кейнсианской экономической концепции. Схожесть этих теорий проявляется в том, что посредством налогов происходит уменьшение неблагоприятных для развития экономики факторов. Однако у Дж. Кейнса этим фактором являются излишние сбережения, а у М. Фридмана - излишние деньги.

     Кроме того, монетаристы допускают возможность  государственного регулирования процентных банковских ставок и ставок налогов (в сторону их снижения). В остальном они предлагают не допускать государство к созданию национального богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен, поскольку оно (государство) с каждым годом, как правило, увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции.

     Регулирование денежной массы в обращении в  сочетании со снижением налогов и регулированием процентной ставки позволяет создать стабильность не только на макроэкономическом уровне, но и на уровне предприятий и организаций.

       В отличие от монетаристов сторонники теории предложения считают главными причинами непредвиденной инфляции высокие налоговые ставки и полностью отвергают бюджетный дефицит Им удалось основательно разобраться в механизме его отрицательного воздействия на расширенное воспроизводство, особенно при таком методе покрытия, как долговые обязательства. В этом случае государство, стараясь не допустить ускорения инфляции, вынуждено размещать на финансовых рынках основную массу своих ценных бумаг и превращается в конкурента частных фирм, изымая у частного сектора кредитные ресурсы Последние перенаправляются в сферу государственного потребления где используются главным образом непроизводительно Приверженцы этой теории советуют государству полностью «перекрыть» бюджетный канал непредвиденной инфляции и изменить предложение денег иными путями, избегая дефицита бюджета».

     Итак, согласно данной теории через налоги изымается излишнее количество денег (а не сбережений), тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики;

     Специфика монетаризма, по сравнению с двумя  предыдущими теориями, заключается в том особом значении, которое он придает сфере денежного обращения. С середины XX в. концепции монетаризма становятся основными для формирования экономического и финансового курса большинства развитых государств. Это подкрепляется образованием крупных финансовых центров в лице международных валютно-финансовых организаций, которые аккумулируют в себе значительные капиталы для внешних заимствований: Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка и др6.

 

Заключение 

     Таким образом, в налоговом праве существует множество теорий налогообложения, знание которых может помочь в построении того или иного вида налоговой политики.

     Основными налоговыми теориями являются7:

     - теория обмена (средние века), связанная  с договорными отношениями между  властями и гражданами по поводу  покупки последними военной защиты (налог - мера мены за услуги);

     - атомистическая теория (Монтескье,  Вольтер). В обмен на уплату  налогов гражданин получает от  государства услуги по охране  его личной безопасности, собственности  как от внешних врагов, так  и внутри страны. Данная сделка  является принудительной и не всегда справедливой;

     - классическая теория (XIX - XX вв., А.  Смит, Д. Риккардо). Налоги представляют  собой один из видов государственных  доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только "расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти";

     - теория жертвы (С.Ю. Витте), согласно  которой налог - это форма доходов государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества;

     - кейнсианская теория (первая половина XX в., Дж. Кейнс). Налоги - главный рычаг регулирования экономики. Налоговые изъятия тесно связаны с показателем спроса: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос, и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию спроса. Большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов;

     - теория монетаризма (50-е гг. XX в., М. Фридман). Через налоги изымается излишнее количество денег (а не сбережений), тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики;

     - теория экономики предложения  (80-е гг. XX в., М. Бернс, Г. Стайн). Сокращение налоговых ставок  приводит к росту доходов, увеличению  сбережений у населения и накоплению капитала предпринимателями, а в конечном итоге - к повышению национального производства и дохода, налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, снижение налогового гнета влечет бурный рост деловой и инвестиционной активности.

     В настоящее время не существует какой-либо одной истинно верной теории налогового регулирования. Во многих зарубежных странах, правительство которых применяет методы регулирования на практике, существует взаимодействие трех основных концепций: кейнсианство с различными вариациями, теория экономики предложения и монетаризм. 
 

 

Список использованной литературы 

  1. Александров И. М. Налоговые системы России и зарубежных стран: учебное пособие. - М.: Бератор - Пресс, 2009. - 144 с. 
  2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Экономистъ, 2004. – 560 с.
  3. Банхаева Ф.Х. Методологические и теоретические положения налогообложения // Налоговый вестник - 1999 - N 11. – С. 18 – 20.
  4. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства // Налоговый вестник  - 2001. – N 2. - С.135 – 137.
  5. Налоги в развитых странах / Под ред. И.Г. Русаковой. - М.: Финансы и статистик, 2001. – 492 с.
  6. Налоговые системы зарубежных стран // Бухгалтер и закон – 2007 - N 10. – С. 12 – 14.
  7. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Г. Князева, проф. Д.Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006. - 191 с.
  8. Нарышкин С.Е. Инновационный потенциал современного российского общества // Журнал российского права - 2009 - N 8. – С. 3 -14.
  9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2002. - 640 с.
  10. Попова Л.В., Дрожжина И.А., Маслов Б.Г. Налоговые системы зарубежных стран: Учеб. пособие. - М.: Дело и сервис, 2008. - 368 с.
  11. Хантаева Н.Л. Теоретические основы налогообложения: Уч. пособие. – Улан-Удэ.: Издательство ВСГТУ, 2006. – 175 с.
  12. Фадеев Д.Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы. - М.: Налоговый вестник, 2010. - 288 с.
  13. Шувалова Е. Б., Пузин А. М. Налоговые системы зарубежных стран. – М: Дашков и К, 2009. – 124 с.

Информация о работе Теории налогооблажения