Теневая экономика и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:07, реферат

Описание

Причины и факторы, влияющие на развитие теневой экономики, ясно видны на примере такой её органической части, как рынок труда. Дело в том, что из всех видов и форм теневой экономики именно этот рынок больше всего переплетается с официальным рынком.

Работа состоит из  1 файл

Теневая экономика и налогообложение.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)

Теневая экономика и налогообложение.

Налоги  – важный фактор развития теневой  экономики.

   Причины и факторы, влияющие на развитие теневой  экономики, ясно видны на примере  такой её органической части, как  рынок труда. Дело в том, что из всех видов и форм теневой экономики именно этот рынок больше всего переплетается с официальным рынком. В теневом рынке труда можно выделить три основные части:

  1. занятые одновременно и в открытой и в теневой экономике (вторая работа после или параллельно с основной);
  2. занятые только в теневой экономике, то есть не регистрируемые работники;
  3. нелегальные иммигранты, которые не имеют права работать официально, и у которых нет выбора.

Частичная теневая занятость (наряду с основной, официальной) очень велика в Германии, Австрии, Италии.

     Теневой рынок труда всегда существовал в странах с малоразвитой рыночной экономикой. Но его рост в развитых и благополучных европейских странах ставит вопрос о причинах этого явления. Путём опросов предпринимателей и служащих были выделены основные причины, которые толкают людей в теневой сектор. Одна из них – усложняющиеся отношения между государственными административными органами и предпринимателями, которые недовольны неоправданными затратами времени на оформление этих отношений, регулируемых и контролируемых законодательством, громоздкость которого ещё больше увеличивается подзаконными актами. В результате издержки официального, юридически оформленного найма существенно выросли. Главное место среди этих издержек, которые приходится нести и предприятиям, и отдельным лицам, занимают налоги и социальные взносы. В ряде стран ОЭСР, особенно европейских, эти издержки могут превысить реально получаемое вознаграждение за труд (после вычета всех налогов).

   Это подтверждается и данными о резко  выросшей доле всех собираемых налогов в ВВП, превышающей в некоторых странах 45% (Швеция, Дания, Финляндия, Бельгия, Франция, Люксембург). Рост происходит в основном за счет налога на добавленную стоимость (НДС) и взносов в фонд социального страхования. В Италии и Бельгии общая сумма налогов, уплачиваемая средним получателем дохода, включая налоги на продажу, подоходный налог и социальные взносы, доходит до 70% всего заработка (в США налоговое бремя среднего американца всего 41%).

   За  последнюю четверть XX века теневой рынок труда в большинстве развитых стран довольно вырос (в целом по ЕС и ОЭСР более чем удвоился). Его доля по отношению ко всей рабочей силе за этот период повысилась с 8-12% до 22% в Германии, с 8 до 15% в Дании, с 6 до 12% во Франции. К концу XX века в теневой экономике было занято не меньше 20 млн. в ЕС и около 35 млн. во всех странах ОЭСР.

   Западная  экономическая теория, исходя из общего постулата о стремлении экономического субъекта к максимизации дохода и  минимизации издержек, чаще всего  объясняет рост теневой экономики стремлением избежать уплаты налогов, поскольку они одновременно увеличивают издержки и уменьшают доход. Некоторые налоги в последнее время постоянно росли, особенно НДС и социальный (в виде и налога с занятых, и взносов предпринимателей на социальное страхование), стимулируя уход в тень.

   Увеличение  масштабов теневой экономики  в целом и по линии рынка  труда связано также с действием  ряда факторов, ограничивающих возможность  максимизации доходов в рамках открытой экономики. Здесь, прежде всего, назовём тенденцию к сокращению рабочего дня и рост безработицы (включая и скрытую в виде работы в течение части рабочего дня). В странах с рыночной экономикой выявляется чёткая корреляция между высокими социальными налогами, высоким уровнем безработицы и значительными размерами теневого рынка труда.

