Современна налоговая система, её достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Налоговая система РФ
1.1 Экономическая сущность налогов ……………………………….…..…..5
1.2 Структура и классификация налогов …………………………….….…13
1.3 Виды налога ……………………………………………………….……...19
Глава 2. Роль и значение системы налогов и сборов РФ
2.1 Элементы и способы взимания налога ……………………………….... 28
2.2 Функции налоговой системы ………………………………………….…34
Глава 3. Противоречия и недостатки налоговой системы РФ
3.1 Основные недостатки и противоречия действующей системы налогообложения в России, и пути их реформирования ……..…………..38
Заключение ……………………………………………………………...……42
Список использованной литературы ……………………………………….44
Приложения………………………………………………………………..….45

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Nalogovaya_sistema.doc

— 326.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  Российской Федерации

Пермский государственный педагогический университет

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По финансам

«Современная налоговая система РФ. Противоречия и недостатки, пути реформирования»

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

ИСПОЛНИТЕЛЬ: студент  гр. 1244

Р. Р. Нигматуллин

НАУЧНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ:

Ассистент кафедры экономики

И.Ю. Тихонова

 

 

 

Пермь 2012 г


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава 1.    Налоговая система РФ

1.1 Экономическая сущность налогов ……………………………….…..…..5

1.2 Структура и классификация налогов  …………………………….….…13

1.3 Виды налога ……………………………………………………….……...19

Глава 2. Роль и значение системы налогов и сборов РФ

2.1 Элементы и способы взимания налога ……………………………….... 28

2.2 Функции налоговой системы ………………………………………….…34

Глава 3.    Противоречия и недостатки налоговой системы РФ

3.1 Основные недостатки и противоречия действующей системы налогообложения в России, и пути их реформирования ……..…………..38

Заключение ……………………………………………………………...……42

Список использованной литературы ……………………………………….44

Приложения………………………………………………………………..….45

 

 

Введение

 

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий  с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Вводя налоги, государство  изымает у предприятий часть  их доходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной с формированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России.

Объект – налоговая  система.

Предмет – процесс совершенствования налоговой системы РФ.

 Для достижения  этой цели поставлены следующие  задачи:

  1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
  2. рассмотреть структуру налоговой системы РФ;
  3. определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
  4. выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ.

Поставленные задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы. Первая глава работы посвящена структуре налоговой системы РФ. Она раскрывает такие понятия как сущность налогов и описывает действующую налоговую систему.

Во второй главе подробно изложены роль и значение налоговой системы, раскрыты её основные функции, виды налогов.

Третья глава, заключительная, описывает все недостатки и преимущества существующей сегодня налоговой  системы и методы и пути оптимизации  системы налогов и сборов в  РФ.

В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.

 

 

1. Налоговая система РФ

 

    1. Экономическая сущность налогов

 

В этой курсовой работе рассмотрим налоговую систему РФ. Ведь налоговая система - один из принципов существования гражданского общества, это основа любой государственности. И если государство хочет развиваться, оно нуждается в стабильной  и эффективной налоговой системе. Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной. Более того, конкретные размеры налогов меняются и будут меняться даже в условиях стабилизации налоговой системы, ибо налоги — гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Однако сегодня требуется не простое изменение налоговых ставок, а кардинальная налоговая реформа, стимулирующая деятельность производителя. А мы, как граждане РФ, заинтересованы в развитии и улучшении жизни в нашем государстве!

Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны. Все налоги являются основными источниками доходов государственного бюджета. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая  природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс  налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. П.Прудон верно подметил, что «в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве»1.

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма  государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый».

Когда же население примирилось  с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг  соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство  питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов «покупалась» защита правительства.

Теория выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог  стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.

В основе определений налога лежит представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А. Смит первым исследовал экономическую природу налога. Он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер, но с другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству.

Учение о правовом государстве приводит финансовую науку  к идее принудительного характера  налога и к появлению новых  теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю. Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как «принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей»2.

Теория общественных потребностей отразила реалии последней  четверти 19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти определяет налог как «часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей»3. Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на «общественные потребности» вместо «коллективных».

Для российской науки  актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское «общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов». Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог».

С правовых, юридических  позиций налоги это установленные  законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия  государством части доходов предприятий, организаций, населения.

С экономических позиций  налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

Налоговое регулирование  доходов ставит своей основной задачей  сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем  социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Налоговая система –  совокупность предусмотренных налогов  и обязательных платежей, взимаемых  в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее  и достаточно точно рассчитать, каков  будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой  системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут  быть установлены раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.д.) вносятся необходимые изменения.

Информация о работе Современна налоговая система, её достоинства и недостатки