Система налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:10, реферат

Описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.
2.1. Принципы, определяющие функционирование налоговой системы.

2.2. Понятие и устройство налоговой системы.
3. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

Нал. система и система нал. и сб..doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

ПЛАН 
 

1. ВВЕДЕНИЕ

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.                                                                                                               

2.1. Принципы, определяющие  функционирование  налоговой системы. 

2.2. Понятие и устройство налоговой системы.

3. СИСТЕМА НАЛОГОВ  И СБОРОВ.                                                                                    

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 
 
 
 
 
 
 

1. ВВЕДЕНИЕ.                                                                                                      Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.  
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» (введён с 01.01.92) и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной «власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.                                                                                                               

2.1. Принципы, определяющие функционирование налоговой системы.

Организация и  функционирования налоговой системы  подчинена определенным принципам. В частности, выделяются следующие организационные и функциональные принципы:

  - единство  налоговой системы;

  - разграничение полномочий налогооблогающих субъектов;

  - справедливость налогообложения;

  - достаточность  налогообложения;

  - подвижность (эластичность) налогообложения;

  - стабильность  налоговой системы;

  - удобность налогообложения.

Единство  налоговой системы, означает прежде всего единство:

- правовой базы;

- порядка ведения  бухгалтерского (налогового) учета;

- валюты, в которой  должны уплачиваться налоги и  сборы;

- органов, обеспечивающих  налоговый контроль и налоговую  безопасность;

- санкций за  нарушения законодательства о налогах и сборах.

Принцип разграничение полномочий налогооблогающих субъектов предполагает четкое определение пределов их компетенции по установлению и введению налогов (сборов) на своих территориях.

Справедливость означает, при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Достаточность налогообложения означает, обеспечение, в результате взимания налогов, необходимого финансирования публичной власти.

Подвижность (эластичность) налогообложения означает, что налоговая система должна гибко учитывать перемены социально-экономического характера в жизни общества.

Стабильность  налоговой системы противопоставляется предыдущему принципу подвижности налогообложения. В соответствии с ним реформирования налоговой системы должно чередоваться с периодами относительной неизменности условий налогообложения.

Удобность налогообложения означает, что процедура уплаты налогов и сборов должна сопровождаться минимальными издержками для налогоплательщика, т.е., доставлять ему как можно меньше неудобств. 

2.2. Понятие и устройство налоговой системы. 

В действующем  законодательстве понятие налоговой  системы отсутствует, ранее же в  Законе от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах  налоговой системы» налоговая система  определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке. Подобное определение, представляется, слишком узким, так как в нем все сведено к простой совокупности налогов и сборов, взимаемых на территории РФ.

В широком же смысле налоговая система может  быть определена, как основанная на определенных признаках система  урегулированных нормами права  общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и  взиманием налогов и сборов. В  состав этой системы включается не только налоговые платежи, в связи с уплатой которых, возникают указанные отношения, но также налогооблогающие субъекты, т.е. лица, в пользу которых уплачиваются налоги и сборы, налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и многие др. Все эти элементы прибывают в постоянной и неразделимой взаимосвязи.

Существенными условиями налогообложения характеризующими налоговую систему, являются:

* принципы налогообложения;

* порядок установления  и введения налогов;

* система налогов;

* порядок распределения  налоговых поступлений между  бюджетами различных уровней;

* права и обязанности  участников налоговых отношений;

* формы и методы  налогового контроля;

* ответственность  участников налоговых отношений;

* способы защиты  прав участников налоговых отношений.

В России основы налоговой системы закреплены в  Налоговом кодексе РФ.

В структуре  налоговой системы выделяются отдельные обособленные подсистемы (составы). К их числу относятся:

-  состав  налогооблогающих субъектов (налогооблогающий состав);

- система налогов  и сборов;

- состав налогоплательщиков (налогооблагаемый состав);

- система органов  налогового администрирования;

- система органов  обеспечивающих налоговую безопасность.

Налогооблагающий  состав включает в себя субъекты, в пользу которых устанавливаются и взимаются налоги и сборы:

  * Российская  Федерация;

  * 21 республика  в составе РФ 

  * 55 краев  и областей;

  * города  Москва и Санкт-Петербург;

  * автономная  область;

  * 9 автономных  округов и более 30 тыс. муниципальных  образований.

Состав  налогоплательщиков (налогооблагаемый состав)

- это физические  лица и организации.

Противодействие противоправному поведению налогоплательщиков призваны оказывать органы налогового администрирования. В настоящее время система органов налогового администрирования представлена финансовыми, налоговыми и таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов. Они обязаны в первую очередь осуществлять управление в налоговой сфере, а также осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов.

   Основу  системы налогового администрирования  составляют налоговые органы, на долю которых приходится основной объем контролируемых налоговых платежей.

   Налоговые  органы представлены Федеральной  налоговой службой, управлениями  ФНС России по субъектам РФ, межрегиональными инспекциями ФНС  России, инспекциями ФНС России  по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонными инспекциями ФНС России.

Предельная численность  сотрудников центрального аппарата ФНС России установлена в 1,1тыс. единиц, а общая численность налоговых органов – 166 тыс. единиц.

Общая численность таможенных органов определена в 60,7 тыс. единиц, а финансовых органов – 51,8 тыс. единиц.

   Система органов, обеспечивающих налоговую безопасность, включает в себя органы государственной власти, т.е. правоохранительные органы, это органы внутренних дел, органы безопасности, органы прокуратуры и суды.

   Принимая  во внимание место всех составляющих  налоговой системы, следует признать, что основу её всё же составляет  система налогов и сборов, которая в виду её важности будет рассмотрено отдельно. 

3. Система налогов и сборов.                                                                                     В настоящее время система налогов и сборов в Российской Федерации в полной мере отражает её административно-территориальное устройство государства. Ведь именно форма государственного устройства в значительной степени определяет правовое положение составных частей страны, во всяком случае, их компетенцию в части налогообложения. В данном случае имеется ввиду подход, используемый при разграничении компетенции органов центральной, региональной и местной властей в части установления и введения налогов и сборов.

В Российской Федерации  вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):

1) федеральные;

2) региональные (налоги республик, краёв, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга);

3) местные.

Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным относятся, устанавливаемые НК РФ (ст. 13), следующие налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость

2) акцизы;

3) налог на  прибыль (доходы) предприятий и  организаций;

4) налог на  доходы физических лиц;

5) единый социальный  налог;

6) налог на  добычу полезных ископаемых;

7) водный налог; 

8) сборы за  пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов; 

9) государственная  пошлина.

Налог на добавленную стоимость (НДС) уплачивают организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу ( декларанты, их представители). Объектом налога является:               операция по реализации товаров ( работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а так же передача имущественных прав;                                                                                    передача товаров ( выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету ( в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;                                                                                                     выполнение строительно – монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию. В зависимости от того, что именно реализуется, ставка налога может составлять 0,10 или 18%.

Информация о работе Система налогов и сборов