Система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание

Специальные налоговые режимы как способ создания особых условий налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков не являются совершенно новыми в налоговой истории России. Однако только недавно стала применяться впервые форма их комплексного регулирования в обособленном виде в Налоговом кодексе РФ, в статье 18 которого дается перечень специальных налоговых режимов.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 27.94 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Специальные налоговые режимы как способ создания особых условий налогообложения  для отдельных категорий налогоплательщиков не являются совершенно новыми в налоговой  истории России. Однако только недавно  стала применяться впервые форма  их комплексного регулирования в  обособленном виде в Налоговом кодексе  РФ, в статье 18 которого дается перечень специальных налоговых режимов.

Потребность в таких режимах предопределена необходимостью учета в целях  налогообложения специфики отдельных  групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют. В настоящее время существует потребность в адаптации правовых механизмов каждого из специальных  налоговых режимов к реальным условиям налогообложения, выявлении  скрытых дефектов их правового регулирования, уяснении особенностей порядка их реализации.

Факт  установления законодательством о  налогах и сборах специальных  налоговых режимов требует выявления  сущности названных режимов как  обособленных подсистем в рамках общей налоговой системы, решения  проблем их соответствия и непротиворечивости общим принципам налоговой системы  и логике ее построения, в том  числе учета налогового федерализма. Не менее важно и то, что установление государством специальных налоговых  режимов в виде особого порядка  исчисления и уплаты налогов и  сборов требует уточнения перечня  субъектного состава налогоплательщиков, которые используют специальные  налоговые режимы.

Как для  организаций, так и для индивидуальных предпринимателей имеется потребность  в выявлении правовых характеристик  специальных налоговых режимов, в том числе порядка их уплаты в целях выполнения своих налоговых обязанностей. Такая потребность возрастает в силу наличия нерешенных вопросов в регулировании указанных режимов и усложненного порядка их применения.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов  и сборов в течение определенного  периода времени, применяемый в  случаях и в порядке, установленных  законодательством о налогах  и сборах.

В соответствии со статьей 18 НК РФ в данный момент в  Российской Федерации установлены  следующие специальные налоговые  режимы:

1) система  налогообложения для сельскохозяйственных  товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный  налог);

2) упрощенная  система налогообложения; 

3) система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности;

4) система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции - особая система налогообложения, специальный  налоговый режим, применяемый при  выполнении соглашений, которые заключены  в соответствии с Федеральным  законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности.1 Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.

Для применения к таким соглашениям данного  режима необходимо чтобы соглашение отвечало следующим требованиям2:

было  заключено после проведения аукциона на предоставление права пользования  недрами на иных условиях, чем раздел продукции в порядке и на условиях, которые определены п.2 ст.4 указанного ФЗ, и признания аукциона несостоявшимся;

при выполнении соглашений, в которых применяется  порядок раздела продукции, установленный  п.2 ст. 8 ФЗ, доля государства составляет не менее 32 % от общего количества произведённой  продукции;

предусматривается увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения  показателей инвестиционной эффективности  для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются  в соответствии с условиями соглашения.

 

 

Глава 1. Соглашения о разделе продукции  как система налогообложения

 

1.1. Место и роль специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации

 

Наиболее  действенным способом поддержки  малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое  состояние существующих малых предприятий  и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран  показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых  режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.

Анализ  существующих систем налогообложения  малого бизнеса показал, что специальные  налоговые режимы, несомненно, должны способствовать развитию малого предпринимательства  в нашей стране. Однако, по мнению авторов статьи, в них все еще  встречаются спорные моменты, которые  не устраивают налогоплательщиков.

Экономическое развитие большинства стран к  концу XX в. столкнулось с рядом серьезных трудностей, и одним из приоритетных направлений выхода из сложившейся ситуации явилось расширение сферы и масштабов деятельности малого бизнеса во всех формах и видах. Гибкой по структуре и небольшой по размеру компании легче следовать потребительским предпочтениям, производить широкую номенклатуру конкурентоспособных изделий и услуг, использовать современную технику и технологию.3

Необходимость адекватной реакции на изменения  рыночной конъюнктуры, развитие научно-технического прогресса и выход на первый план качественных характеристик продукта обусловили роль малого бизнеса как необходимого элемента экономики любого государства. И реальная поддержка конкурентоспособности малых предприятий может быть реализована лишь через налоговую политику, которая учитывает не только интересы государства, но и отдельного налогоплательщика.

