Становление планирования и прогнозирования в Зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:14, реферат

Описание

В народе говорят, что мудрость – это умение предвидеть будущие последствия происходящих в данный момент действий и умение руководить ими. Другими словами, мудрость – это обращение в будущее, то есть человек знающий, пытается повлиять на будущее. Это важно и в экономике.

Работа состоит из  1 файл

становлениеrosoft Office Word (2).docx

— 36.72 Кб (Скачать документ)

В народе говорят, что мудрость –  это умение предвидеть будущие последствия  происходящих в данный момент действий и умение руководить ими. Другими  словами, мудрость – это обращение  в будущее, то есть человек знающий, пытается повлиять на будущее. Это важно  и в экономике.

 Для того чтобы управлять  будущим, человечество создало  определенные механизмы, которые  в экономической науке называются  – прогнозирование, макроэкономическое  планирование и экономическое  программирование. Прогнозирование  – это получение информации  о будущем; это предвидение,  которое делится на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное). Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное – на так называемом жизненном опыте, связанными с аналогиями, приметами и т.д.; религиозное предвидение ещё называют пророчеством, то есть верой в сверхъестественные силы, предрассудки и прочее.

 Прогнозирование – это предвидение,  которое базируется на специальном  научном исследовании. Какие же  бывают прогнозы? Поисковый прогноз  – это определение возможного  положения явления в будущем;  нормативный – определение путей  и сроков достижения возможного  положения явления, которое принято  за цель.

 Целевой прогноз отвечает  на вопрос: что именно желательно  и почему?

Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо сделать, чтобы достичь желаемого? Прогнозирование  имеет два конкретных аспекта: предсказывать  и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.

 Прогнозирование необходимо, потому  что будущее необычно и эффект  многих решений, принимаемых сегодня,  на протяжении определённого  времени не ощущаются. Поэтому  точное предвидение будущего  повышает эффективность процесса  принятия решения.                          

                                                                                                                                                                                                        1. Становление планирования и прогнозирования в зарубежных странах

1.1 Возникновение и развитие  прогнозирования и планирования  в мировой практике

 

 

 В зарубежных экономических  центрах, занимающихся прогнозными  и аналитическими вопросами, используются  десятки, сотни прогнозных эконометрических  систем. Широко известна одна  из первых развернутых моделей  национального хозяйства, разработанная  американским ученым-экономистом,  лауреатом Нобелевской премии  по экономике (1980 г.) Лоренсом Робертом  Клейном. Эта модель включает 15 внутрисистемных переменных, которые  определяются с помощью 12 стохастических  линейных и нелинейных уравнений  и четырех детерминированных  тождеств.

 В современной России прогнозы  развития национальной экономики,  основных народно-хозяйственных  комплексов, уже стали основой  формирования государственной экономической  политики. Широко развиваются прогнозы  ситуаций на валютном рынке,  на рынке среднесрочных и краткосрочных  ценных бумаг, но забыт опыт  оптимизационного прогнозирования  социальной и производственной  сфер всего народного хозяйства.  Поэтому изучение опыта зарубежных  стран в области прогнозирования  и планирования, представляет для  Российской Федерации большую  ценность.

 Разработки в области экономического планирования и прогнозирования, в зарубежных странах, возникли в последней четверти XIX в. Они были связаны с попытками исследователей выявить будущие тенденции производства основных продуктов, на основе анализа поведения находившихся в их распоряжении статистических данных. Главными методами прогнозирования тогда были экспертные оценки, которые основывались на качественном анализе рядов и простая экстраполяция, т.е. перенесение прошлых тенденций на будущее.

 В начале ХХ века были  сделаны первые попытки выявления  экономических индикаторов. В  частности, экономист Дж. Брукмайер уже в 1911 г. пробовал использовать для прогнозирования три хронологических ряда следующих показателей: индекс банковских кредитов, индекс цен акций, индекс общей экономической активности. Дальнейшее развитие этот подход получил в 20-е годы в исследованиях Гарвардского университета, использовались так называемые «гвардейские кривые» (А – В-С). Кривая (А) представляла собой индекс стоимости ценных бумаг на бирже, кривая (В) – величину депозитов в банках, кривая (С) – норму процента. В основе выбора именно этих показателей в качестве индикаторов лежали представления, согласно которым в окрестностях поворотных точек цикла, данные показатели должны были фиксировать изменения экономической конъюнктуры в указанной последовательности.

 Мощным толчком в развитии  прогнозирования и планирования  за рубежом, явилась «Великая  депрессия» – экономический кризис  в США 1929–1933 гг., который заставил  государственные власти искать  пути выхода из него.

 В 30-е гг. XX века впервые  за рубежом возникает планирование  на макроэкономическом уровне. Прогнозы  и планы становятся необходимым  элементом системы регулирования  национальной экономики. Прогнозы  составлялись с помощью модели  «затраты – выпуск», линейного  программирования, моделей системного  анализа и на основе экспертных  оценок. Первые планы на макроэкономическом  уровне охватывали финансово-бюджетную  и денежно-кредитную политику  и выражались в составлении  национальных бюджетов. Они отличались  от государственных бюджетов  тем, что учитывали доходы не  только государства, но и в  целом по стране.

