Сущность и функции налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 20:08, реферат

Описание

Система налогообложения складывалась на протяжении всей истории человечества. Начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последними на заре развития человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали носить более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор».

Содержание

Введение
1. Сущность налогообложения.
2. Функции налогообложения.
3. Принципы построения Российской налоговой системы.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Сущность и функции налогообложения..doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

     Представляется  очевидным, что значение налоговых  механизмов в регулировании и  управлении экономикой государства  все-таки преувеличено. По мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе. Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.

     В этой связи можно согласиться  с С. Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается для получения  бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на налогоплательщика  для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.

     Так, стимулирующая функция налогов  влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогу никакие налоговые льготы.

     Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот «суперльготный» режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. В этой связи представляется справедливым утверждение В. Потапова о том, что налоговые стимуляторы вторичный

     Тем не менее в ряде случаев наличие  налоговых льгот может послужить  дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.

     В то же время регулирующая функция  налогов действует сразу и  непосредственно при дестимулирующем  налоговом подходе. Истинность крылатого  выражения «все, что облагается налогом, убывает» не подлежит сомнению. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации всего за несколько лет. А уже в наше время, после введения 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, эпоха видеосалонов канула в лету. Кроме того, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

     Поль  Годме в своей книге «Финансовое  право» в качестве примера регулирующей функции налогообложения приводит случай, когда введение нового налога имело целью уменьшить избыточную покупательную способность и бороться с инфляцией. Так, в 1948 году во Франции был установлен «исключительный налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель отражена в самом названии

     С помощью налогов государство, действительно, способно создать более или менее  благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер. Но нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как и переоценка, государством социального значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушаюется свобода конкуренции и принцип справедливости.

     4. Контрольная функция  налогообложения

     Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятагьностью  организаций и граждан, а также  за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми псугоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

     5. Поощрительная функция  налогообложения

     Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий  граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой  Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. 

      3. Принципы построения  Российской налоговой  системы. 

      Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

        Принципы налогообложения определены  в Налоговом Кодексе РФ.

      1. Налоги устанавливаются законом.

      Данный  принцип означает, что налог должен быть напечатан (ст. 13-15 НК РФ).

      Кроме того, в НК определены все элементы налога.

      2. Принцип всеобщности  налогообложения.

      Согласно  этого принципа каждая организация  и физическое лицо должны участвовать  в финансировании общегосударственных  расходов с помощью уплаты налогов, т.е. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

      3. Принцип равного  налогообложения.

      Он  предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

      4. Принцип справедливости.

      Согласно  этого принципа каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства, соразмерно своим расходам и доходам.

  1. Налоги должны быть экономически эффективны.

      Т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты  по их сбору.

      6. Однократность налогообложения.

      Один  и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения.

  1. Налоги не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.

      Как бы велики ни были потребности государства  в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

      Этот  принцип предполагает зависимость  налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

      Рациональность  данного принципа заключается в  том, что существует, естественно, разница  между налогом, который взимается  из расходов на потребление предметов  роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

      Данный  принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается  в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.

      Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.

      8. Принцип удобного  налогообложения.

      Каждый  должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке  он должен платить. Порядок налогообложения  устанавливается заранее, размеры  налога (что и по какой ставке облагается налогом) и сроки его  уплаты известны заблаговременно.

      9. Принцип определения в законе перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.

      Общепризнанные  принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

      1. Каклюгин В.Г. Налогообложение : учеб. пособие / В. Г. Каклюгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 190 с.

      2. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России : Учеб. для вузов / Л. Н. Лыкова. - М. : БЕК, 2001. - 366 с.

      3. Беликова Т.Н. Всё об НДС / Т. Н. Беликова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 128 с.

      4. Черник, Д.Г. Налоги в рыночной экономике / Д. Г. Черник. - М. : Финансы , 1997 ; : ЮНИТИ. - 382 с.

      5. Петрова, Г.В. Налоговое право : учеб. для вузов / Г. В. Петрова. - М. : НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 266с.

      6. Пепеляев С.Г. Правовое положение органов Государственной налоговой службы Российской Федерации / С. Г. Пепеляев ; Аудит. фирма "Контакт". - М. : Инвест. фонд, 1995. - 125 с.

      7. Пепеляев С.Г. Законы о налогах : Элементы структуры / С. Г. Пепеляев ; Аудит. фирма "Контакт". - М. : СВЕА, 1995. - 64 с.

      8. Налоги и налогообложение : Учеб. пособие для вузов / И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М. : ЮНИТИ, 2000. - 494 с.

      9. Налоги в России. Обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды : Сб. нормат. документов / Исслед. центр частного права; Гос. налоговая служба РФ; Сост. Ю.А. Агешин и др.; Отв. ред. М.И. Ходорович. - М. : Юрид. лит., 1995. - 63 с.

      10. Налоги : Учеб. для вузов / Под ред. Д.Г.Черника. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 444 с. 

Информация о работе Сущность и функции налогообложения