Сущность налогов как инструмента государственного регулирования и их понятие в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:57, контрольная работа

Описание

Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия данной функции определяются долей налогов в валовом национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода.
Регулирующая функция воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с программами. При этом используется выбор форм налогов, изменения ставок, способов взимания, льготы и скидки. Данные регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.

Работа состоит из  1 файл

семинар по финансам .docx

— 28.92 Кб (Скачать документ)

Вопрос № 1. Сущность налогов как инструмента государственного регулирования 

и их понятие  в условиях рыночных отношений

 

Налоги - обязательные платежи, предусмотренные законом, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение, мобилизацию денежных средств  в распоряжение государства. Сущность налогов проявляется в их функциях.

• Фискальная функция налогов обеспечивает поступление средств в государственный бюджет и финансирование государственных расходов.

  • Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия данной функции определяются долей налогов в  валовом  национальном продукте; она показывает степень огосударствления национального дохода.
  • Регулирующая функция воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с программами. При этом используется выбор форм налогов, изменения ставок, способов взимания, льготы и скидки. Данные регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.

В рыночной экономике налоги выполняют  важную роль в формировании доходной части государственного бюджета. Удельный вес налоговых поступлений в последние годы сохраняется на уровне 70 - 80 %, в то время как налоговые поступления в бюджеты стран с развитой рыночной экономикой находятся в пределах 50 - 55 %.

 

Вопрос № 2. Налоговая система, основные требования к ее построению.

 

Налоговая система в РК представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Налоговым комитетом Министерства финансов и налоговыми управлениями в областях, крупных городах, налоговыми отделами в районах и городах.

Налоговая служба осуществляет общегосударственный контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах. В условиях формирования рыночной экономики налоговая система должна соответствовать определенным принципам.

Налоговая система должна обеспечивать определенную постоянность налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по экономическим отношениям.

Налоговая политика - осуществление экономической политики государства с помощью налоговых инструментов, налоговых ставок, льгот и др. Налоговая политика отражает уровень государственного вмешательства в экономику. Различают активный и пассивный тип налоговой политики. Активный тип налоговой политики означает вмешательство государства в процесс размещения производственных ресурсов, в частном секторе экономики и регулирование экономического цикла.

Пассивный тип налоговой  политики предполагает минимизацию вмешательства государства в размещение ресурсов в частном секторе.

Основными целями и задачами налоговой  политики РК, которые могут обеспечить бюджетное наполнение суверенного государства должны быть следующие:

    • адекватность поступлений в бюджет;
    • экономическая нейтральность.

 

Вопрос № 3. Классификация налогов и характеристика основных видов

 

Выделяют  следующие элементы налогообложения:

Субъект налога - это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

Носители налога - окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;

Объект налога - доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (ТМЦ);

Налоговый кадастр - опись объектов, подлежащих налоговому, обложению, на их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта;

Единица обложения - единица измерения объекта налога, установленная для счета: одна денежная единица (тенге), один гектар, единица измерения товара;

Льготный период - время, в течение которого действуют установленные законом льготы по налогам;

Налоговая ставка (квота, доля, часть показателя в общем объеме исследуемого процесса или явления) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливаемая в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы;

Твердые ставки - устанавливаются  в абсолютной сумме к единице  обложения, независимо от размеров доходов (применяется при обложении реальными налогами - земельным).

Процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные ставки - устанавливаются  в виде единого процента, независимо от размера объекта налога;

Прогрессивные - с увеличением дохода увеличивается налоговая ставка;

Регрессивные  ставки - понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта.

Налоговое бремя - это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как соотношение суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;

Налоговая база - стоимостная, физическая или  иная характеристика налогообложения;.

Налоговый иммунитет - освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги (например, дипломатический корпус);

Налоговые льготы - полное или частичное  освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством.

 

Вопрос № 4. Специальные  платежи и налоги недропользователей

 

Плательщиками налогов и специальных  платежей недропользователей являются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие операции по недропользованию в Республике Казахстан, а также переработку техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности. Налоговый резким, установленный для недропользователя, определяется в контракте на недропользование, который заключается в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Установлены две модели налогообложения, исходя из основных видов контрактов:

  1. уплата недропользователем всех видов налогов и других платежей, за исключением доли Республики Казахстан по разделу продукции;
  2. уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других платежей за исключением: рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; акциза на сырую нефть, газовый конденсат; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество.

