Социально-экономическое значение НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:38, реферат

Описание

Для выполнения своих функций государству необходимы средства, за счет которых финансируются и реализуются различные функции государства.
Налоги, как одно из средств существования любого государства, характеризуют определенный этап развития общественных отношений. В ряду государственных доходов налогам и сборам принадлежит важнейшее место.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 41.98 Кб (Скачать документ)

Введение

Для выполнения своих функций  государству необходимы средства, за счет которых финансируются и  реализуются различные функции  государства.

Налоги, как одно из средств  существования любого государства, характеризуют определенный этап развития общественных отношений. В ряду государственных  доходов налогам и сборам принадлежит  важнейшее место.

Налоги с физических лиц  призваны обеспечивать государство  необходимыми финансовыми ресурсами  и содействовать решению социально - экономических проблем в обществе.

Потенциал налогов с физических лиц в современной налоговой  системе России реализован не полностью. Он еще не стал ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, не оказывают существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияют на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума. Проблема совершенствования налогообложения физических лиц является одной из наиболее актуальных для российской финансовой науки и практики налогообложения.

Цель данной работы: изучить  социально-экономическое значение налогообложения физических лиц.

Исходя из поставленной цели можно, сформулировать следующие задачи:

  1. рассмотреть сущность и функции налогов, социально-экономическое содержание налогов с физических лиц;
  2. рассмотреть основные виды налогов с физических лиц.

Предметом исследования данной работы является социально-экономическое значение налогов с физических лиц.

     Объектом исследования данной работы являются налоги, взимаемые с физических лиц.

1 Сущность и функции налогов. Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц

Налоги являются одним  из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой  бюджетов разных уровней. Они оказывают  существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление  инвестиционной политики, распределение  прибыли, социальное положение населения.

Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения. Проблемы бюджета, бюджетного процесса неразрывно связаны с налоговой  системой.

Источником налогов является созданная в процессе производства стоимость - национальный доход. Первичное  распределение национального дохода дополняется вторичным распределением, или перераспределением, где налогам  принадлежит важное место.

       Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации

   Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

   Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

  В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты:

1) Фискальная функция,  т.е. обеспечение государства  необходимыми ресурсами.

С помощью данной функции  образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства  в условиях рыночной экономики. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов государственного бюджета Российской Федерации. Фискальная функция усиливается во всех странах в связи с расширением регулирующей роли государства в обществе.

2) Распределительная функция

     С помощью налогов происходит распределение и перераспределение национального дохода и создаются условия для эффективного государственного управления.

Налоги как активный участник перераспределительных процессов  оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, расширяя или  уменьшая платежеспособный спрос населения.

3) Регулирующая функция

Регулирующая функция  налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения, определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.

 Эта функция заключается  в том, что через систему  дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платёжеспособный спрос населения и т.д.

4) Контрольная функция

При помощи налогов контролируется своевременное поступление части  выручки, прибыли и дохода организаций  и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенство  налогообложения - каждое юридическое  и физическое лицо должно платить  налоги, установленные законодательством.  Не допускается предоставление  индивидуальных льгот и привилегий  в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

2. Справедливость налогообложения  - каждое физическое и юридическое  лицо должно платить налоги  в зависимости от получаемой  прибыли, дохода.

Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев. Не допускается  установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости  от формы собственности, гражданства  физических лиц или места происхождения  капитала.

3. Экономическая обоснованность  налогов.

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование  и не могут быть произвольными.

4. Однократность налогообложения  - один и тот же объект налогообложения  у каждого субъекта может быть  обложен налогом одного вида  только один раз за определенный  законом период налогообложения. 

5. Определенность налогообложения.

При установлении налогов  должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы  каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен платить.

6. Нейтральность налогов  - налоги не должны вредить  деятельности предприятий и жизнедеятельности  граждан. 

Данный принцип реализуется  в ряде стран в отношении налогообложения  физических лиц, в частности, путем  введения не облагаемого налогом  дохода, связанного с размером прожиточного минимума.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.

7. Простота, доступность  и ясность налогообложения.

Наиболее простыми с точки  зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой  практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих  от налоговой системы.

8. Применение наиболее  оптимальных форм, методов и сроков  уплаты налогов.

Контроль за правильностью  и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции  посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Правительство Российской Федерации  участвует в координации налоговой  политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых  Государств, а также заключает  международные налоговые соглашения об устранении двойного налогообложения.

     Налоги с физических лиц можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта.

     Экономический аспект - определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.

     Финансовый  аспект - характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.

          Политический аспект - состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества.

      Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы или бюджет. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, как внутри страны, так и за рубежом, доходы государственного сектора в экономике и торговле. Расходная часть бюджета, направляемая на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальную политику), хозяйственные нужды, развитие инфраструктуры, выполнение государственных программ, дотации и субсидии отстающим секторам экономики и субъектам хозяйствования, оборону, административную деятельность государственного аппарата.

    Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов

  С организационно-правовой стороны налоги с доходов физических лиц, как  и другие налоги, определяются как  обязательный платеж, поступающий в  бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки.

 Экономическая сущность налогов выражается в их функциях. Общепризнанными являются две налоговые функции: фискальная и регулирующая. Посредством фискальной функции удовлетворяются общенациональные, необходимые потребности. А посредством регулирующей функции создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов.

   Также экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Всеобщим источником исходным налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей (национальным доходом) независимо от объекта налогообложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.

  Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

  С помощью налогов осуществляется распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения. Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования воздействует как и на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

   Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования.

    В силу того, что налоги несут не только фискальную, но и регулирующую функцию, налоговая политика, как средство прямого и косвенного воздействия на граждан, играет особую роль в реализации социальной функции государства.  
     В большинстве развитых стран налогам придается особое значение в решении социальных проблем общества. Налогообложение физических лиц является эффективным инструментом реализации задач социальной политики, обеспечения достойного уровня жизни населения, действенным способом социальной поддержки, обеспечения социальной справедливости. 
Продуманная, социально ориентированная налоговая политика создает предпосылки для вовлечения все большего количества граждан в предпринимательскую деятельность, формирует базу для интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых поступлений. Посредством умелой налоговой политики, государство создает мощную базу для экономических преобразований, основанную на человеческом факторе, развитии человеческого потенциала.

Информация о работе Социально-экономическое значение НДФЛ