Сравнительный анализ практики применения НДС в РФ и в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа

Описание

Налоги сегодня – сложная и многофункциональная категория, прошедшая длительный путь развития, как в теории, так и на практике. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится именно им. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физический лиц в форме отчуждения принадлежащих им или на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Содержание

Введение……………………………………………………...…...3
Сущность налога на добавленную стоимость………..…….6
История НДС в России……………………………..…….6
Применение НДС в Российской Федерации…….…..….7
Опыт применения НДС в зарубежной практике…….……23
Становление НДС в Европе………………………….…23
Применение НДС в Германии……………………….….25
Применение НДС во Франции……………………….…26
Применение НДС в Англии……………………………..28
Заключение……………………………………………………30
Список литературы…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

по налогам 2011.doc

— 148.50 Кб (Скачать документ)

     В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

     Рассмотрим  применение НДС в трех основных ведущих  странах Европы: Германия, Франция, Великобритания.

               2.2 Применение НДС в Германии

     Применяемая в налоговой практике Германии схема  исчисления НДС проста и реально  доступна каждому налогоплательщику. Пожалуй, это самый удобный вариант  исчисления НДС, действующий в ЕС. НДС взимается по единой форме  и построен таким образом, что все товары и услуги при одинаковой налоговой ставке, попадая к конечному потребителю, оказываются обремененными в одинаковом размере. Размер налога соответствует налоговой ставке, распространяющейся на товар или услугу. При этом неважно, сколько ступеней экономического развития проходит товар или услуга на пути к потребителю - налоговая кумуляция (взимание налога с налога) принципиально исключена, так как применяется практика предварительного вычета налога. Предварительный вычет дает предпринимателю право уменьшить свой НДС на суммы НДС, которые выставлены ему в счет другими предпринимателями за их налогооблагаемые обороты. В качестве предварительного налога предприниматель может вычитать НДС на товары, приобретенные внутри ЕС, а также с ввозимых товаров, уплаченный предпринимателем таможенному правлению при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС.

     В Германии удельный вес НДС в доходах  бюджета равен примерно 28% — второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее  время составляет 16%. При этом основные продовольственные товары, а также книжно-журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке 8%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов. Следует отметить, что НДС имеет некоторую тенденцию к росту. Так, ранее основная ставка составляла 14%, льготная ставка — 7%. Затем основная ставка была повышена до 15, в дальнейшем до 16%. Эти изменения происходили в последние 15 лет прошлого века.

     НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматели, у которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, естественно, он лишается при этом и права возмещения сумм налога в выставленных на него счетах. Данный предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях. Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тыс. марок, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносит в бюджет лишь 80% от расчетной суммы НДС. Указанные цифры могут меняться при формировании бюджета.

     Предприятия сельского и лесного хозяйства  освобождены от уплаты НДС. Освобождены и товары, идущие на экспорт. Проводится политика поощрения малого предпринимательства, стимулирования начала процесса предпринимательской деятельности. Однако эти же предприниматели лишены права на вычет выставленных им в счетах предварительных налогов. Им самим также запрещено выставлять счета с отраженным налогом. Из-за такого отказа от предварительного вычета налогов данная ситуация может иметь для мелких предпринимателей как положительные, так и отрицательные последствия. Резонно поэтому, что закон дает им право выбора: либо использовать возможность реализации своего права на неуплату НДС, либо отказаться от такого решения и выбрать путь налогообложения по общим правилам. 

     2.3 Применение НДС  во Франции

     Именно  во Франции был разработан в 1954 г. налог на добавленную стоимость. Его автором по праву считается экономист М. Лоре. Впервые в бюджете Франции НДС появился в 1958 г.

     В отличие от большинства западных стран во Франции, как и в России сегодня, ведущим звеном бюджетной  системы выступает НДС. Его доля в доходах бюджета превышает 40%. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от НДС освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение. Что касается импортных операций, то они подлежат налогообложению согласно внутреннему праву.

     Уплата  НДС определяется характером совершаемой  сделки и не принимает в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены, сюда включаются все сборы и пошлины, исключая НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. При продаже товара предприятие полностью компенсирует все свои затраты по уплате НДС и добавляет налог на вновь созданную на предприятии стоимость. Именно эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется в бюджет. Вся тяжесть налога ложится не на предприятие, а на конечного потребителя данной продукции.

     Во  Франции действуют четыре ставки НДС.

     Основная  ставка налога равна 18,6%. Повышенная ставка 22% применяется к некоторым видам  товаров: автомобилям, кинофототоварам, алкоголю, табачным изделиям, парфюмерии, отдельным предметам роскоши, например ценным мехам. Пониженная ставка 7% установлена на товары культурного обихода. В это понятие входят книги. Самая низкая ставка 5,5% применяется для товаров и услуг первой необходимости. К этой категории относится большинство продуктов питания, кроме шоколада и алкогольных напитков, продукция сельского хозяйства, медикаменты, жилье, транспорт, туристические и гостиничные услуги, грузовые и пассажирские перевозки, зрелищные мероприятия, обеды для работников предприятий.

     По  НДС имеются значительные льготы. Прежде всего у малого бизнеса. Налоговым законодательством установлено, что предприятия могут освобождаться от уплаты НДС в том случае, если за предыдущий финансовый год их оборот не превысил 70 тыс., франков. При этом они пользуются режимом освобождения от НДС с начала года, следующего за отчетным.

     Кроме этого, от НДС освобождаются:

     — деятельность государственных учреждений, направленная на осуществление административных, социальных, культурных и спортивных функций;

     — медицина и образование;

     — деятельность людей некоторых свободных  профессий: частных преподавателей, частнопрактикующих врачей, людей, занимающихся духовным творчеством.

