Структура налоговых органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение:
- структуры Налоговых органов Российской Федерации;
- создания первых налоговых органов и их реформирование;
- перечисление и анализ законодательства, нормативно-правовых актов, о системе налоговых органов России и принципах их функционирования, за весь период новейшей истории 1991-2005 гг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………Стр.3-5
1. Глава 1. Налоговые органы. Основные положения
1.1 Правовые основы деятельности налоговых органов России …Стр.6-9
1.2 Права и обязанности налоговых органов ……………………………Стр.10-16
1.3 Функции налоговых органов…………………………………………………. Стр.17-18
2. Глава 2. Налоговые органы России: структура, функции и назначение
2.1 Принципы построения системы налоговых органов……………..Стр.19-21
2.2 Центральный аппарат: структура и функции………………………….Стр.22-25
2.3 Территориальные органы Федеральной налоговой службы России…………………………………………………………………………………..... Стр.26-37
Заключение…………………………………………………………………………………… Стр.38-42
Список литературы……………………………………………………………………….. Стр.43-44

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2011 ноябрь.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

На них возлагаются: организация работы, нижестоящих налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов инспекций о проделанной работе, подготовка на их основе методических рекомендаций по совершенствованию практики  налогового контроля; организация взаимодействия налоговых инспекций с другими  правоохранительными  органами по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах; комплексные и тематические проверки нижестоящих налоговых инспекций; обобщение и внедрение в налоговую практику передового опыта; проведение мероприятий  по профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работ  в налоговых инспекциях;. координация работы по взаимодействию с районными (городскими) органами власти и управления по вопросам обеспечения налоговых инспекций служебными помещениями, транспортом, вычислительной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работников — жильем, дошкольными и школьными учреждениями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации.

Когда краевые, областные  и равные им налоговые инспекции  непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов и других платежей в бюджет, они пользуются теми же правомочиями, что и налоговые  инспекции по районам в городах  и в городах без районного деления. Основным структурным элементом налоговой инспекции республик в составе России, края, области, автономных образований, являются отделы.

Отделы создаются  в зависимости от направления  деятельности и видов налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы по налогообложению доходов  (прибыли) юридических лиц;  отдел налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел  косвенных налогов; отдел местных и прочих налогов и сборов.

Кроме этого, как и  в любой другой управляющей структуре, в составе краевой, областной  и равной им инспекций функционируют  отделы кадров, контроля, финансового  обеспечения, юридический, хозяйственный  и другие.

Общность задач, стоящих  перед структурными подразделениями по контролю за уплатой конкретных видов  налогов и сборов, находит свое отражение в положениях о соответствующих отделах утверждаемых руководителями налоговых инспекций. В этих нормативных  документах содержатся общие  требования, определяющие место отдела в  структуре налоговых инспекций, его полномочия,  принципы  организации работы, другие вопросы, входящие  в компетенцию этого структурного подразделения. В положении, как правило, закрепляются  и  пути решения  поставленных  задач, указывается, что сотрудники отдела проводят и организуют контроль государственных налоговых инспекций по районам и городам без районного деления за уплатой конкретного налога или группы налогов, готовят обзорные письма и указания по применению законов и подзаконных актов; проводят документальные и камеральные проверки бухгалтерских отчетов и балансов юридических  и физических лиц по выплате того или иного налога; рассматривают письма, заявления  и жалобы на действия сотрудников налоговых служб района (города) о нарушениях законодательства при изыскании конкретного налога. В отдельных случаях в положении указывается перечень видов налогов, которые контролируются  тем или иным отделом. Так, в положении об отделе налогообложения физических лиц, как правило, называются: подоходный налог с доходов физических лиц  (включая налогообложение доходов от предпринимательской деятельности); налог на имущество физических  лиц; земельный  налог; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в  порядке наследования и дарения; налоги и платежи, устанавливаемые местными органами власти в части, касающейся физических лиц.

На основании положений  об отделах разрабатываются и  утверждаются начальником налоговой  инспекции функциональные обязанности  и  должностные обязанности сотрудников.

