Современные тенденции развития косвенного налогообложения в РБ и зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:07, реферат

Описание

Налоговые доходы являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

Содержание

Введение
Глава 1. 1.1.Понятие и экономическая сущность налогов.
1.2. Классификация налогов.
1.3.Налоговая нагрузка
2. Характеристика косвенных налогов.
2.1. НДС
2.2. Акциз
3. Характеристика косвенных налогов в зарубежных странах
3.1. Российская Федерация.
3.2. Франция
3.4.. Великобритания
4. Перспективы развития налоговой системы Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

конференция2.docx

— 66.27 Кб (Скачать документ)

Характерной особенностью бюджета  будущего года является тот факт, что  в нем учтены изменения в Налоговом  кодексе, который существенно упрощает систему налогообложения, а также  снижается налоговая нагрузка. Снижение налоговой нагрузки на 0,4% к ВВП  и радикальное упрощение налогового администрирования позволят оставить в экономике более Br700 млрд.

Общая тенденция снижения налоговой нагрузки обозначилась за счет сокращения налоговых платежей, которое последовательно проводилось  в Беларуси. Наряду с сокращением  числа налогов немаловажную роль сыграла и методика их исчисления .

Эти и ряд других направлений  призваны оптимизировать налоговое  бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением  налогового законодательства [19,c.137].

Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения  является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую  декларацию в электронном виде.

С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном  виде с использованием интернет-технологий. На 1 июля 2010 года ее пользователями стали свыше 42 тысяч коммерческих организаций, т. е. более половины их общего количества.

Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых  налоговыми органами с использованием электронных средств. Например, плательщики  смогут передавать и получать в электронном  виде различные документы – заявления, уведомления, справки, решения, акты сверок и др. Это сведет к минимуму посещения  инспекций и значительно сократит временные и материальные издержки плательщиков. Пользователям системы  будут предоставлены оперативный  доступ к нормативно-справочной информации, возможность дистанционного получения  консультаций по различным вопросам налогообложения.

Министерство по налогам  и сборам будет своевременно информировать  налогоплательщиков об изменениях в  законодательстве и предоставит  информационные услуги [20].

В целях дальнейшего упрощения  налоговой системы Законом Республики Беларусь ”О внесении дополнений и  изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь“ с 1 января 2011 года предусматривается следующее.

1.Отменить:

- местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки;

- местный сбор на развитие  территорий, уплачиваемый по ставке  в пределах 3% из прибыли;

- некоторые платежи экологического  налога:

* за переработку нефти  и нефтепродуктов организациями,  осуществляющими переработку нефти;

* за перемещение по  территории Республики Беларусь  нефти и нефтепродуктов магистральными  нефтепроводами и нефтепродуктопроводами  транзитом;

* за производство и  (или) импорт товаров, содержащих  в своем составе 50 и более  процентов летучих органических  соединений.

По расчетам Правительства  Республики Беларусь, реализация указанных  мероприятий позволит снизить налоговую  нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и  оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей.

2. Исключить два самостоятельных  налоговых платежа за счет  включения в состав:

- по НДС – отменить  ”авансовые“ платежи (шесть платежей  в месяц) и осуществлять уплату  этого налога один раз в  месяц или один раз в квартал  – по решению плательщика.  При этом сроки уплаты НДС  (месяц или квартал) будут определяться  плательщиком самостоятельно без  привязки к размеру выручки,  как это происходит сейчас. В  результате количество платежей  сократится с 72 до 4 – 12 в год;

- по акцизам – отменить  ”авансовые“ платежи (шесть платежей  в месяц) и осуществлять уплату  этого налога один раз в  месяц.

3. Усовершенствовать механизм  взимания основных налогов –  налога на прибыль и НДС  за счет:

*расширения возможности  применения льготы по прибыли,  направляемой на капитальные  вложения.

* предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету ”входной“ НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций.

Осуществление указанных  мер позволит приблизить налоговую  систему Республики Беларусь по составу  налогов и сборов, периодичности  их уплаты к налоговым системам развитых стран.

Плательщики при осуществлении  обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический  налог, земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносить  в течение года в бюджет 20 налоговых  платежей и подавать 11 налоговых  деклараций (в настоящее время  – 104 налоговых платежа и 30 налоговых  деклараций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоги в экономической  структуре государства выступают  как объективная реальность и  как материальная база для выполнения государством функций по управлению обществом.

