Социально-экономическое значение льгот при налогообложении доходов и имущества физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности и механизм применения льгот при налогообложении доходов и имущества физических лиц в России и их социально-экономическое значение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие и цели налоговых льгот. Льготы при налогообложении доходов физических лиц…………………………………………………………………………………..4
1.1 Доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению………………………...5
1.2 Налоговые вычеты (скидки)…………………………………………………………….8
1.3 Освобождения от уплаты налога………………………………………………………12
1.4 Социальное и экономическое значение льгот с доходов физических лиц………….12
Глава 2.Льготы при налогообложении имущества физических лиц……………………….14
2.1 Освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц…………………..14
2.2 Освобождение от уплаты налога на строения, помещения и сооружения…………15
2.3 Социально-экономическое значение освобождений от уплаты налога на имущество и строения……………………………………………………………………………………….15
Глава 3. Практика предоставления налоговых льгот и их эффективность………………..17
3.1 Элементы семейного налогообложения в НДФЛ……………………………………17
3.2 Совершенствование взимания налога на доходы физических лиц в РФ на современном этапе……………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

НДФЛ-курсовик.doc

— 308.50 Кб (Скачать документ)

3) обслуживающего персонала представительств иностранного государства, которые не являются гражданами Российской Федерации или не проживают в Российской Федерации постоянно, полученные ими по своей службе в представительстве иностранного государства;

4) сотрудников международных организаций - в соответствии с уставами этих организаций. [1, стр. 320]

 

 

1.4. Социальное и экономическое значение льгот при налогообложении доходов физических лиц.

Основная цель льгот, обусловленная социально-экономической функцией налога, базируется на согласовании интересов личности, социальных групп, государства и обоснована тем, что, связывая и гармонизируя различные интересы, льготы направлены на их удовлетворение, призваны распределять социальные блага и содействовать развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом. При установлении льгот реализуются регулирующая и стимулирующая функции налога на доходы физических лиц.

Сегодня в России помимо малообеспеченных выделяют переходный, средний и высокообеспеченный слои населения. К малообеспеченным относятся те, чьи среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. Специфическая черта российской бедности - ее «трудоспособное лицо». На Российском рынке труда создаются такие рабочие места, которые приносят работнику низкую заработную плату, недостаточную для удовлетворения ни его потребностей, ни потребностей его семьи. Наличие работы не является средством преодоления бедности. Разрыв в доходах самых богатых россиян и беднейших граждан постоянно увеличивается. Процесс эволюции в социальных слоях протекает чрезвычайно медленно, прежде всего из-за трудно решаемых жилищных проблем.

Вот почему требуется поддержка не только малообеспеченных граждан, но и тех, кто относится к переходному слою. Обеспечить ее может лишь государство, проводя глубоко продуманную социальную политику, одним из действенных рычагов которой является имущественный вычет. На мой взгляд, социальная значимость имущественного вычета по сравнению с остальными вычетами невелика. Стимул покупать жилье придает тот факт, что часть денег будет возвращена, однако она не поможет покрыть большую часть расходов не только на приобретение, но и на благоустройство жилья. Имущественный вычет на продажу с одной стороны кажется более продуманным, нежели вычет на приобретение, а с другой стороны, если налогоплательщик продает собственность по цене ниже приобретенной, то он за это должен платить налог.

Социальные, профессиональные и стандартные вычеты являются наиболее значимыми для населения в социальном и экономическом плане. Наличие  профессиональных вычетов стимулирует экономическую активность налогоплательщиков, уплачивающих НДФЛ.  Социальные вычеты особенно показывают свою роль как налоговых льгот, когда связаны с оплатой медицинских и образовательных услуг. Хочется сделать уклон на непредвиденность обстоятельств в случае расходов на медицинское обслуживание. Чтобы после болезни встать на ноги, восстановиться и вернуться к прежней жизни, люди обращаются в платные клиники и за рубеж. Стоит это не дешево, а в связи с тем, что в России больше бедных чем богатых, а «средний класс» недостаточно развит, не каждый может позволить себе это, не подорвав свое финансовое положение. На выручку приходят социальные вычеты.

Размеры стандартных налоговых вычетов, установленные Налоговым Кодексом в фиксированном размере, не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, а также не способствуют повышению уровня жизни налогоплательщиков, что приводит к сокрытию части дохода либо уклонению от уплаты налога. Они практически не облегчают налоговую нагрузку налогоплательщика. Увеличение размеров стандартных налоговых вычетов, поспособствует укреплению института семьи как основной ячейки общества. На помощь этой единице общества приходят доходы, не облагаемые налогом, а именно материнский капитал. Само собой, помощь эта не велика, ведь многие семьи не могут позволить себе рождение детей из-за недостаточности средств на их содержание либо ограничиваются рождением одного ребенка, в редких случаях двух. Налоговые льготы НДФЛ должны быть направлены на повышение благосостояния населения. Однако социальная значимость таких налоговых льгот, должна быть основана, прежде всего, на том, что льготы создают дополнительные возможности для реализации принципа социальной справедливости, в связи с чем их существование в настоящий период обоснованно и справедливо. Они в какой-то степени призваны уравнивать в правах все категории налогоплательщиков, облегчая бедным слоям населения налоговую нагрузку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Льготы при налогообложении имущества физических лиц.

