Сущность налога на добавленную стоимость

Автор работы: Анна Нетесова, 26 Октября 2010 в 18:05, курсовая работа

Описание

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Содержание

нет

Работа состоит из  1 файл

НДС.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

     «Сумма налога, выделенная отдельно в первичных документах по поставленной (отгруженной) продукции, иным ценностям, в составе выручки от реализации отражается по кредиту счетов учета реализации в корреспонденции со счетами расчетов с покупателями и заказчиками. Одновременно указанная сумма налога отражается по дебету счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

     В случае возврата покупателем продукции (без ее замены) данные, ранее отраженные на счетах бухгалтерского учета операций по реализации продукции и сумм налога на добавленную стоимость, уточняются путем внесения исправительных записей на соответствующие счета.

     При получении авансов (предварительной  оплаты) при поставке продукции и иных ценностей, а также при оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности, вся сумма, указанная в документах по полученным авансам (оплате), отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по установленной ставке на основании документов о полученных авансах (оплате), отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». При отгрузке продукции на сумму ранее учтенного налога на добавленную стоимость корректируется ранее сделанная запись (методом «красное сторно»)» [10,366].

     Налог на добавленную стоимость, уплаченный при приобретении основных средств, учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В момент принятия на учет основных средств суммы налога, подлежащие в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком возмещению, списываются с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

     При выполнении работ по строительству объекта хозяйственным способом сумма начисленного в соответствии с установленным порядком налога на добавленную стоимость в течение строительства отражается по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» в корреспонденции с дебетом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». По мере ввода объекта расходы, связанные с его строительством (с учетом ранее начисленных сумм налога на добавленную стоимость), списываются с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 90 «Продажи». Одновременно по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи» отражается первоначальная стоимость объекта с учетом налога на добавленную стоимость, исчисленного по окончании строительства. В случае возникновения разницы между суммами налога, исчисленными в период строительства объекта и по мере ввода объекта в действие, разница подлежит списанию с дебета счета 90 в кредит счета 68, субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

     Налог, уплаченный при приобретении нематериальных активов, учитывается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям», субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, списывается с кредита счета 19, субсчет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

     В случае недостачи, порчи или хищений  материальных ресурсов до момента отпуска их в производство и до момента оплаты сумма указанного в первичных документах при их приобретении налога на добавленную стоимость и не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету списывается с кредита соответствующих субсчетов счета 19 в дебет счета учета недостач материальных ценностей. В случае обнаружения недостачи, порчи или хищения материальных ресурсов до момента отпуска их в производство после их оплаты суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащего в соответствии с налоговым законодательством зачету, но ранее уже возмещенные из бюджета, восстанавливаются по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» в корреспонденции с дебетом счетов недостач материальных ценностей, использования прибыли отчетного периода.

     Суммы налога на добавленную стоимость, перечисленные  в бюджет, отражаются по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет  «Расчеты по налогу на добавленную  стоимость» в корреспонденции с  кредитом счетов учета денежных средств.

     Если  предприятие приобретает материалы, которые будут использоваться для проведения ремонта здания непроизводственного назначения, финансируемого за счет собственных источников предприятия, то стоимость этих материалов на издержки производства и обращения не относится. Таблица 1.2.1

     Поэтому суммы НДС по указанным материалам возмещению из бюджета не подлежат, а относятся за счет фонда развития производства (источника финансирования). В бухгалтерском учете предприятия это отражается следующим образом: дебет счета 10, кредит счета 60 – оприходованы материалы, закупленные для проведения ремонта; дебет счета 19, кредит счета 60 – НДС по закупленным материалам; дебет счета 99, кредит счета 19 – НДС отнесен за счет собственных источников (фонда развития производства). НДС, подлежащий уплате в бюджет, формируется на субсчете 68-5 «Расчеты с бюджетом по НДС».

     Для сверки расчетов с бюджетом, анализа уплаченных налогов, штрафных санкций по налогам, пени необходимо знать не только общую сумму задолженности бюджету, но и ее расшифровку по налогу (подсубсчет 001), штрафам (002) и пени (003). Для аналитического учета некоторых данных нет необходимости вводить отдельные субсчета или подсубсчета к счету 68. Их можно получить, зная обороты в корреспонденции с определенными счетами.

     Аналитические данные формируются по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет 5 «Расчеты с бюджетом по НДС». Все проводки по дебету этого субсчета делятся на два типа.

     Первый – это оплата налога, пени и штрафов непосредственно с расчетного счета предприятия или за счет переплаты по другим налогам. Перечисления делаются в разрезе трех подсубсчетов: налог (001), штраф (002), пеня (003), таких же, как и в кредитовом обороте. Аналитический учет ведется в разрезе этих подсубсчетов. Дополнительные аналитические данные для дебетового оборота, в частности за какой период перечисляется налог: авансовый платеж за текущий квартал или оплата налога по расчету за предыдущий квартал, информация приводится в платежном поручении. Эти данные касаются только дебетового оборота по счету 68 субсчет 5 «Расчеты с бюджетом по НДС». Поэтому нецелесообразно вводить отдельный подсубсчет для учета таких данных, а можно обойтись их аналитическим учетом, причем они могут быть закодированы или описаны текстом.

     Второй  тип – это проводки по учету НДС, предъявляемого бюджету к зачету, т. е. учитывающие суммы НДС, уплаченные предприятием его поставщикам и подрядчикам, возмещаемые бюджетом. Необходимо иметь аналитические данные для заполнения формы «Расчет по налогу на добавленную стоимость». Так, для заполнения п. 1а расчета нужно знать сумму НДС по оприходованным оплаченным ценностям, в том числе по: материальным ресурсам, работам, услугам производственного характера, нематериальным активам, основным средствам. Перечисленные аналитические данные получаются, исходя из конкретной корреспонденции счетов.

