Сущность и функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 08:31, курсовая работа

Описание

Регулирование процесса формирования и расходования денежных фондов реализуется через финансовую политику. Одним из важнейших инструментов осуществления финансовой политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.
Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании. как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Содержание

Введение 3
Сущность и функции налогов 5
1.1. Сущность налогов в условиях рыночной экономики 5
По самому общему определению, налог – это платеж, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства, которое определяет общественные потребности и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга : по структуре, виду налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических и социальных условий. Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям. 6
1.2. Функции налогов 9
Регулирующая функция налогов – занимает среди экономических методов государственного регулирования центральное место, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами. Изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем, воздействует на политику капитальных вложений. 10
2. Анализ современной налоговой системы РФ 12
2.1. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации 12
3. Доходы проекта федерального бюджета 2011 20
Заключение 69
Список использованной литературы 71

Работа состоит из  1 файл

сущность и функции налогов.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

     - повышение ставки налога на  добычу полезных ископаемых на газ горючий природный с 237 до 251 рубля за 1000 куб. м. - на 8 475,1 млн. рублей;

     - увеличение прогнозируемого курса  доллара США по отношению к  рублю - на 8 198,0 млн. рублей;

     - рост прогнозируемых объемов  добычи газа горючего природного - на 6 980,9 млн. рублей, нефти на континентальном шельфе РФ – на 3 837,9 млн. рублей, прочих полезных ископаемых - на 743,4 млн. рублей;

     - повышение цен на газовый конденсат  - на 764,8 млн. рублей.

     Вместе  с тем снижение прогнозируемых объемов  добычи нефти приведет к уменьшению поступления налога на 39 875,9 млн.рублей.

     Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2013 год  прогнозируется в сумме 1 634 520,3 млн. рублей (2,64% к ВВП), что на 112 352,4 млн. рублей или на 7,4 % больше суммы, планируемой на 2012 год.

     Увеличение  поступления налога обусловлено  влиянием следующих факторов:

     - повышение ставки налога на  добычу полезных ископаемых на  нефть с 446 до 470 рублей за тонну  - на 76 236,7 млн. рублей;

     - изменение мировой цены на нефть марки «Юралс» - на 20 484,4 млн. рублей;

     - увеличение прогнозируемого курса  доллара США по отношению к  рублю – на 18 646,0 млн. рублей;

     - повышение ставки налога на  добычу полезных ископаемых на  газ горючий природный с 251 до 265 рубля за 1000 куб. м. - на 8 842,8 млн. рублей;

     - рост прогнозируемых объемов  добычи газа горючего природного - на 5 961,3 млн. рублей, нефти на  континентальном шельфе РФ –  на 5 776,0 млн. рублей, прочих полезных  ископаемых - на 770,4 млн. рублей;

     - повышение цен на газовый конденсат - на 604,0 млн. рублей.

     При этом снижение прогнозируемых объемов  добычи нефти уменьшит поступление  налога на 24 969,2 млн. рублей.

     Доходы  от поступлений регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах

     Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в  федеральный бюджет на 2011 год прогнозируется в сумме 25 655,3 млн. рублей (0,05% к ВВП).

     Расчеты регулярных платежей осуществлены на основе прогнозируемых объемов добычи углеводородного сырья из месторождений, эксплуатируемых на условиях действующих  соглашений о разделе продукции, определяющих виды, размер и ставки платежей, условия раздела продукции между инвестором и государством.

     По  сравнению с уточненной оценкой  поступления регулярных платежей за 2010 год прогнозируется увеличение доходов  федерального бюджета на 1 219,5 млн. рублей или на 5,0%, что обусловлено увеличением объемов добычи углеводородного сырья, изменением мировой цены на нефть марки «Юралс» и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю.

     Поступления регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2012-2013 годы прогнозируются в сумме 28 010,9 млн. рублей (0,05% к ВВП) и 28 451,2 млн. рублей (0,05% к ВВП) соответственно. Поступление регулярных платежей в федеральный бюджет на 2012 год на 2 355,6 млн. рублей или на 9,2% больше суммы, планируемой на 2011 год; на 2013 год - на 440,3 млн. рублей или на 1,6% больше суммы, планируемой на 2012 год. Увеличение поступления регулярных платежей в 2012-2013 годах связано с увеличением прогнозируемых объемов добычи углеводородного сырья, изменением мировой цены на нефть марки «Юралс» и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю.

     Доходы  от поступлений водного  налога в федеральный бюджет в 2011 - 2013 годах

     Поступление водного налога в федеральный  бюджет на 2011 год прогнозируется в  сумме 6 593,2 млн. рублей (0,01% к ВВП).

