Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономико-правовые основы налоговой системы 6
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства 6
1.2. Понятие и основные характеристики налоговых систем 9
1.3. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 12
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы РФ 15
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 15
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ 20
Глава 3. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ 28
3.1. Цели реформы 28
3.2. Проблемы реформирования налоговой системы 30
3.3. Результаты реформы 32
3.4. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ 44
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Работа состоит из  1 файл

Реформирование налоговой системы РФ Цели и результаты.doc

— 248.50 Кб (Скачать документ)
 

15.[23, с. 11]

     Таким образом, любая налоговая реформа  должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов16.

 

      3.3. Результаты реформы

 

     I. Основные итоги реализации налоговой  политики в прошедшем периоде

     Реализация  целей и задач, предусмотренных  «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», проводилась во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

     Основными направлениями, одобренными в 2009 году, предусматривалось внесение изменений  в законодательство о налогах  и сборах по следующим направлениям.

     1. Совершенствование налога на прибыль организаций.

     2. Совершенствование налога на  добавленную стоимость.

     3. Совершенствование акцизного налогообложения.

     4. Совершенствование налога на  доходы физических лиц.

     5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц.

     6. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых.

     7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых  режимов.

     8. Совершенствование налогового администрирования.

     9. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей.

     10. Отмена единого социального налога.

     11. Совершенствование государственной  пошлины.

     12. Совершенствование транспортного налога.

     13. Совершенствование налога на  имущество организаций.

     1. Налог на прибыль организаций

     1. Федеральным законом от 25 ноября 2009 г. 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» реализован комплекс мер, направленных на совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.

     Также предусмотрено, что с 1 января 2011 г. порядок  определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. В течение 2010 года предполагается утвердить указанный порядок.

     2. Уточнен порядок определения налоговой базы налоговым агентом по доходам от долевого участия для организаций, получающих доходы от долевого участия в российских организациях. С 2010 года при определении суммы налога учитывается общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей дивидендов, а не только налогоплательщиков . получателей дивидендов.

     3. В рамках совершенствования налогообложения  торговых организаций с 1 января 2010 г. определен порядок оценки  излишков товарных и материально-производственных запасов.

     4. В целях сближения бухгалтерского  и налогового учета отменена  переоценка полученных и выданных  авансов и задатков, выраженных  в иностранной валюте в налоговом  учете. 

     5. В рамках реализации концепции  создания в Российской Федерации мирового финансового центра был снижен барьер для предоставления освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов «стратегических» акционеров, получаемых в виде дивидендов. В частности, из Кодекса исключено ограничение в 500 млн. рублей, которое было необходимо до 1 января 2010 года как условие для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими «стратегическими» акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.

     2. Налог на добавленную стоимость

     За  прошедший период в отношении  налога на добавленную стоимость  были осуществлены следующие изменения.

     1. В целях совершенствования процедуры  возмещения налога на добавленную стоимость в Кодекс внесены изменения, направленные на сокращение сроков возмещения налога .

     Вступившими в силу изменениями установлен заявительный порядок возмещения НДС, представляющий собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.

     2. В целях снижения издержек  налогоплательщиков по исполнению  законодательства о налогах и  сборах в Кодекс были внесены изменения, устраняющие неблагоприятные последствия при незначительных нарушениях правил заполнения счетов-фактур. Так, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, более не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

     3. В целях уточнения порядка  налогообложения НДС операций по реализации финансовых инструментов срочных сделок установлены особенности определения налоговой базы по этому налогу для финансовых инструментов срочных сделок, заключаемых на бирже.

     4. В качестве меры, направленной  на совершенствование налогообложения операций, связанных с эксплуатацией жилого фонда, уточнен порядок применения НДС управляющими организациями и товариществами собственников жилья (далее . ТСЖ).

     3. Акцизное налогообложение

     В 2009 году были приняты изменения в  Кодекс, предусматривающие ежегодную индексацию ставок акцизов в 2010-2012 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 года были индексированы ставки акциза в отношении нефтепродуктов.

