Шпаргалка по "Налоги и налогообложение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:52, шпаргалка

Описание

Налог – одно из основных понятий финансов, его следует рассматривать одновременно как экономическое, социальное и политическое явление. Налоги возникают на достаточно высоком уровне развития общества, существует множество определений налогов.

Работа состоит из  1 файл

Ответы к экзамену по Налогам и налогооблажению (Автосохраненный).docx

— 105.50 Кб (Скачать документ)

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы, государственных  внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные  полномочия в сфере налогообложения  принадлежат Счетной палате РФ и  Министерству финансов РФ.

Цели налогового контроля реализуются  путем решения определенных задач:

– обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

– обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

– улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

– проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

– проверки целевого использования налоговых льгот;

– пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование  и распространение информации о  налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в  нарушение положений Конституции  РФ, НК РФ, федеральных законов, а  также в нарушение принципа сохранности  информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую  тайну, аудиторскую тайну.

Формы и виды налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством  процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой  составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые  при осуществлении контрольных  функций.

Форма налогового контроля – это  способ конкретного выражения и  организации контрольных действий.

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый  контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); в других формах, предусмотренных НК РФ.

Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов:

– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

– производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

– осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

– контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

– вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

– создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

По времени  проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Налоговый контроль одновременно выступает  разновидностью и финансовой, и управленческой деятельности государства в налоговой  сфере, поэтому в зависимости  от субъекта выделяют контроль:

– налоговых органов;

– таможенных органов;

– органов государственных внебюджетных фондов.

В зависимости от места проведения выделяют налоговый контроль:

– выездной – в месте расположения налогоплательщика;

– камеральный – по месту нахождения налогового органа.

Налоговый контроль за расходами физического лица

Налоговый контроль за расходами физического  лица осуществляется в случае приобретения им в собственность определенного  имущества. Целью данного государственного контроля является выявление наличия (или отсутствия) соответствия крупных  расходов доходам, полученным гражданином.

Объектом контроля со стороны государства  в лице налоговых органов может  быть приобретение следующего имущества:

– недвижимость, за исключение многолетних насаждений;

– механические транспортные средства;

– акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

– культурные ценности;

– золото в слитках.

Важно отметить, что объектом налогового контроля выступает переход права  собственности относительно названных  объектов, а не соответствие цены имущества  его реальной стоимости.

Законодательство о налогах  и сборах не устанавливает нижнего  предела цены приобретаемого имущества, поэтому основным критерием назначения налоговой проверки по данной ситуации будет несоответствие доходов физического  лица с его расходами за определенный налоговый период.

Основным методом осуществления  налогового контроля за расходами физических лиц является получение налоговыми органами сведений от организаций или  уполномоченных лиц, регистрирующих имущество, сделки с ним, а также права  на это имущество. Гарантией обеспечения  деятельности налоговых органов  по контролю ха расходами физических лиц служит установленная налоговым  законодательством обязанность  регистрирующих органов или лиц  сообщать сведения о регистрации  смены права собственности на подконтрольные объекты имущества.

Полученное требование возлагает  на подконтрольное физическое лицо обязанность  в течение 60 дней представить в  налоговый орган специальную  декларацию, в которой указываются  все источники и размеры средств, израсходованных на приобретение данного  имущества. Цель подачи подобной декларации – документально подтвердить  легальное происхождение денежных средств, израсходованных на приобретение имущества, а также уплату всех налогов, причитающихся с полученных доходов.

Как правило, к представляемой декларации прилагаются копии документом, заверенные в установленном порядке, подтверждающее достоверность указанных сведений.

Последствием установления несоответствия доходов физического лица произведенным  им расходам является начисление с  выявленной разницы налоговой задолженности  по налогу на доходы физических лиц, а  также пени за неуплату этого налога.

При наличии достаточных оснований  физическое лицо, расходы которого не соответствуют его доходам, может  быть привлечен к налоговой ответственности  за непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и  объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов.

Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены в первой части НК РФ.

Они имеют право: 1. получать от налоговых органов по месту  учета бесплатную информацию о действующих  налогах и сборах и законодательстве о налогах и сборах;

2. получать от налоговых  органов и других уполномоченных  государственных органов письменные  разъяснения по вопросам применения  налогового законодательства;

3. использовать налоговые  льготы;

4. получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит;

5. на своевременный зачет  или возврат излишне уплаченных  или изъятых налогов, пени и  штрафов;

6. представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя; 7. представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов,  а также по актам проведенных  налоговых проверок;

8. присутствовать при  проведении выездной налоговой  проверки;

9. получать копии акты  налоговой проверки и решений  налоговых органов;

10. не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов и их должностных лиц;

11. обжаловать акты налоговых  органов и их должностных лиц;

12. требовать соблюдения  налоговой тайны;

13. требовать возмещения  в полном объеме убытков, причиненных  незаконными решениями налоговых  органов или незаконными действиями  их должностных лиц.

Налогоплательщики – организации  и индивидуаль-ные предприниматели  обязаны письменно сообщать в  налоговый орган по месту учета:

1. об открытии или закрытии  счетов в кредитных организациях  – в десятидневный срок со  дня открытия или закрытия;

2. обо всех случаях  участия в российских и иностранных  организациях – не позднее  одного месяца со дня начала  такого участия;

3. обо всех обособленных  подразделениях, созданных на территории  РФ – не позднее 1 месяца  со дня их создания, реорганизации  или ликвидации;

4. об объявлении несостоятельности  (банкротстве), о ликвидации или  реорганизации – не позднее  трех дней со дня принятия  соответствующего решения;

5. об изменении своего  места нахождения или места  жит-ва – не позднее 10 дней  с момента изменения.

Налоговая ответственность  – это ответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения, предусмотренные  в НК:

1. нарушение срока постановки  на налоговый учет;

2. уклонение от постановки  на налоговый учет;

3. нарушение срока сообщения  об открытии или закрытии счета  в банке;

4. непредставление налоговой  декларации;

5. грубое нарушение правил  учета доходов и расходов и  объектов налогообложения;

6. неуплата или неполная  уплата налога;

7. невыполнение налоговым  агентом обязанности по удержанию  или перечислению налога;

8. незаконное воспрепятствование  доступу должностных лиц налоговых,  таможенных органов и государственных  внебюджетных фондов на территорию  или в помещение налогоплательщика;

9. несоблюдение порядка  владения, пользования и распоряжения  имуществом, на которое наложен  арест;

10. непредставление налоговому  органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля. Ответственность за эти нарушения  – штрафы различной величины. Ответственность налогоплательщика  базируется на НК РФ, УК РФ, кодексе по админ правонарушений.

15. Понятие и формы налогового правонарушения

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Понятие налогового правонарушения включает ряд составляющих. Это прежде всего  виновно совершенное деяние. Так, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его  совершившее, сознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало  наступление вредных последствий  таких действий (бездействия).

НК РФ содержит исчерпывающий перечень видов противоправных налоговых  правонарушений (гл. 16 НК РФ). Закрепленное в НК РФ понятие вины не исключает  применения налоговой санкции за совершение по неосторожности налогового правонарушения, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера  своих действий (бездействия) либо вредный  характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных  лиц либо ее представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (ст.110 НК РФ).

Информация о работе Шпаргалка по "Налоги и налогообложение"