Современная налогово-бюджетная политика в странах с рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:23, реферат

Описание

Цель данной работы: раскрыть содержание фискальной (налогово-бюджетной) политики как инструмента регулирования государственной экономики. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть цели и направления фискальной политики;

- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;

- рассмотреть виды фискальной политики;

- проанализировать эффективность фискальной политики;

-рассмотреть фискальную политику в странах с рыночной экономикой (Великобритания).

Содержание

Введение 2

1.Налогово-бюджетная политика, ее сущность, цели и виды. 4

2. Налоговобюджетная политика в странах с рыночной экономикой. 15

Заключение 25

Список литературы 26

Интернет-ресурсы 26

Работа состоит из  1 файл

Налогово.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

    Чтобы покрыть дефицит, не прибегая к эмиссии  нужно занять средства на кредитном  рынке не у ЦБ, а у  коммерческих банков и населения. Следовательно, государство, размещая свои облигации, вступает на кредитном рынке в конкуренцию с частным сектором. Теперь к спросу на кредит со стороны частных инвесторов добавится еще и спрос государства. Следовательно, при условии неизменного предложения денежной массы, процентные ставки возрастут. А если процентные ставки увеличились, то частные инвестиции уменьшатся. В результате государство вытеснит с кредитного рынка частных заемщиков. Расходы государства при таком способе финансирования дефицита вырастут, но на некую величину сократятся частные инвестиции.

    В этом суть эффекта вытеснения: налогово-бюджетная экспансия, направленная на стимулирование деловой активности, приводит к росту процентной ставки и вытеснению государственными расходами частных инвестиционных расходов (или других компонентов частного совокупного спроса).

Выглядит  это следующим образом:

Предположим, что экономика находится в  состоянии спада, и правительство  в качестве одной из мер текущей  фискальной политики увеличивает государственные  расходы. Правительство теперь выходит на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки, т.е. цену, уплачиваемую за заимствование денег. Поскольку расходы изменяются обратно пропорционально процентным ставкам, некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены. Тогда увеличение правительственных расходов может вызвать снижение частных инвестиций. Если бы инвестиции сокращались на такую же величину, на которую увеличивались правительственные расходы, тогда фискальная политика была бы полностью неэффективной.6

Последствия  «эффекта вытеснения».

Некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно состоит здесь в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей, что является важной детерминантой спроса на инвестиции. Если кривая спроса на инвестиции сдвигается вправо, тогда инвестиционные расходы не должны падать — они могут даже увеличиться, хотя ставка процента возрастает.

Кривая  Лаффера — кривая показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляя такую налоговую ставку (от нулевой до 100%- ной), при которой налоговые поступления достигают максимума. 7   Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером.

Сторонниками  снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители  школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидируются  стимулы к предпринимательской  инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Государственный долг — общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетный доход (профицит).8

Государственный долг возникает в результате роста  военных расходов, особенно в периоды экономических спадов, и политики сокращения налогов (как подоходных, так и с прибыли предприятий). Федеральный бюджет является прежде всего инструментом для достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Уровень государственного долга требует  осуществления ежегодных процентных платежей. Если не использовать прирост  размеров долга, эти ежегодные выплаты  процентов должны производиться  из суммы налоговых поступлений. Такие дополнительные налоги могут погашать стремление брать на себя риск, стремление к инновациям, к инвестициям, к работе. Существование большого государственного долга может подорвать экономический рост. Отношение процентных платежей к размеру ВНП показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу.

Может ли государство перенести реальное экономическое бремя своего долга  на плечи будущих поколений или  оставить будущим поколениям меньшие  по размерам основные производственные фонды — так, скажем, меньшую «национальную фабрику»? Эта возможность связана с эффектом вытеснения, который определяется тем, что дефицитное финансирование увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционные расходы. Если это будет происходить, последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом, и, следовательно, при прочих равных условиях, уровень жизни будет ниже, чем в других случаях.

В основе растущих опасений по поводу дефицитов и государственного долга лежат несколько обстоятельств:

  • остается открытым вопрос о размерах долга;
  • процентные платежи, связанные с государственным долгом, растут очень быстро;
  • вызывает беспокойство то, что ежегодные дефициты сформировались в условиях мирной экономики, которая функционирует весьма близко к уровню полной занятости.