     НДС предъявляется к зачету после оплаты материалов поставщику и оприходования их на склад. Осуществляется учет НДС, приходящегося на оприходованные, но неоплаченные материальные ценности, а также на оприходованные и оплаченные материальные ценности. Поэтому одна цифра номера субсчета к счету 19 отведена для оплаченных или неоплаченных материальных ценностей, что облегчает контроль главному бухгалтеру, так как проводки с кредита счета 19 в дебет субсчета 68-5/001 могут быть только с кредита субсчета к счету 19, имеющего признак «оплачено». Однако необходимы данные не только в разрезе оплаченных или неоплаченных оприходованных материальных ценностей, но и по группам материальных ценностей, на которые приходится та или иная сумма НДС, в частности, на: приобретенные материальные ресурсы, работы, услуги) производственного характера, нематериальные активы, основные средства.

     Используемая  программа автоматизации бухгалтерского учета позволяет выделять отдельный субсчет для сбора аналитических данных по выше перечисленным группам. Учет на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» организован следующим образом. Первая цифра номера субсчета обозначает, оплачены (2) или не оплачены (1) оприходованные материальные ценности. Вторая цифра будет показывать группу материальных ценностей, к которой относится НДС: 1. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на счете 10 «Материалы». 2. НДС по материальным ресурсам, учитываемым на счете 41 «Товары». 3. НДС по работам (услугам) производственного характера. 5. НДС по нематериальным активам. 6. НДС при приобретении основных средств.

     Таким образом, счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» имеет следующие субсчета: 19-11 «НДС по неоплаченным, но оприходованным материалам», 19-12 «НДС по неоплаченным, но оприходованным товарам», 19-13 «НДС по работам (услугам производственного характера) принятым, но неоплаченным», 19-14 «НДС по приобретенным, но неоплаченным нематериальным активам», 19-15 «НДС по приобретенным, но неоплаченным основным средствам», 19-21 «НДС по оплаченным и оприходованным материалам», 19-22 «НДС по оплаченным товарам», 19-23 «НДС, оплаченный за работы (услуги) производственного характера», 19-24 «НДС, оплаченный по нематериальным активам», 19-25 «НДС, оплаченный при приобретении основных средств».

     Наличие таких аналитических данных позволяет, по оборотам дебета счета 68, субсчет 5 «Расчеты с бюджетом по НДС», подсубсчет «Налог» и кредита соответствующего субсчета к счету 19 заполнять «Расчет по налогу на добавленную стоимость» и делать необходимые выборки для анализа деятельности организации.

     При такой постановке учета бухгалтерия  и руководство фирмы будут  иметь всю информацию, необходимую  для анализа; упрощена подготовка данных для составления формы по расчету налога на добавленную стоимость, приложения к балансу при составлении квартальной отчетности; легче контролировать правильность предъявления бюджету уплаченного НДС за материальные ресурсы, что способствует уменьшению штрафных санкций при проведении налоговых проверок.

     Схему определения суммы налога к уплате в бюджет можно представить следующим образом на рисунке 1.2.1. Данная схема является достаточно упрощенной, так как не учитывает возмещение НДС по введенным внеоборотным активам, возврат предоплат, поступления, не связанные с отгрузкой, однако достаточно точно отражает порядок начисления и возмещения НДС при снабженческо-сбытовой деятельности предприятия – то есть самой основной деятельности, благодаря которой предприятие получает доход. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Порядок учета НДС, полученного от покупателей

2.1. Учет налога на добавленную стоимость при реализации продукции.

     В расчетных документах на реализуемую  продукцию сумма налога указывается  отдельной строкой. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную им продукцию, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Для зачета суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной поставщикам, требуется выделение этого налога в расчетных документах.

     К расчетным документам отнесены платежные поручения, требования-поручения, требования, а также к ним приравнены реестры чеков, реестры на получение средств с аккредитива, приходные кассовые ордера, банковские векселя. Сумма налога на добавленную стоимость выделяется в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.), если расчеты произведены без использования платежных поручений, требований-поручений, требований, реестров чеков, аккредитивов и приходных кассовых ордеров.

     При бартерных поставках и при расчетах с использованием векселей составляются счета-фактуры. При расчетах путем зачета взаимных требований к актам о зачете прикладываются счета-фактуры. Так же копии счетов-фактур вместе с подписанным актом сверки должны прикладываться к договорам об уступке или переводе долга.

     В накладных указывается количество товаров, разрешенных к отпуску, то есть максимально допустимое значение (лимит). Фактически может быть отпущено меньшее количество товара или товар другой модификации и качества, удовлетворяющих покупателя. И крупные предприятия на основании накладных, содержащих такие показатели, как наименование покупателя, наименование товара, сорт, учетная цена и учетная сумма отпущенного товара, составляют счета-фактуры или расчетные документы (платежные требования, требования-поручения), включающие всю информацию, отвечающую потребностям как покупателей, так и налоговых органов.

     Если  после отпуска товаров заставлять покупателей дооформлять накладные  в финансово-сбытовом отделе или бухгалтерии поставщика, это приведет к простоям транспорта и нерациональному использованию рабочего времени. Поэтому если в счете-фактуре или в платежном требовании сумма налога на добавленную стоимость выделена, необязательно выделять ее в накладной или в акте, так как в этом случае зачет взаимных требований, расчеты при бартерных поставках и с применением векселей производятся на основании счетов-фактур или платежных требований, а сами накладные и акты являются лишь документом, подтверждающим отпуск (передачу) товара (работ) или оказание услуг.

Информация о работе Сущность налога на добавленную стоимость