   Другими ограничителями на пути максимизации дохода могут стать официальные и неофициальные запреты на работу для отдельных категорий рабочей силы (например, ограничение на совместительство, нежелание нанимать инвалидов, отсутствие гражданства или официального разрешения на проживание и работу в данной стране, запрет на детский труд, в мусульманских странах – освященное  традицией нежелание брать на работу женщин и т.п.).

   Общие выводы исследования о связи между налоговой системой и теневым сектором довольно противоречивы. Следует конкретизировать, какие именно стороны налоговой системы стимулируют теневую деятельность. В этом отношении практический опыт налоговых реформ в отдельных странах и новые исследования, выявившие роль отдельных элементов налогообложения (например, прямых налогов по сравнению с косвенными, уровня налоговых ставок, жестокости государственного контроля, сложности и громоздкости налоговой системы), опровергли некоторые общепринятые взгляды.

   Ещё недавно считалось, что особенно способствуют росту теневого сектора  прямые налоги. Так, введение в разгар спада в стране в 1991г. Налога на продажи  толкнуло многих предпринимателей (и  их работников) в теневую экономику, вызвав падение налоговых поступлений. Во всяком случае, замена прямых налогов косвенными, по-видимому, не повышает налоговую дисциплину. Было также выявлено, что высокий уровень налоговых ставок сам по себе не является решающим фактором в росте теневой экономики. Гораздо большее значение имеют жесткость государственного контроля и сложность налоговой системы. Для ограничения теневого сектора государственная политика должна ориентироваться скорее на твердое и последовательное проведение в жизнь принятых законов, а не детализацию и усложнение налоговых законов и инструкций. В странах с мощной налогово-полицейской службой (например, в США) ужесточение наказаний и аудит могут способствовать некоторому уменьшению теневой экономики.

   Для проверки связи между государственным  налоговым регулированием и теневой деятельностью были проведены сложные эмпирические исследования. В частности, ставился вопрос, как на размер теневого сектора влияет сложность налоговой системы. Пример австрийской налоговой реформы 1989 г.  Подтвердил, что связь здесь сложнее, чем выглядит в теории. Во всяком случае, одного снижения прямого налогового бремени оказалось недостаточно для уменьшения теневой экономики. В развитых странах сложность налоговых законодательств выражается в большом количестве оговорок в отношении льгот, скидок, кредитов, которые создают базу для уклонения от налогов на законном основании. В Австрии многие из таких льгот и скидок были отменены, что упростило налоговую систему и уменьшило возможности законного уклонения от налогов. Одновременно было значительно ослаблено и прямое налоговое бремя, однако налоговая база была расширена и сохранились прежние жестокие правила государственного контроля. В результате налоговое бремя для большинства налогоплательщиков фактически осталось прежним.

   Очевидно, что отрицать важность налогов и взносов в фонд социального страхования как стимулов роста теневой экономики не приходится. Согласно некоторым подсчетам, например по США, увеличение федерального предельного подоходного налога на 1% при прочих равных условиях вызовет рост теневой экономики на 1.4%. С другой стороны, даже серьёзные реформы со значительным снижением налогов, которые проводились рядом стран ради уменьшения теневого сектора, не давали ожидаемых результатов. В лучшем случае удавалось стабилизировать размер теневого сектора или сдержать его рост.

   Проводились также исследования с целью ранжирования основных налоговых факторов, влияющих на размер теневого рынка труда и  теневой экономики. Исследования по Австрии, Дании, Норвегии и Швеции показали, что в стимулирование их роста первое место занимает налоговое бремя (особенно взносы на социальное страхование), затем следуют (в порядке ослабления роли) интенсивность государственного контроля и сложность налоговой системы.