В соответствии с Положением о Государственной налоговой  службе Российской Федерации в государственных  налоговых инспекциях по республикам  в составе России, краям, областям, автономным образованьям, городам Москве и Санкт-Петербургу создаются коллегии в составе руководителя управления налоговой инспекции  и его заместителей, а также других руководящих работников инспекции. Персональный состав и  штатная численность коллегии утверждаются руководителем Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам по представлению начальника государственной налоговой инспекции. На заседаниях коллегии  рассматриваются  и принимаются решения по наиболее важным вопросам деятельности налоговых служб, заслушиваются отчеты начальников районных  и городских налоговых органов, обсуждаются вопросы подбора и подготовки кадров, назначения на должности, проекты  предложений  по ставкам  местных налогов и сборов, другим вопросам налогообложения и деятельности налоговых органов.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Термин налоговые органы охватывает только органы МНС, поскольку  есть путаница на практике, когда под  налоговыми органами понимают не только МНС, но и иные органы. Так вот, из НК совершенно очевидно, что под  налоговыми органами понимаются только органы МНС. Это означает, что налоговая полиция, таможенные органы и органы внебюджетных фондов к налоговым не относятся.

Продолжая разговор о  структуре налоговых органов, надо сказать, что на сегодняшний день налоговые органы представляют собой  единую централизованную систему налоговых органов. Характеристика этой системы как единая означает, что никаких иных налоговых органов не может существовать, кроме МНС. Речь идет о субъектах РФ и о местном самоуправлении. Субъекты Федерации создавать собственные налоговые органы права не имеют. Что касается местного самоуправления, здесь сложнее вопрос. Есть закон о финансовых основах местного самоуправления, где предусмотрено создание муниципальных налоговых служб.

Однако эта норма  противоречит НК и применению не подлежит. Поэтому если муниципальные органы создают налоговые органы или налоговые службы, то НК и Закон о налоговых органах РФ на эти местные органы не распространяется. Характеристика этой системы как централизованной означает, что в МНС действует только вертикальное подчинение. Нижестоящий налоговый орган подчиняется вышестоящему и двойного подчинения эти органы не имеют, то есть налоговая инспекция МНС по Санкт-Петербургу в состав Администрации Санкт- Петербурга не входит, у нее нет горизонтального подчинения.

Исключением из этого  правила является налоговая инспекция  г. Москвы. В свое время в 1992 году был указ президента, по которому налоговая  инспекция по Москве имеет двойное  подчинение, то есть она подчиняется  и Лужкову, и министру по налогам  и сборам. Этот указ сильнее всех последующих законов, кодексов и т.д. и до сих пор налоговая инспекция по Москве имеет двойное подчинение. Это то исключение, которое, тем не менее, не опровергает общего правила.

Последняя характеристика системы налоговых органов заключается в том, что МНС имеет трехзвенную систему.

На федеральном уровне это само министерство, возглавляемое  министром, министр назначается  президентом. Таким образом, этот орган  входит в число тех федеральных  органов исполнительной власти, которые  непосредственно подчиняются президенту.

На уровне субъектов  Федерации создаются управления МНС по субъектам Федерации и  инспекции МНС по субъекту Федерации. Первоначально была практика, что  каждый субъект Федерации имеет  свой территориальный орган, но в  последующем стали происходить изменения. Кроме того, на уровне субъектов Федерации могут создаваться межрегиональные инспекции МНС. Это тот уровень управления, который на сегодняшний день привязан к федеральным округам, где подобный межрегиональный орган может создаваться и уже создается.

Наконец, на третьем уровне – на местном – создаются инспекции  по налогам и сборам по районам, районам  в городах и городам без  районного деления. В целом и  основном это совпадает с уровнем  местного самоуправления, за исключением  таких ситуаций, как Москва и Санкт-Петербург, где организация местного самоуправления иная, поэтому в Питере такого совпадения нет. Кроме того, практика привела к тому, что эти инспекции могут создаваться на межрайонном уровне. Как правило, в субъектах Федерации, где район – это огромная территория, а население маленькое (речь идет о Дальнем Востоке), там могут создаваться межрайонные управления МНС.

Особенности правового  статуса должностных лиц налоговых  органов вытекают из их положения  государственных служащих, наделенных фискальными полномочиями по отношению к налогоплательщику, из специфической, властной для налогоплательщика, профессиональной деятельности, совокупности прав и обязанностей. Правовой статус должностных лиц налоговых органов закреплен в законных и подзаконных нормативных правовых актах и определяется задачами ведомства и функциями, посредством которых эти задачи выполняются.

Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений меж  уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной  налоговой политики и построения эффективной,  справедливой и стабильной налоговой системы.