     Есть  виды деятельности, где возможно освобождение от НДС. Точнее говоря, налогоплательщику  предоставляется возможность выбора: платить НДС или подоходный налог. Сюда относятся сдача в аренду помещений для экономической деятельности; финансовое и банковское дело; литературная, артистическая, спортивная деятельность; муниципальное хозяйство.

     Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления. 

     2.4 Применение НДС  в Англии

     В Англии НДС занимает по доле в доходах  второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны. Базой обложения НДС выступает стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг.

     Стандартная ставка 17,5%, сниженная ставка 5% применяется для домашнего топлива и энергии и для установки энергосберегающих материалов в хозяйствах с низким уровнем дохода согласно государственной программе. По нулевой ставке облагаются: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, плата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.

     Стандартная ставка может изменяться ежегодным парламентским актом о финансах. Кроме того, через механизм делегированного законодательства Казначейство в определенных случаях вправе изменять ставку НДС на 25% от существующей, т.е. уменьшить ее до 13,125% или увеличить до 21,875%. Нулевая же ставка НДС означает, что товар попадает под обложение НДС, но налоговый оклад рассчитывается по ставке 0%. При этом применение нулевой ставки НДС более выгодно налогоплательщику, чем освобождение от налога, так как лицо, реализующее товар, вправе зарегистрироваться как плательщик НДС и потребовать возврата ранее уплаченных сумм по НДС.

     Годовой уровень объема продаж, свыше которого продавцы должны регистрироваться для  НДС, составляет 50000 фунтов стерлингов. Определенные товары и услуги освобождаются  от НДС, либо являясь исключениями, либо облагаясь по нулевой ставке. 
 

 

      Заключение 

     Опыт  применение НДС в России составляет более 10 лет, в Европе порядка 50 лет. Несомненно, эта разница влияет на уровень развития системы взимания налога на добавочную стоимость. Не стоит также забывать, что в России постоянно происходят изменения в Налоговом Кодексе, когда в европейских странах система взимания НДС уже отлажена.

     Многолетний опыт применения свидетельствует о  том, что НДС соответствует требованиям  и условиям рыночной экономики. Тем  более, учтивая то, что НДС является косвенным налогом, контроль над ним проще, нежели чем над прямыми налогами. И если РФ стремится завершить переход к рыночной экономике, то, соответственно, отказываться от применения НДС не стоит. Тем более что, как и во всех зарубежных странах в России НДС занимает значительную долю в федеральном бюджете. Необходимо наладить систему взимания и распределения доходов от НДС, тем самым, решив проблему администрирования, которая, по сути, является главной из всех.

     Проводя реформирование системы взимания НДС, России обязательно необходимо использовать опыт применения зарубежных стран. Проведя анализ применения НДС в европейских странах, можно сразу заметить, что льготы и специальные ставки предоставляются в основном малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, а так же отраслям, находящимся на финансировании бюджета, что в России сегодня, к сожалению, развито не в полной мере: льготируется только деятельность, направленная на решение социальных проблем населения. Устранив этот недостаток системы, сами собой исчезнут дискуссии об отмене налога или снижении ставки, так как эти предложения исходят как раз от представителей данных отраслей и видов деятельности. Эти изменения повлекли бы рост производства в стране, следовательно, рост валового внутреннего продукта. Когда снижение ставки НДС с 18% до 13% дали бы всего около 0,5 процентного пункта роста ВВП. Тем более что Россия уже имеет опыт снижения ставок по НДС. В 90-х годах снижение ставки с 20% до 18% не решило проблему экономического роста в стране, а так же не привело к уменьшению недовольства среди граждан. Примером для изменений в этой области может послужить система ставок и льгот Германии. Причем ставка налога сегодня там составляет 16%, при доле НДС в бюджете в 28%.

     Учитывая  перспективу вступления России в  ВТО, необходимо довести экономику и, в частности, налоговую систему страны до уровня стран ЕС. Необходимо сбалансировать, а также закрепить законодательно введенные изменения. Уточнив все непонятные, двусмысленные моменты в Налоговом Кодексе, сделав процедуру взимания понятной и доступной каждому налогоплательщику - только тогда будет достигнута поставленная цель (экономический рост в стране) и решено большинство проблем. Именно хорошая законодательная база обеспечивает успех взимания НДС в зарубежных странах.

 

      Список литературы 

     1. Барулин С.В. Теория и история  налогообложения. М.: Экономистъ, 2006г.

     2. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение.  М. :ИНФРА-М, 2006г.

     3. Пансков В.Г. Налоги и налоговая  система Российской Федерации.  М.: Финансы и статистика, 2005г.

      4. Черник Д.Г., Павлова Л.П. Налоги и налогообложение. М.: МЦФЭР, 2006г

     5. Налоговый кодекс РФ

     6. Поляк Г.Б. Бюджетная система  России. М.: ЮНИТИДАНА, 2007г.

     7. Захарьин В.Р. НДС. Начисление  и уплата. М.: Омега-Л,2006

     8. Кириллова Г.Н. Изменение порядка  начисления НДС как мера повышения администрирования // Налоговая политика и практика. 2007. №9. С.44-45

     9. Рубченко М. Большая презентация  // Эксперт. 2005. №39. С. 25-30

     10. Черевадская О. Новшества НДС  и налога на прибыль //Главбух.  №

     11. Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 27 июля 2007г.

     12. Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2007 год» от 26 декабря  2006г.

     13. Информационно-справочная система  «Гарант»

     14. Информационно-справочная система  «Консультант плюс»

Информация о работе Сравнительный анализ практики применения НДС в РФ и в зарубежных странах