Известно, что бюджетно-налоговая  система оказывает мощное воздействие  на состояние национальной экономики  в любой стране. Пожалуй, в первую очередь это касается влияния  налогов на конкурентоспособность  продукции, работ, услуг на рынках, где  в условиях развивающейся глобализации всем приходится сталкиваться с ведущими производителями экономически развитых стран. Налоговые системы развитых рыночных государств, кроме фискальной функции наполнения бюджета, успешно  выполняют функции регулирования  экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. Несмотря на это для них являются актуальными  вопросы переложения налогов, снижения налогового бремени, гармонизации налоговых  взаимоотношений, устранения двойного налогообложения.

За период своего существования  система налогообложения Республики Беларусь существенно изменилась, но в силу разных причин она имеет  существенные недостатки.

На основе анализа теорий экономистов в сфере налогообложения  и действующей практики налогообложения  в Республике Беларусь пришли к следующим выводам, обобщениям, предложениям (по видам налогов):

1. По налогу на добавленную  стоимость. Белорусская модель НДС имеет ряд существенных недостатков, основными из которых являются достаточно высокая по мировым меркам основная ставка налога (20%) и излишне широкий круг товаров, работ, услуг (в том числе и социально значимые), что ведет к удорожанию отечественных товаров, делает невыгодными по сравнению с приобретением в других странах, где уровень косвенных налогов ниже, что в свою очередь снижает покупательную населения и потребительный спрос и, следовательно, не стимулирует производство. Из-за одновременного существования бухгалтерского и налогового учета даты поступления выручки и уплаты налога не согласованы, и в определенных случаях организациям приходится уплачивать налог до получения выручки за реализованную продукцию, отвлекая тем самым средства от производственного потребления, что в конечном счете ведет к удорожанию товаров и, следовательно, усилению бремени на потребителя.

Поэтому в работе рекомендуется:

- дальнейшее снижение  ставки НДС

- пересмотр существующих  льгот по данному налогу, исключив  из объекта обложения обороты  по реализации социально значимых  товаров, работ, услуг;

- согласование сроков  уплаты налога со сроками поступления  выручки.

Для устранения указанных  недостатков предлагается:

- дать более объективную  оценку налогооблагаемой базе  налога, исходя из рыночной стоимости  объектов для стимулирования  их рационального использования;

- исключить из налогообложения  объекты, не подпадающие под  определение недвижимости;

- установить пониженную  ставку налога для фондоемких отраслей с целью поддержки конкурентоспособности их продукции.

Большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов – республиканских, местных, целевых, внебюджетных осложняет  налогообложение. Нестабильность налогового законодательства и нарушение его основных принципов (изменения «задним числом») до сих пор препятствует активизации как внутренних, так и иностранных инвестиций.

В связи с чем, по нашему мнению, целесообразно:

- свести состав и количество  республиканских налогов и сборов  к общепринятому стандартному  минимуму из 7 – 8 основных налогов  (индивидуальный подоходный налог,  взносы на социальное страхование,  налог на прибыль и доходы, НДС, акцизные сборы, таможенные  пошлины и имущественные налоги);

- упростить и сделать  прозрачным налоговое законодательство. В условиях Республики Беларусь  непоследовательность налоговой  политики, неясность принятых законов  и подзаконных актов, регулирующих  налогообложение, ведут к их  произвольной трактовке налоговыми  органами.

Для проведения данной реформы, которая на первоначальном этапе  приведет к снижению поступлений  в бюджет, необходимо активизировать неналоговые источники.

 

Таким образом, налог:

 

- служит удовлетворению  общественных потребностей, которые  устанавливаются государством. Государство  в данном случае выступает  выразителем интересов всего  общества;

 

- выражает одностороннее  движение средств в бюджет. При этом косвенным образом они возвращаются к налогоплательщикам в виде предоставляемых государством социальных благ и гарантий. На этом, в частности, основано законное право налогоплательщиков требовать от государства отчета об исполнении бюджета;

 

- взимается на правовом  основании по юридически закрепленным  правилам. Ставки, сроки, льготы и  др. элементы налогов заранее  оговорены законом, так что  порядок взимания исключает какой-либо  произвол. Налоги как один из  важнейших экономических инструментов  государственного регулирования  интересов всех субъектов общества  могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к  благополучию страны. Поэтому каждое  государство, особенно в период  общественно-политических и экономических  реформ, должно уделять пристальное  внимание, формированию эффективного  механизма налогового регулирования  - главной задаче налоговой политики.

