Сущность налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание

Понятие "налоговый учет" впервые определено во 2 части Налогового кодекса, а конкретно 25 главе "Налог на прибыль организаций". В связи с принятием Государственной Думой Российской Федерации главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации произошли кардинальные изменения в системе формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций. До введения в действие главы 25 показатели, необходимые для исчисления налога на прибыль, формировались на основании данных бухгалтерского учета и после определенных корректировок вносились непосредственно в налоговые декларации.

Содержание

1. Сущность налогового учета ………………………………………… 3
1.1 Принципы организации налогового учета …………………....... 8
1.2 Модели организации налогового учета ……………………….... 9
2. Налоговая учетная политика, пример по оптимизации налогообложения………………………………………………………………...11
Список использованных источников ………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

контрольгая работа н.у.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

       - регистры бухгалтерского учета

       - регистры бухгалтерского учета, дополненные необходимыми реквизитами при недостаточности информации для определения налоговой базы

       - аналитические регистры налогового  учета.

       Таким образом, налогоплательщик может выбрать  одну из трех моделей налогового учета с учетом степени его автономности по отношению к системе бухгалтерского учета.

       Модель 1. Данная модель предусматривает использование самостоятельных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет ведется параллельно с бухгалтерским. Аналитические регистры налогового учета составляются на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством, и представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

       Модель 2. В основу этой модели положены данные, формируемые в системе бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополняются реквизитами, необходимыми для определения налоговой  базы, тем самым формируются комбинированные регистры, используемые для налогового учета.

       Модель 3. В данной модели используются регистры и бухгалтерского и налогового учета. В том случае, если порядок группировки  и учета объектов и хозяйственных  операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. В отличие от модели 1 основанием для составления аналитических регистров налогового учета являются не первичные учетные документы, а регистры бухгалтерского учета и бухгалтерские справки. Данная модель позволяет в максимальной степени использовать данные бухгалтерского учета и, в конечном счете, сближает две системы учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Налоговая учетная политика, пример по оптимизации налогообложения

       Понятие "учетная политика для целей налогообложения" дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

       Порядок разработки учетной политики для целей налогового учета законодательно не утвержден.

       Налоговую оптимизацию можно определить как выбор оптимального сочетания правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего законодательства. Иными словами, это выбор между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств, при этом целью является не снижение отдельных налогов, а увеличение доходов налогоплательщика после уплаты налогов.

       Процесс работы по созданию и внедрению схемы  оптимизации налогообложения  состоит из нескольких ключевых этапов:

  • проверка бухгалтерского и налогового учёта, базы договоров и первичных документов; устранение обнаруженных ошибок, обеспечение необходимого объёма и качества первичных документов. Данный этап позволяет обезопасить деятельность предприятия за предыдущий период деятельности от возможных штрафов в процессе выездных налоговых проверок;
  • разработка собственно схемы оптимизации налогообложения. Схема оптимизации налогообложения представляет собой определенный порядок взаимоотношений между несколькими субъектами хозяйственных отношений, направленных на уменьшение бюджетных платежей в рамках действующего законодательства. Довольно часто схема предусматривает разделение функций бизнеса между несколькими юридическими лицами или ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов;
  • обновление и оптимизация договорной базы, внутренних организационных документов предприятия, создание системы автономного внутреннего контроля; разработка новых форм договорных отношений с контрагентами и между несколькими контролируемыми юридическими лицами. Также, если это необходимо, происходит корректировка учётной политики.

       Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения базовых принципов налоговой оптимизации.

       Принцип адекватности затрат. Стоимость внедряемой схемы не должна превышать суммы уменьшаемых налогов. Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов по их ликвидации.

       Принцип юридического соответствия. Суть его заключается в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или "пробелах" в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств.

       Принцип конфиденциальности. Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен. На практике это означает, что, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера.

       Принцип подконтрольности. Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.

       Принцип допустимого сочетания  формы и содержания. Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от недобросовестных участников процесса, но имеет также значение для отражения возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д., а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т. п.

       Принцип нейтралитета. Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов. Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот - уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго. Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.