 

Налог на имущество физических лиц – местный налог, обращенный на недвижимое имущество физических лиц, находящееся на территории РФ. Налог начисляется в местный бюджет по месту регистрации или нахождения  объекта налогообложения. Налог уплачивается физическими лицами – собственниками имущества, которое признается объектом обложения. Налогом облагаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставка налога зависит от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения:

Суммарная инвентаризационная  
стоимость объектов налогообложения

Ставка налога            

До 300 000 рублей (включительно) 

До 0,1 процента (включительно)       

Свыше 300 000 рублей до 500 000  
рублей (включительно)            

Свыше 0,1 до 0,3 процента            
(включительно)                       

Свыше 500 000 рублей             

Свыше 0,3 до 2,0 процента            
(включительно)                       

Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1 процента от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию.

 

2.1 Освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц.

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР;

- лица:

а) занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

б) имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

в) принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах

- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.[3]

 

2.2 Освобождение от уплаты налога на строения, помещения и сооружения.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

- пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

- гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.

- родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

- со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

- с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

При этом органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками. Информацию о льготах по уплате налога налогоплательщик может получить в налоговом органе по месту нахождения имущества.[3]

 

2.3 Социально-экономическое значение освобождений от уплаты налога на имущество и строения.

 

Предоставление различного рода льгот при налогообложении имущества физических лиц позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев «уходят» от налогообложения доходов, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

Также при сравнении этих двух налогов (с доходов и с имущества) можно заметить

сходство категорий граждан, которые и в первом, и во втором случае могут претендовать на льготы. Так, например, от уплаты налога на имущество освобождаются Герои Советского Союза и Герои России, которые в свою очередь имеют право на предоставления стандартного вычета в размере 500 рублей. Сюда же можно отнести инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, членов семей военнослужащий, потерявших кормильца и т.п. Государство, проводя социальную политику, с помощью налоговых льгот облегчает жизнь определенным гражданам РФ, снижает их налоговую нагрузку.

Так как налог на имущество физических лиц является местным налогом, то налоговые льготы предоставляются по решению органов местного самоуправления. На тех территории, где введены налоговые льготы, являются более привлекательными. Они тем самым дают стимул для экономического и социального развития данной территории, повышают деловую активность.

Хотя экономическое значение имеет скорее сам налог, а вот социально-значимой является налоговая льгота. Она предоставляет право не уплачивать данный вид налога в связи с определенными обстоятельствами, прописанными в Законе РФ от 09.12.1991 N2003-1(ред. от 27.07.2010) «О налоге на имущество физических лиц», и для обеспечения принципа справедливости. Данные освобождения от уплаты налога на имущество и строения уравнивают в правах представленные категории налогоплательщиков с остальными налогоплательщиками, не являющимися освобожденными от этого налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практика предоставления налоговых льгот и их эффективность.

 

3.1 Элементы семейного налогообложения в НДФЛ.

Исследователи полагают, что преждевременно говорить о семейном налогообложении в Российском налоговом праве, так как в действительности этого нет. В настоящее время можно упоминать только об учете семейного положения налогоплательщиков при предоставлении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. Вместе с тем теоретическое правило о налогообложении доходов конкретного налогоплательщика в гл. 23 НК РФ встречаются элементы консолидированного налогообложения доходов «родственных физических лиц», что фактически позволяет утверждать о введении на практике семейного налогообложения. Подтверждением этому является положение одной из базовых статей гл.23 НК РФ - п.5 ст.208: в целях настоящей главы доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и близкими родственниками в соответствии с Семейным Кодексом РФ, за исключение доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

Согласно ст.2 и 14 Семейного Кодекса РФ членами семьи являются родители, супруги и дети, усыновители и усыновленные, близкими родственниками- родственники по прямой восходящей и нисходящей линии. К ним относятся родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Названная норма воспроизведена в п.18.1 ст.217 НК РФ: не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы налогоплательщика, полученные в порядке дарения, если дарить и одаряемый являются членами семьи и близкими родственниками в соответствии Семейного Кодекса РФ.

Информация о работе Социально-экономическое значение льгот при налогообложении доходов и имущества физических лиц