Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие стимулирующего и дестимулирующего воздействия налоговой политики на экономику. Задачи, способствующие достиже-нию данной цели, заключаются в раскрытии сущности налогов и налоговой политики государства и их значения, рассмотрении их влияния на экономику и анализе результатов и основных направлений современной налоговой политики.

Содержание

Введение
1.Налоговая система.
1.1.Понятие. Функции. Принципы.
1.2.Способы взимания.
2.Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики
2.1.Стимулирующая роль налоговой политики
2.2.Дестимулирующая роль налоговой политики
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ку.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)


ПЛАН         

Введение

1.Налоговая система.

1.1.Понятие. Функции. Принципы.

1.2.Способы взимания.

2.Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики               

2.1.Стимулирующая роль налоговой политики                                     

2.2.Дестимулирующая роль налоговой политики                                 

Заключение                                                                                                                                                   

Список литературы                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Нало­го­вые сборы и платежи являются основным источником формирования бюд­жета госу­дарства, т.к. любому государству для выполнения своих функций не­обхо­димы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих фи­нан­совых ресурсов могут быть только средства, которые правительство соби­рает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финанси­руются государственные и социальные программы, содер­жатся структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.

Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюд­жет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Нало­говый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граж­дан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором лич­ных доходов населения страны.

Целью данной работы является раскрытие стимулирующего и дестимулирующего воздействия налоговой политики на экономику. Задачи, способствующие достижению данной цели, заключаются в раскрытии сущности налогов и налоговой политики государства и их значения, рассмотрении их влияния на экономику и анализе результатов и основных направлений современной налоговой политики.

 

1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Налоги - обязательные платежи в бюджет, осyществляемые юридическими и физическими лицами.

       Налоговая система  представляет  собой  совокупность  предусмотренных

налогов, принципов, форм и методов их установления,  изменения  или  отмены,

уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты,  осуществления  налогового

контроля, а также привлечения к ответственности  и  мер  ответственности  за

нарушение налогового законодательства.

       Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин  и  других

приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства  в  тот

или  иной  период   времени.   Основными   налогами,   посредством   которых

формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской,  так  и

мировой  практике  являются:  НДС,  акцизы,   налог   на   прибыль   (доход)

юридических лиц, подоходный налог с  физических  лиц;  таможенныые  пошлины,

платежи в социальные фонды, налог с продаж.

      Налоговый механизм – понятие более объемное,  чем  налоговая  система,

представляет собой  совокупность  всех  средств  и  методов  организационно-

правового    характера,    направленных     на     выполнение     налогового

законодательства. Посредством налогового  механизма  реализуются   налоговая

политика государства, формируются  основные  количественные  и  качественные

характеристики налоговой системы, ее  целевая  направленность  на  отношение

конкретных социально-экономических задач.

       Наиболее  важную  роль  в   налоговом   механизме   имеет   налоговое

законодательство,  а  внутри  него  –   механизм   налогообложения   (уровня

налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления  налогооблагаемой  базы,

состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные  с  исчислением

налогов).

      Посредством  изменения   механизма   налогообложения   можно   придать

налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее  структуру,

не меняя при этом количественного и видового состава налогов

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную.

• Фискальная функция — собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция — суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

• Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

• Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

• стимулирующая подфункция направлена на развитие определённых социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);

• дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определённых социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

• воспроизводственная подфункция реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направле¬ниями расходования средств. В конечном счете контрольная функ¬ция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения госу¬дарством своих конституционных функций.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

      налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;

      размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

      время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;

      каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

 

В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

     Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.

   Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.

    Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.

    Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.

     Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.

     Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

     Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации

     Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.

     Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.

     Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.

     Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.

     Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

В основе построения налоговой системы заложены два принципа — функциональный и территориальный. Функциональный принцип регламентирует порядок взимания налогов с физических и юридических лиц. При этом, когда речь заходит о физических лицах, во внимание принимаются граждане страны, а когда о юридических — предприятия и организации. С доходов физических лиц взимаются личный подоходный налог, социальные выплаты. Налог с юридических лиц включает: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, социальные отчисления от прибыли и нало­ги, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Территориальный принцип функционирования налоговой системы определяет величину и принципы отчислений средств в централизованный доход государства, механизм налоговых поступлении в региональные бюджеты, а также налогов, идущих в местные органы власти — городские, районные, поселковые.

      Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

     Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

 

1.2 Способы взимания.

Информация о работе Стимулирующая и дестимулирующая роль налоговой политики