       Принцип диверсификации. Оптимизация бюджетных отчисления, как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства. При этом следует иметь в виду и тот факт, что, в связи с последними изменениями в уголовном законодательстве, юридические последствия от развития событий по пессимистическому сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.

       В налоговом учете предусмотрено два метода - линейный и нелинейный. Поскольку учреждения стремятся по возможности сблизить бухгалтерский и налоговый учет, в налоговом учете применяют для расчета амортизационных отчислений линейный метод. Порядок исчисления амортизации линейным методом в отношении объекта амортизируемого имущества приведен в п. 3 ст. 259 НК РФ . Ее начисление осуществляется в соответствии с нормой амортизации, определенной для данного объекта исходя из его срока полезного использования, которая определяется по формуле:

       K = (1/n) * 100%,      (1)

       где:

       K - норма амортизации в процентах  к первоначальной (восстановительной)  стоимости объекта амортизируемого  имущества;

       n - срок полезного использования  данного объекта амортизируемого  имущества, выраженный в месяцах.

       Из  приведенной формулы видно, что  норма амортизации находится  в прямой зависимости от срока  полезного использования, поэтому  следует уточнить, подлежат ли нормы  амортизации изменению после  завершения работ по восстановлению основных средств, в результате которых увеличиваются стоимость амортизируемого имущества и срок полезного использования.

       В отличие от линейного метода сумма  начисленной нелинейным методом за один месяц амортизации по объекту амортизируемого имущества определяется исходя из остаточной, а не первоначальной стоимости объекта амортизируемого имущества, которая в целях применения данного метода умножается на нормы амортизации, определенные для данного объекта. Этот расчет можно представить формулой:

       K = (2 / n) * 100%      (2),

       где:

       K - норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества;

       n - срок полезного использования  данного объекта амортизируемого  имущества, выраженный в месяцах.

       Особенность указанного метода в том, что с  месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему будет исчисляться в следующем порядке:

       1) остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества в целях начисления амортизации фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

       2) сумма начисляемой за один  месяц амортизации в отношении  данного объекта определяется  путем деления его базовой  стоимости на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования объекта.

       Иными словами, с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость  объекта амортизируемого имущества  составит 20% от своей первоначальной (восстановительной) стоимости, налогоплательщик должен применять линейный метод начисления амортизации к остаточной стоимости данного объекта.

       Выбор метода начисления амортизации требует  пристального внимания со стороны бухгалтера, так как менять метод по уже  введенным в эксплуатацию основным средствам нельзя. Выбранный метод будет использоваться до конца срока полезного использования основных средств. Описанные способы различаются скоростью амортизации основных средств. Поскольку амортизационные отчисления являются элементом себестоимости, увеличение их размера приводит к уменьшению бухгалтерской прибыли предприятия в конкретном отчетном периоде. Однако с точки зрения исчисления налога на прибыль выгоднее нелинейный метод.

       Например, организация приобрела цветной лазерный принтер форматом А3. Его первоначальная стоимость - 30 000 руб. В соответствии с Классификацией ОС принтер относится к электронно-вычислительной технике ко 2-й амортизационной группе и имеет срок полезного использования 2 г. (24 мес.). Согласно учетной политике для целей налогообложения амортизация на принтер начисляется нелинейным методом:

       (2 / 24 мес.) * 100% = 8,33%.

       На  принтер будет начислена амортизация:

  • в первый месяц - 2 499 руб. (30 000 руб. * 8,33%);
  • во второй - 2 291 руб. ((30 000 руб. - 2 499 руб.) * 8,33%);
  • в третий - 2 100 руб. ((30 000 руб. - 2 499 руб. - 2 291 руб.) * 8,33%) и т.д.

       Когда остаточная стоимость принтера станет меньше 6000 руб. (30 000 руб. * 20%), нужно перейти  на линейный метод начисления амортизации. Это произойдет через 19 месяцев его  эксплуатации.

       Сумма амортизации по принтеру составит 24 300 руб., а его остаточная стоимость - 5 700 руб. (30 000 - 24 300). Оставшийся срок эксплуатации - 5 месяцев (24 - 19). С этого момента  сумма ежемесячных амортизационных  отчислений составит 1 140 руб.: 5 700 руб. / 5 мес.

Информация о работе Сущность налогового учета