Крупные дефициты, существующие в период полной занятости, ставят несколько  вопросов:

1) наиболее  значительная вероятность «вытеснения»  возникает, когда экономика функционирует при полной занятости;

2) стимулирующий  эффект таких дефицитов может  вызвать инфляцию избыточного  спроса;

3) крупный  бюджетный дефицит делает затруднительным  для страны достижение баланса  в международной торговле. Крупные  ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства.

При финансировании своих дефицитов правительство  должно выходить на рынок капиталов  и вступать в конкуренцию с  частным сектором за получение средств. Это подталкивает процентные ставки вверх.

Рост  ставок процента имеет  два важных последствия.

Во-первых, он не способствует частным инвестиционным расходам.

По общему мнению, дефициты сталкивают экономику  на путь замедленного роста в долгосрочном плане.

Во-вторых, более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает финансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев. Приток иностранных средств может способствовать финансированию и дефицита, и частных капиталовложений. Но такой приток средств представляет собой прирост внешнего долга. А выплата процентов и погашение долгов иностранцам вызывает сокращение будущего национального производства.

В-третьих, сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику. Заметим, что вышеизложенные соображения подкрепляют наш ранее сделанный вывод в том, что стимулирующая фискальная политика может быть для экономики намного менее стимулирующей, чем предполагает простая кейнсианская модель. Итак, стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено как за счет эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Налоговобюджетная политика в странах с рыночной экономикой.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения бюджета. При этом фискальная политика является очень сильным оружием.

В каждой стране фискальная политика всегда вводится в игру, как только страна вступает в состояние кризиса и нестабильности. Другого выбора нет, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. "Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной".

Фискальная  политика Соединенного Королевства.

 

Главными составляющими государственной экономической политики Великобритании, которая направлена на повышение уровня занятости и экономического роста, являются:

  • поддержка экономической стабильности как базы для экономического роста в долгосрочном периоде;
  • повышение производительности труда с помощью механизмов поощрения капиталовложений и предпринимательства;
  • создание новых рабочих мест;
  • создание более однородного и справедливого общества.

Казначейство  Ее Величества является государственным  органом, который осуществляет денежную и фискальную политику государства. оно также отвечает за экономическую политику, которую оно претворяет в жизнь вместе с другими министерствами: торговли и промышленности, образования и занятости, окружающей среды, транспорта и регионов.

      Стабильность  экономики 

Правительство считает, что экономическая стабильность является необходимым условием достижения высоких и стабильных уровней занятости и экономического роста. Оно представило новые программы, которые позволят удерживать инфляцию в пределах 2,5% и стимулировать капиталовложения.

В октябре 1997 года было принято решение не присоединяться к системе единой европейской валюты, так как были неочевидны последствия такого шага на экономику Великобритании. Правительство  отложило решение этого вопроса  на пять лет, одновременно постановив подготовить юридическую базу для перехода к единой валюте, при условии, что будут ясны ответы на следующие вопросы:

  • достаточно ли экономика страны срослась с экономиками объединенной Европы;
  • достаточно ли гибкости в экономике, чтобы адаптироваться к таким переменам;
  • каков будет эффект от перехода к единой валюте на инвестиции в Великобритании;
  • каково будет влияние этого решения на сектор финансовых услуг страны;
  • хорошо ли присоединение отразится на уровне занятости населения.

Правительство Великобритании старается создать условия для экономической стабильности во всем мире. Целью этих мер является предотвращение мировых экономических кризисов, один из которых, например, произошел в 1998 году и косвенно повлиял на экономику Великобритании.

Фискальная  политика

Фискальная  политика Великобритании основана на двух нерушимых правилах:

  1. правительство делает займы только для того, чтобы инвестировать их в определенные секторы экономики, а не потратить на расходы;
  2. отношение суммы внутреннего государственного долга к ВНП неизменно и разумно.

Фискальная  политика должна осуществляться в соответствии со следующими пятью принципами:

  • открытость целей и задач фискальной политики и всех трат денег налогоплательщиков;
  • стабильность в осуществлении фискальной политики и ее влияния на экономику;
  • ответственность за распределение государственных денежных средств;
  • праведливость;
  • эффективность разработки и осуществления фискальной политики, управления как расходами, так и доходами государства;

Информация о работе Современная налогово-бюджетная политика в странах с рыночной экономикой