     Макроэкономический подход выявляет корреляцию, но не причинные связи между налоговым бременем, ограничителями на рынке труда, эффективностью государственного регулирования и теневой экономикой. Сейчас делаются попытки выявить, есть ли другие мотивы для теневой деятельности, помимо заработка и уклонения от налогов. Наиболее трудны для изучения сами причины налогового уклонения и налогового послушания. Среди физических лиц и домашних хозяйств уклонение от налогов часто не является сознательной целью в их теневой деятельности, особенно когда большая часть продукции производится для себя. При опросах выяснилось, что не последнюю роль в уклонении от налогов в развитых странах играют представления о налоговой справедливости или несправедливости, а также традиционная степень законопослушности.

   По  способу уклонения от налогов характер теневой экономики разнится и по типам стран, и по отдельным странам. В частности, для развивающихся стран более характерно полное сокрытие доходов и неуплата налогов, а для развитых - частичное уклонение от них с использованием лазеек и упущений в законе.

   В целом высокая доля теневого сектора  и теневого рынка труда в развивающихся  странах проистекает от слабости государственной системы и государственного аппарата. Она сочетается, а возможно, и вызывается «набором всех минусов»: завышенным прямым налоговым бременем, высокой степенью налогового произвола и государственного давления, слабым проведением в жизнь налоговых законов, а также широко распространенной коррупцией. Проблемы коррупции и её связи с теневой экономикой рассмотрим особо. 
 
 

                              Коррупция, теневая  экономика и налоги.

   Коррупция как существенный фактор роста теневого сектора в последние два десятилетия  XX века, особенно в развивающихся и некоторых переходных экономиках, уже давно отмечалась различными исследователями. Однако внимание мирового сообщества к этой проблеме было усилено признанием её выходящей за национальные пределы и являющийся одним из самых отрицательных последствий глобализации экономики. Такая оценка содержится в многочисленных решениях и рекомендациях международных организаций - ООН, ОЭСР, Международного валютного фонда, Всемирного банка и др. Как признал заместитель генерального секретаря ОЭСР С. Кондо, «глобализация… открывает компаниям и отдельным лицам дополнительные возможности для незаконной деятельности- взяточничества, отмывания денег и налоговых злоупотреблений…»

   Действительно, глобализация, отмена валютного контроля и других барьеров для свободного передвижения капиталов, а также  рост электронных технологий увеличили объем международных экономических сделок, но вместе с этим вырос и объем законного и незаконного уклонения от налогов. Хотя коррупция тесно переплетается с налоговыми злоупотреблениями и отмыванием криминальных доходов, она выделяется в самостоятельную проблему, а собственно налоговыми злоупотреблениями в свете глобализации считаются пагубные формы международной налоговой конкуренции – «налоговый рай» и преференциальные налоговые режимы.

   Остановимся немного подробнее на аспектах, которые  превратили коррупцию в раковую опухоль мировой экономики. Среди разных определений коррупции самая популярная и простая следующая: коррупция – это злоупотребление государственной властью или положением в целях личной наживы. Однако коррупция включает в себя взятки при многочисленных контактах частного сектора с государственной властью, среди которых, например, выдача лицензии (разрешения) на открытие своего дела; доступ к предоставляемым государством товарам и услугам; принятие решений о льготных налоговых условиях, о государственных инвестиционных контрактах и заказах; о выделении земли; о приеме и продвижении по государственной службе.

   Есть  два различных объяснения высокой  взаимозависимости между теневой  экономикой и коррупцией:

  1. теневая экономика является попыткой устранить от коррупции- предприниматель уходит в подполье, чтобы не платить взяток;
  2. коррупция порождает дополнительный рост теневой экономики.

По некоторым  подсчётам, увеличение индекса коррупции  на один пункт приводит к росту  теневой экономики на 7,6%. Это не согласуется с концепцией теневой экономики как способа обойти коррупцию, но подтверждает концепцию теневой экономики как порождения коррупции. Хотя, безусловно, некоторая доля теневого сектора действительно образуется как реакция на взяточничество,  она значительно меньше всей той части теневого сектора, которая порождается коррупцией.

Информация о работе Теневая экономика и налогообложение