Комплексный анализ налоговых  правонарушений в масштабах России позволил создать классификатор способов, форм и методов их совершения, который вооружает сотрудников налоговых органов единым методологическим подходом в выявлении фактов налоговых преступлений.

Анализируя вышесказанное, можно выделить следующие проблемные вопросы Государственной налоговой службы :

1. Создание эффективной  системы начисления и сбора  налогов, учета налогоплательщиков, контрольной работы и борьбы  с нарушениями налоговой дисциплины: снижение налогового бремени  и упрощение налоговой системы  за счет исключения из нее неэффективных налогов и отчислений в отраслевые внебюджетные фонды; расширение налоговой базы за счет отмены не оправдавших себя налоговых льгот и расширения круга плательщиков налогов; перемещение основной тяжести налогового бремени с организацией на доходы и имущество физических лиц; расширение комплекса мер, связанных с повышением собираемости налогов и улучшении контроля за соблюдением налогового законодательства.

2. Разработка и внедрение  типовых технологий и процедур  для реализации функций налоговых органов.

3. Создание современной  системы электронной обработки  данных, обеспечивающей функции  учета, контроля и анализа данных  по основным видам налогов.

4. Применение новых  форм и методов информационно-аналитической  работы и научного прогнозирования для повышения эффективности налогового законодательства.

5. Разработка и применение  методологии документальных проверок  и отбора налогоплательщиков  для их проведения.

6. Внедрение типовых  машинно-ориентированных документов  в практику налоговых органов.

7. Обеспечение информационного  взаимодействия налоговых органов  районного и регионального звеньев  с заинтересованными министерствами  и ведомствами. 

8. Применение международных  и государственных стандартов  в информатизации налоговых органов.

9. Внедрение в механизм  начисления и взимания налогов  системы "Самоначисления" (самостоятельность  - контроль).

10. Формирование и организация  работы по "доброжелательной" системе взаимодействия налоговых  органов с налогоплательщиками  (информирование, обучение, пропаганда).

11. Оптимизация документооборота  в налоговых органах. 

12. Создание эффективной  системы подготовки и повышения  квалификации кадров налоговых  органов на базе Налоговой  Академии Госналогслужбы России  и других учебных заведений. 

На основании Указа предусмотрены следующие основные направления взаимодействия органов внутренних дел и налоговых служб:

  1. Создание координационных рабочих групп из представителей заинтересованных подразделений МВД и налоговых инспекций. В их задачу входят: определение наиболее перспективных направлений совместной работы; планирование отдельных крупных мероприятий.

Проведение регулярных рабочих встреч оперативных работников, специализирующихся на раскрытии экономических  преступлений в отраслях для координации  усилий по предупреждению, пресечению противоправной деятельности и раскрытию преступлений. В ходе таких встреч устанавливаются личные контакты между оперативными работниками рассматриваемых ведомств, осуществляется взаимное консультирование по вопросам, входящим в компетенцию каждого из них.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Налоговый Кодекс РФ части первая, вторая, М.:ИНФРА поправки 2008 г.
  3. Закон РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (ред. от 07. 11. 2009 г. № 135-ФЗ)
  4. Петрова. Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов.,2-ое изд.,М.: Инфра-М), 2009г.
  5. Пепеляев С.Г. «Основы налогового права», Учебник для вузов.,М.: ИНФРА – М), 2009г.
  6. Акуленок Д.Н. Налоговый портфель. Учебное пособие для вузов. - М.: Сомитек, 2009г.
  7. Налоги и налогообложение. Под редакцией И.Г.Русаковой, В.А.Кашина. Москва, «ЮНИТИ», 2009г.
  8. Налоги. Д.Г.Черник. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, «Финансы и статистика», 2008 г.
  9. Налоги: Учебное пособие под ред. Д. Г. Черника - 4-е изд., - М: Финансы и статистика, 2007.
  10. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение Учебник - М.: ИНФРА - М, 2010
  11. Основы налоговой системы РФ: — Москва, 2010 г.- 56 с.
  12.   Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Частям 1 и 2: Под редакцией Ю. Ф. Кваши — Москва, Издательство Юрайт, 2009 г.- 1328 с.
  13. Указ Президента РФ "О государственной налоговой службе Российской Федерации" № 340. // "Российская газета". 13.01.08

 

 

 

 

 

 

                                                      Казань 2011 г.


Информация о работе Структура налоговых органов РФ