 

 Такой механизм позволит  не только обеспечить необходимую  централизацию государственных  средств, но и управлять экономическим  ростом, движением инвестиционных  потоков в направлении избранных  в обществе приоритетов и тем  самым содействовать структурной  перестройке экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Адаменкова С. И., Евменчик О. С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании (теория, практика). – 3-е изд., доп и перераб. Мн.; Элайда, 2005. – 568с.

2.Александров И. М. Налоговые  системы России и зарубежных  стран. – М.: Бератор – Пресс, 2002. 192 с.

3.Василевская Т. И., Стасенко  В. А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 1999. 544 с.

4.Вечерко Г. Экономика  Беларуси на стыке двух веков:  тенденции, проблемы, перспективы.// Белорусский Банковский Бюллетень. 2001. №11. С. 26 – 35.

5.Вешторт В. НДС замаячил  перед поликлиникой // Национальная  Экономическая Газета. 2005. №26. С. 1.

6.Гюрджан В. А., Масинкевич Н. Э. Налоги в РБ: Теория и практика в цифрах и комментариях / Под общей .Гюрджан В. А. Мн. ПЧУП “Светоч”, 2002 г., 256 с.

7.Довгель Е., Енин Ю. Налоги как важнейший фактор, влияющий на конкурентоспособность национальной экономики.// Финансы. Учет. Аудит. 2001 г. № 12 С. 48 – 51.

8.Егоров В. А. Перечень  налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в бюджет Республики  Беларусь и внебюджетные фонды  в 2004 году (по состоянию на 1 января 2004 г.) // Вестник Министерства по  налогам и сборам Республики  Беларусь. 2004. №3. С. 105 – 111.

9.Ермолович М. Л. Направления  в совершенствовании налоговой  системы в 2002 – 2005 годах // Вестник  Министерства по налогам и  сборам Республики Беларусь. 2001. №48. С. 6 – 7.

10. Закон Республики Беларусь  от 19 декабря 1991 г. №1321 – XII (ред.  от 01.01.2004 г.) «Об акцизах» // Национальный  реестр правовых актов Республики  Беларусь от 15.03.2001 г. №2/314.

11. Закон «О бюджете  Республики Беларусь на 2004 год» // Рэспублiка, 14 студзеня 2004 г. С. 3 – 4.

12. Закон Республики Беларусь  от 18 ноября 2004 г. №339 – З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» // Вестник МНС Республики Беларусь. 2004 г. №45. С. 7 – 16.

13. Закон Республики Беларусь  от 18 ноября 2004 г. №338-З «О внесении  дополнений и изменений в некоторые  законодательные акты Республики  Беларусь по вопросам налогообложения» // Вестник МНС Республики Беларусь. 2004 г. №46. С. 16 – 80.

14. Закон Республики Беларусь  от 01 ноября 2004 г. №323-З «О ратификации  Соглашения между Правительством  Республики Беларусь и Правительством  Российской Федерации о принципах  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров,  выполнении работ, оказании услуг» // Вестник МНС Республики Беларусь. 2004 г. №43. С. 13 – 18.

15. Заяц А., Шабалина Т., Околова С. Бюджет – 2004: анализ и новые подходы // Финансы. Учет. Аудит. 2004. №1. С. 21 – 24.

16. Заяц Н. Е. Современная  налоговая система и принципы  ее построения. // Финансы. Учет. Аудит. 2001. №12. С. 42 – 47.

17. Заяц Н. Е. Современное  налогообложение и его развитие // Финансы. Учет. Аудит. 2000. №10. С. 51 –  53.

19. Заяц Н. Е. Теория  налогов. – Мн.: БГЭУ, 2002. 220 с.

20. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики // Аудитор. № 9. 1998. С.3-7.

21.Киреева Е. Проблемы  реформирования налоговой системы  Республики Беларусь // Директор. 2004. №6. С. 42 – 44.

22. Киреева Е. Ф. Формирование  налоговых пространств в условиях  экономической интеграции. – Мн.: БГЭУ, 2002. 355 с.

23. Козляков А. Привлечение  дополнительных доходов – одна  из основных задач // Финансы.  Учет. Аудит. 2004. №2. С. 8 – 9.

Информация о работе Современные тенденции развития косвенного налогообложения в РБ и зарубежных странах