С началом  экономических реформ в России на малое предпринимательство также  возлагалось решение серьезных  экономических и социальных задач. Однако развитие малого бизнеса было сопряжено со сложностями, которые  можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами. Отсутствие системы государственной  поддержки и регулирования малого бизнеса, опыта у руководителей, сложности с получением кредитов и сбытом продукции зачастую становились  непреодолимыми препятствиями на пути процветания малых предприятий, и многие из них достаточно быстро разорялись. Все это привело к  существенному сокращению числа  малых предприятий и преобладанию в их структуре посреднических и  торговых организаций при практическом отсутствии малых предприятий в  производственной сфере.

До начала реформ основное внимание при реализации налоговой политики в Российской Федерации уделялось фискальной функции. Реформирование налогового законодательства, начатое в 1991 г., было направлено на уменьшение избыточной ориентированности  на фискальную функцию, с переориентацией  на функцию стимулирования роста  конкурентоспособности бизнеса, выражающейся в необходимости повышения информированности  налогоплательщиков, их консультирования и воспитания.

Однако  наиболее действенным способом поддержки  малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое  состояние существующих малых предприятий  и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы. Опыт многих зарубежных стран  показывает, что учет специфики малого бизнеса при разработке налоговых режимов позволяет в короткие сроки добиться желаемых результатов.

Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в качестве механизмов реализации фискальной функции выделены, помимо общего, специальные  налоговые режимы.

Общий режим  налогообложения предполагает уплату налогоплательщиками федеральных, региональных и местных налогов. Федеральные налоги действуют на территории всех регионов России, а  региональные — только в тех, где  законодательный орган принял специальный  закон об их введении, устанавливающий  ставки, формы отчетности и сроки  уплаты налогов. Местные налоги вводятся в действие актами местных органов  власти.

Установление  специальных налоговых режимов  в отношении субъектов малого и среднего бизнеса продиктовано необходимостью учета при налогообложении  направления и объема их деятельности.

Специальные налоговые режимы получили распространение  и в ряде стран ближнего зарубежья, таких как Азербайджан, Армения, Беларусь, Таджикистан, Казахстан, Украина  и др.

Использование специальных режимов заменяет уплату нескольких основных налогов, таких  как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество организаций и единого социального налога (ЕСН), уплатой единого налога, размер которого рассчитывается в упрощенном порядке, при этом остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Возможность применения специальных режимов зависит от сферы деятельности налогоплательщика, величины дохода (ст. 346.2, 346.12 НК РФ) и организационно-правовой формы бизнеса.

 

1.2. Правовые основы соглашений о разделе продукции в Российской Федерации

 

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции  определена главой 26.4 НК РФ и относится  к специальному налоговому режиму, которым, согласно статье 18 НК РФ, признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.

При установлении специальных налоговых режимов  элементы налогообложения, а также  налоговые льготы определяются в  порядке, предусмотренном НК РФ.

Используется  этот налоговый режим хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в добывающей промышленности при  освоении месторождений полезных ископаемых.

Существующее  российское законодательство предусматривает  для хозяйствующих субъектов, осуществляющих разработку и освоение месторождений  полезных ископаемых два возможных варианта налогообложения:

·   действующая налоговая система;

·   специальный налоговый режим – соглашение о разделе продукции (далее - СРП).

Освоение  месторождений минерального сырья  на условиях раздела продукции является одним из методов привлечения  крупных долгосрочных иностранных  и отечественных инвестиций в  минерально-сырьевой комплекс.4

В настоящее  время Федеральным законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» установлены правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления иностранных и отечественных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»:

«Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация  предоставляет субъекту предпринимательской  деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном  в соглашении, и на ведение связанных  с этим работ, а инвестор обязуется  провести указанные работы за свой счет и на свой риск».

Соглашение  о разделе продукции определяет все необходимые условия, связанные  с пользованием недрами, в том  числе и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». В свою очередь, условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Сторонами соглашения являются:

·   Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы;

·   инвесторы, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. К инвесторам относятся юридические лица, а также объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица (если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению).

Информация о работе Система налогообложения