Налоговый режим в отношении  недропользователей, установленный контрактом на недропользование, прошедшим обязательную налоговую экспертизу действует неизменно до окончания срока контракта, а изменения могут вноситься по соглашению сторон и не влекут изменений в соотношении первоначальных экономических интересов недропользователя и государства.

Специальные платежи и налоги недропользователей включают:

  1. бонусы: подписной и коммерческого обнаружения;
  2. роялти;
  3. налог на сверхприбыль;
  1. долю Республики Казахстан по разделу продукции;
  1. дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции.

Подписной бонус является разовым  фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта с учетом экономической ценности передаваемых в пользование месторождений. Размеры подписных бонусов устанавливаются Правительством.

Бонус коммерческого обнаружения  является платежом, который устанавливается  в контракте на Недропользование и уплачивается за каждое коммерческое обнаружение месторождений полезных ископаемых на контрактной территории. Объектом обложения является объем утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Бонус коммерческого обнаружения устанавливается в размере 0,1% от стоимости извлекаемых запасов. Срок уплаты бонусов устанавливается контрактом.

 

Вопрос № 5. Налоги на собственность их назначение и роль в доходах местных бюджетов

 

Данная группа налогов приобретает  в условиях рыночной экономики заметное место в связи с теми реальными изменениями, которые происходите отношениях собственности по мере развития процесса разгосударствления и приватизации. К налогам на собственность относятся: земельный налог, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на транспортные средства.

Налоги на собственность поступают  в местные бюджеты. Помимо фискальных, эти налоги имеют цель стимулирование эффективности использования собственности, поскольку ставки налогов устанавливаются по внешним признакам - размерам собственности, а не по ее доходности. Доход не всегда определяется объемом собственности (имущества): в ситуации, когда налог на собственность отсутствует, крупные собственники попадают в льготное положение с точки зрения налогообложения и не будут стремиться использовать собственность наиболее производительно. Налоги на собственность позволяют равномерно распределять налоговую ответственность перед обществом. Таким образом, данные налоги относятся к реальным налогам.

Его цель - обеспечение экономическими методами рациональное использование земель и формирование доходов местных бюджетов, в том числе и для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории. Однако, доля поступлений этого налога в государственный бюджет невелика - около 0,6%.

Объектом обложения являются земельные  участки (земельные доли) различного назначения: сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Не являются объектом обложения земельные участки общего  пользования населенных пунктов, занятые сетью государственных автодорог общего пользования, находящиеся на консервации. Не подлежат обложению земли особо охраняемых природных территорий, лесного, водного фондов, земли запаса.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования. Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечения и установлены на единицу земельной площади - гектар, квадратный метр.

Плательщиками налога на транспортные средства являются юридические лица, в том числе иностранные, их представительства, филиалы, постоянные учреждения, физические лица, в том числе иностранные, индивидуальные предприниматели, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного

ведения или оперативного управления. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.

Объектами обложения являются транспортные средства, находящиеся на праве собственности, подлежащие государственной регистрации. Налоговые ставки установлены в месячных расчетных показателях в Зависимости от объема двигателя, мощности или грузоподъемности (вместимости) транспортного средства и дифференцированы по видам транспортных средств. К ставкам применяются поправочные понижающие коэффициенты на срок эксплуатации. Не являются плательщиками налога ряд субъектов: налогоплательщики единого земельного налога, производители сельскохозяйственной продукции по технике, используемой в производстве этой продукции, государственные учреждения, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, лица, награжденные высшими наградами и некоторые другие субъекты.

Юридические лица исчисляют налог самостоятельно, а физическим лицам - территориальные налоговые органы. Уплата налога производится в срок не позднее 1 июля за текущий год. Налогоплательщики - юридические лица представляют декларацию по данному налогу.

Доля налога в поступлениях государственного бюджета составляет около .0,5%. Налог на имущество является прямым реальным налогом, величина его зависит от стоимости имущества плательщиков, а не от его доходности. Налог призван побуждать владельцев имущества к его эффективному использованию.

Информация о работе Сущность налогов как инструмента государственного регулирования и их понятие в условиях рыночных отношений