     Прогноз поступления водного налога на 2011 год рассчитан на основе объемов  водопользования, фактически сложившихся за 2010 год, и уменьшенных на объемы водопользования по договорам, заключаемым водопользователями взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2011 году, и ставок налога по видам водопользования, установленных в главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2011 года.

     По  сравнению с уточненной оценкой  поступления водного налога за 2010 год прогнозируется увеличение доходов  федерального бюджета на 360,3 млн. рублей или на 5,8 процента. Предполагаемое повышение с 1 января 2011 г. ставок водного налога в 1,25 раза относительно ставок, действующих в 2010 году, обеспечит рост доходов от поступления водного налога на 1349,9 млн. рублей, при этом переход водопользователей от уплаты водного налога к взиманию платы за пользование водными объектами уменьшит поступление доходов в федеральный бюджет на 989,6 млн. рублей.

     Поступление водного налога в федеральный  бюджет на 2012-2013 годы прогнозируется в  сумме 6 501,8 млн. рублей (0,01% к ВВП) и 8 022,0 млн. рублей (0,01% к ВВП) соответственно.

     Поступление водного налога в 2012 году по сравнению  с 2011 годом снизится на 91,4 млн. рублей или на 1,4 процента. При этом в  результате перехода водопользователей  от уплаты водного налога к взиманию платы за пользование водными объектами поступление доходов в федеральный бюджет снизится на 1 190,9 млн. рублей. Увеличение в 2012 году ставок водного налога относительно ставок, действующих в 2011 году, в 1,26 раза приведет к росту доходов от поступления водного налога на 1 099,5 млн. рублей.

     Поступления водного налога в 2013 году по сравнению  с 2012 годом увеличится на 1520,2 млн. рублей или на 23,4 процента. Повышение в 2013 году ставок водного налога относительно ставок, действующих в 2012 году, в 1,27 раза приведет к росту доходов от поступления водного налога на 1 691,4 млн. рублей, при этом переход водопользователей от уплаты водного налога к взиманию платы за пользование водными объектами уменьшит поступление доходов в федеральный бюджет на 171,2 млн. рублей.

     Доходы  от поступлений таможенных сборов в федеральный  бюджет в 2011 - 2013 годах

     Поступление таможенных сборов в федеральный  бюджет на 2011 год прогнозируется в  сумме 28 428,4 млн. рублей (0,06% к ВВП).

     В расчетах поступления таможенных сборов учтены планируемые объемы экспорта и импорта, среднегодовой курс доллара США по отношению к рублю, средние ставки сборов, сложившиеся в 2010 году.

     По  сравнению с суммой таможенных сборов по уточненной оценке за 2010 год прогнозируется увеличение поступления таможенных сборов на 3 699,7 млн. рублей или на 15,0%, что обусловлено ростом объемов экспорта и импорта (на 2 840,5 млн. рублей) и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 859,2 млн. рублей).

     Поступление таможенных сборов в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 31 025,7 млн. рублей (0,06% к ВВП), что на 2 597,3 млн. рублей или на 9,1% больше суммы таможенных сборов, планируемой на 2011 год. Рост поступлений таможенных сборов связан с увеличением объемов экспорта и импорта (на 2 260,7 млн. рублей) и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 336,6 млн. рублей).

     Поступление таможенных сборов в федеральный  бюджет на 2013 год прогнозируется в  сумме 34 085,7 млн. рублей (0,06% к ВВП), что на 3 060,0 млн. рублей или на 9,9% больше суммы таможенных сборов, планируемой на 2012 год. Увеличение прогноза поступления таможенных сборов обусловлено ростом объемов экспорта и импорта (на 2 513,4 млн. рублей) и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю (на 546,6 млн. рублей).

     Доходы  федерального бюджета  от реализации на экспорт  высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного  урана в 2011 - 2013 годах

     Доходы  от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана на 2011 год прогнозируются в сумме 8 534,8 млн. рублей (0,02% к ВВП), что на 1 853,8 млн. рублей или на 27,7% больше уточненной оценки 2010 года.

     Основными показателями, принятыми при расчете указанных доходов, являются количество реализуемого природного сырьевого компонента низкообогащенного урана; цена продукта в соответствии с заключенными контрактами на его поставку; курс доллара США по отношению к рублю.

     Поступления доходов от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана в федеральный бюджет на 2012-2013 годы прогнозируются в сумме 9 860,8 млн. рублей (0,02% к ВВП) и 22 208,4 млн. рублей (0,04% к ВВП) соответственно.