 В 1944 году известный немецкий  экономист К. Ландауэр, эмигрировавший в США, опубликовал свою книгу под названием «Теория национального экономического планирования». Система планирования, предложенная автором, очень похожа на ту, которая позже стала известна, как «Индикативное планирование», в рамках которого национальное правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

 В послевоенные годы планирование  на макроэкономическом уровне  становится предметом широких  дискуссий, с целью не только  избежать кризисов, но и регулирования  процессов распределения национального  продукта. Национализация ряда отраслей, рост доли государственного сектора  в экономике, дали возможность  правительствам осуществлять прямой  контроль над внешней торговлей,  ценовой политикой и финансами.  В 50-е гг. XX века, во многих странах  произошел отход от составления  национальных государственных планов  в форме бюджетов. Сформировались  два новых направления. Первое, связано с усложнением административного государственного аппарата, используемого для разработки планов; второе, с расширением сферы деятельности планирования и прогнозирования. Если на первом этапе национальные экономические планы составлялись в Министерстве финансов государства, то в начале 60-х годов XX века создаются специальные плановые органы: так, во Франции – это Генеральный комиссариат по планированию, в Японии – это Экономический консультативный совет и Управление экономического планирования; в Нидерландах – это Центральное плановое бюро; в Канаде – Экономический совет.

 Необходимость макроэкономического  планирования, была обусловлена  макроэкономической неустойчивостью,  усилением степени интеграции  различных хозяйственных единиц  и секторов экономики, ростом  доли правительства в использовании  ВНП, загрязнением окружающей  среды и другими немаловажными  факторами.

 До 70-х гг. XX века западные  страны осуществляли прогноз  посредством национальных моделей  прогнозирования. В середине 1970-х  гг. начинают создаваться макроэкономические  модели, с помощью которых прогнозируется  развитие экономики ряда стран,  регионов и всего мира. Впервые  они стали разрабатываться в  США. Так, модель «ЛИНК» включает 10 национальных моделей (9 европейских  стран и Японию). При разработке  будущего мировой экономики Организация  Объединенных Наций (ООН) использовала  макроэкономическую модель В.  Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных  региональных моделей.

 Каждая страна, с учетом специфики  национальной экономики, использует  определенные подходы в прогнозировании  и планировании экономических  и социально значимых процессов,  постоянно совершенствуя эти  модели, применительно к изменяющимся  условиям как внутри страны, так  и на мировой экономической  авансцене.

1.2 Методы, подходы и особенности  бюджетного планирования и прогнозирования  за рубежом

 Бюджетное планирование (от  англ. budgetary planning) – это составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; это необходимый компонент функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса.

 В условиях перевода национальных  экономик стран СНГ на рыночные  основы хозяйствования, после распада  Советского Союза, существенно  изменились содержание и методика  бюджетного планирования, оставшаяся  в наследство от Госплана СССР. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными), появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты. Возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов, большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Также как и в Российской Федерации, в Украине, в Республике Беларусь, Молдове и в Казахстане, бюджетное планирование сохранило свое значение как база для составления основного финансового плана, деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются на государственном и региональном уровнях – в форме законов, на местном – в форме решений представительных органов местного самоуправления. К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования, относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и другие.

 Бюджетное планирование в  этих странах осуществляется  в несколько этапов: составление  проектов бюджетов финансовыми  органами разных уровней; рассмотрение  проектов бюджетов в исполнительных  органах власти; рассмотрение проектов  бюджетов и утверждение бюджетов  в законодательных и представительных  органах государственной власти  разных уровней и в органах  местного самоуправления; поквартальное  распределение финансовыми органами  государственных, региональных и  муниципальных уровней доходов  и расходов, а также составление  сводных бюджетных росписей.

 Бюджетное прогнозирование  (от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых бюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений.

 Прогнозирование бюджета ориентирует  на поиск оптимального решения  задач, на выбор наилучшего  из возможных вариантов. В процессе  бюджетного прогнозирования рассматриваются  различные варианты бюджетной  политики государства, разные  концепции развития бюджета с  учетом множества экономических  и социальных задач, объективных  и субъективных факторов, действующих  на государственном, региональном  и местном уровнях. При этом  непрерывность прогнозирования  бюджета обусловливает систематическое  уточнение бюджетных показателей  по мере формирования новых  данных. В Армении, Туркменистане  и Узбекистане для составления  прогнозов используются два подхода:  генетический и нормативно-целевой, которые с успехом переняли у своего северного соседа – России.

 В процессе прогнозирования  бюджета используются различные  методы: метод математического моделирования;  индексный; нормативный; экспертных  оценок; балансовый и другие. Метод  математического моделирования,  основанный на применении экономико-математической  модели, позволяет учесть множество  взаимных связывающих факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов  проекта бюджета наиболее подходящий, соответствующий принятой концепции  социально-экономического развития  страны и проводимой бюджетной  политики. При индексном методе  используются разнообразные индексы,  отражающие динамику цен, уровень  жизни, реальные доходы населения  и т.д. Широко применяется дефлятор (индекс цен), коэффициент пересчета цен в неизменные, предназначенные для расчета бюджетных доходов и расходов, т. к. в них, прежде всего, отражается инфляция.

 Инструментами нормативного метода являются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные нормативы, необходимые для расчета бюджетных доходов на основе установленных налоговых ставок и учета некоторых макроэкономических ориентиров: уровня налогового бремени; предельного размера бюджетного дефицита (в% к ВВП и объему расходов бюджета); предельной величины государственного долга и т.п.

Информация о работе Становление планирования и прогнозирования в Зарубежных странах