     Также в истекшем году были внесены изменения  в соответствующую главу Кодекса, позволяющие предотвратить применение различных схем по уклонению от уплаты акцизов на алкогольную продукцию  за счет ограничения права на налоговые вычеты в случае использования в качестве сырья при производстве крепкого алкоголя спиртсодержащей продукции вместо спирта.

     4. Налог на доходы физических  лиц

     В положения Кодекса, регулирующие налог  на доходы физических лиц, были внесены  следующие изменения.

     1. Для упрощения декларирования  доходов физическими лицами в  Кодекс были внесены изменения,  позволяющие не указывать в  налоговой декларации доходы, не  подлежащие налогообложению (освобождаемые  от налогообложения), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов.

     Также в рамках рассматриваемых изменений  была исключена необходимость подачи налогоплательщиком отдельного документа . заявления на получение налоговых вычетов при представлении в налоговый орган налоговой декларации, в которой уже заявлено право на получение налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

     2. В рамках реализации концепции  создания в Российской Федерации  международного финансового центра был внесен ряд изменений в Кодекс, направленных на оптимизацию порядка налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. В Кодекс была включена новая редакция положений, регулирующих налогообложение операций физических лиц с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, что позволило, в частности:

     - уточнить перечень расходов и  порядок исчисления налоговой  базы физических лиц по таким  операциям, в том числе по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, полученными в результате обмена (конвертации), в порядке наследования и дарения, а также по операциям, осуществляемым в пользу физического лица доверительным управляющим;

     - расширить перечень финансовых инструментов срочных сделок, расходы по операциям с которыми принимаются для целей налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (за счет обращающихся на организованном рынке финансовых инструментов с базисными активами, отличными от ценных бумаг и фондовых индексов, рассчитываемых организаторами торговли на рынке ценных бумаг, а также за счет не обращающихся на организованном рынке опционных контрактов);

     - расширить перечень операций с ценными бумагами, расходы по которым принимаются для целей налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с ценными бумагами (за счет операций РЕПО и займа ценными бумагами);

     - сократить число групп доходов  физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, налоговая база по которым определяется отдельно;

     - уточнить порядок налогообложения  доходов физических лиц, полученных  в виде материальной выгоды  при совершении операций с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов;

     - предусмотреть возможность переноса  на будущие периоды убытков,  полученных физическими лицами  в результате совершения операций  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.

     5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного  налога и налога на имущества  физических лиц 

     Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность и комплексный характер этой реформы, в прошедшем периоде велась работа по подготовке к введению налога на недвижимость в Российской Федерации.

     Работы  по массовой оценке объектов недвижимости в пилотных регионах завершены. В  настоящее время в Минэкономразвития  России рассматриваются представленные Росреестром обобщенные материалы по результатам реализации Проекта.

 

     6. Налог на добычу полезных ископаемых

     1. Расширение сферы действия налоговых  каникул, предоставляемых по налогу  на добычу полезных ископаемых (далее . НДПИ), взимаемому при  добыче углеводородного сырья (нефти).

     Для создания стимулов к разработке морских  нефтяных месторождений Правительством Российской Федерации в Государственную  Думу внесен законопроект, предусматривающий  установление ставки НДПИ в размере 0 рублей в отношении нефти, добытой на начальном этапе разработки нефтяных месторождений, расположенных в акватории Черного и Охотского морей. Указанный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

     2. Изменения в порядке исчисления  НДПИ, уплачиваемого при добыче  твердых полезных ископаемых.

     Правительством  Российской Федерации в 2009 году в  Государственную Думу был представлен  законопроект о внесении изменений  в Кодекс, который предусматривает  введение нового порядка исчисления НДПИ при добыче угля. Данным законопроектом устанавливается дифференцированный порядок исчисления НДПИ при добыче угля в зависимости от вида угля, при этом законопроект учитывает необходимость минимизации негативных последствий, вызванных трансфертным ценообразованием в угольной отрасли.

Информация о работе Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