     Доходы  федерального бюджета от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия в 2011 - 2013 годах

     Доходы  федерального бюджета от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия, на 2011 год прогнозируются в сумме 20 756,2 млн. рублей (0,04% к ВВП), что на 2 570,2 млн. рублей или на 14,1% больше уточненной оценки 2010 года.

     Прогноз поступления указанных доходов  рассчитан на основе следующих показателей: количество работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного  урана; цена работы разделения; курс доллара  США по отношению к рублю.

     Доходы  федерального бюджета от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия, на 2012-2013 годы прогнозируются в сумме 21 483,9 млн. рублей (0,04% к ВВП) и 22 099,9 млн. рублей (0,04% к ВВП) соответственно.

     Доходы  федерального бюджета  от уплаты таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам  таможенных пошлин, налогов или в  виде совокупного  таможенного платежа  в 2011 - 2013 годах

     Доходы  федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа на 2011 год прогнозируются в сумме 21 096,3 млн. рублей (0,04% к ВВП).

     В расчетах поступлений от указанных доходов учтены прогнозируемый объем импорта (потребительского), среднегодовой курс доллара США по отношению к рублю, средние ставки таможенных платежей, сложившиеся в 2010 году.

     По  сравнению с суммой доходов от уплаты таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа за 2010 год прогнозируется рост поступлений на 2 277,1 млн. рублей или на 12,1 процента. На увеличение указанных поступлений оказывают влияние рост объема импорта (потребительского) - на 2 206,4 млн. рублей и повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю - на 70,7 млн. рублей.

     Доходы  от уплаты таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа на 2012 год прогнозируются в сумме 22 720,7 млн. рублей (0,04% к ВВП), что на 1 624,4 млн. рублей или на 7,7% больше суммы поступлений, планируемой на 2011 год. Увеличение поступлений связано с ростом объема импорта (потребительского) - на 1 478,8 млн. рублей и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю - на 145,6 млн. рублей.

     Доходы  от уплаты в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа на 2013 год прогнозируются в сумме 24 129,3 млн. рублей (0,04% к ВВП), что на 1 408,7 млн. рублей или на 6,2% больше суммы поступлений, планируемой на 2012 год. Увеличение поступлений обусловлено ростом объема импорта (потребительского) - на 1 176,9 млн. рублей и повышением прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю - на 231,8 млн. рублей.

  1. Пути  совершенствования  и реформирования существующей налоговой  системы РФ
  1. В России проблема совершенствования налоговой системы  – одна из наиболее сложных и  противоречивых в практике проводимых реформ. Пожалуй в стране нет сегодня  другого аспекта экономики, который подвергался бы столь серьезной критике и был бы предметом таких жарких дискуссий.
  2. Анализ фискальной стороны действия налоговой системы показывает, что основной вес налогового бремени падает на косвенные налоги, которыми облагаются средства, расходуемые на потребление. Действующая налоговая система не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование даже первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства и конверсией военной промышленности. Не хватает финансовых ресурсов и для обеспечения полной социальной защиты населения в условиях перехода к рынку.
  3. Мировой опыт свидетельствует, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% его дохода – тот порог, за которым начинается процесс сокращения сбережений и тем самым – инвестиций в экономику. Если у налогоплательщика изымается 40-50% дохода, то исчезает стимул к предпринимательской инициативе и расширению производства, как это сейчас происходит в России.
  4. Сегодня налицо явно неравномерное распределение налогов между отдельными группами налогоплательщиков. Весь упор в работе налоговой службы  делается на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, а остальные – уходят от уплаты налогов как на законных, так и на незаконных основаниях. В результате – одни налогоплательщики несут непомерную налоговую нагрузку, когда другие – или минимальную, или вообще не платят налогов.
  5. Необходимо изучить опыт зарубежных стран применительно к обоснованному определению налогооблагаемой базы. Ставки НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц в России находятся на уровне ставок (а иногда и ниже), действующих во многих странах с развитой рыночной экономикой. Но указанные ставки применяются к разной налогооблагаемой базе – в России она более широкая, вследствие чего существенно большей оказывается и величина уплачиваемых налогов.
  6. Серьезной проблемой существующих налоговых отношений являются недостаточная ясность положений нормативных документов и действие наряду с законами многочисленных подзаконных актов: инструкций, дополнений, изменений к ним и т.п.
  7. Выдвигаемые сегодня предложения и новые идеи, связанные с применением налогов, касаются, как правило, отдельных элементов налоговой системы: размеров ставок, льгот и привилегий, объектов обложения, замены или усиления одних видов налогов другими.
  8. Успех всей экономической реформы зависит в первую очередь от быстрой финансовой стабилизации. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что сегодня налоговые отношения в России выходят на качественно другой уровень развития.

Информация о работе Сущность и функции налогов