Реформирование системы налогобложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение реформирования налоговой системы Республики Казахстан.
Исходя из заданной цели, решены следующие задачи:
рассмотрена сущность и значение реформирования налоговой системы;
дан анализ реформирования налоговой системы в Республике Казахстан
определены основные направления усовершенствования налоговой системы РК..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ 5
1.1 Налоговая реформа и ее закономерности 5
1.2 Сущность и элементы налоговой системы 7
1.3 Зарубежный опыт функционирования налоговых систем 9
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ РЕФОРМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 12
2.1 Анализ этапов налоговых реформ 12
2.2 Анализ стратегии и тактики налоговых реформ 14
2.3 Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет
в 2007-2009 гг. 19
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 25
3.1 Совершенствование налогового администрирования в условиях
кризиса 25
3.2 Приоритеты модернизации налоговой системы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

2030 - реформирование системы налогобложения.doc

— 338.50 Кб (Скачать документ)

     Личный  доход включает: заработную плату, суммы возвращенного налога, стоимость бесплатного жилья, расходы по служебному автомобилю, использованному в личных целях, пенсии, чистый доход от предпринимательской деятельности (исключая затраты и процентный доход).

     Доход от капитала состоит из: чистых процентов, налогооблагаемой прибыли при продаже акций, удерживаемых в собственности более трех лет, дивидендов от зарубежных компаний (в случае, если налог, удержанный в иностранном государстве, меньше датского), сумм арендной платы за жилье, предоставляемое внаем.

     Налогооблагаемый  простой доход – это совокупность личного дохода и дохода от капитала за исключением льгот, вычетов и освобождений.

     Доход от акций включает: налогооблагаемую прибыль от продажи акций, удерживаемых более чем три года, дивиденды, полученные от датских компаний, зарубежных компаний (если причитающийся налог зарубежного государства существенно ниже датского) и некоторые доходы, распределяемые инвестиционными трастами [14, с. 21].

     Подоходный  налог включает в себя государственный, муниципальный и церковный налоги. Средняя ставка муниципального и  церковного налогов в сумме составляет 29,5%. Ставка государственного налога дифференцирована в зависимости от дохода. Если простой налог превышает 134500 датских крон, дополнительно устанавливается налог в размере 5% и 15% - при превышении дохода 243500 датских крон. Предельная ставка подоходного налога составила в 1996 г. – 61%, в 1998 г. – 58% [17, с. 34].

     Взносы  в государственные пенсионные и  страховые фонды также могут  вычитаться из налогооблагаемой базы. Кроме того, налогооблагаемая база может быть уменьшена на суммы  взносов по страхованию по безработице, суммы пожертвований, некоторые  виды транспортных расходов, затраты на воспитание детей и алименты [14, с. 21].

 

      2 Анализ налоговых  реформ в Республике  Казахстан

      2.1 Анализ этапов налоговых реформ 

 

     Из-за отсутствия собственного опыта в  создании налоговой системы Казахстан  в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Республики Казахстан. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.

     Она включала в себя три группы налогов:

    1. общегосударственные;

    2. общеобязательные  местные налоги и сборы;

    3. местные  налоги и сборы.

     Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 году.

     В истории развития налоговой системы  Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц». С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов. 

     Исходя, из того в качестве основных целей  налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:

     Стимулирование  рыночных отношений, а именно:

  1. активная поддержка предпринимательства;
  2. стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность;
  3. подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
  4. создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.

     Достижения  определенной справедливости в налогообложении, а именно:

  1. обеспечение социальной защиты малоимущих;
  2. создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
  3. учет национальных и территориальных интересов государства;
  4. стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.

     В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить ее к мировым стандартам.

     Задачами  второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы  Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г.

     Согласно  Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №440-1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус Закона Республики Казахстан.

     Налоговая система РК в соответствии с вышеуказанным  документом включает в следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи.

     Основной  задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений  между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными  органами и налогоплательщиками. В  целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства. С 1 января 2002 года вводится в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), который был принят 12 июня 2001 года №209-II. 

     Сруктура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших частей:

     1. Общая

     2. Особенная

     3. Налоговое администрирование

     В посткризисный период проведены  и проводятся серьезные реформы  в области налогообложения.

     Принят  и действует Налоговый Кодекс, реформируются прямые и косвенные налоги. Налоговая система приобретает единый комплексный характер, воздействует на все стороны в жизни общества.

     2.2 Анализ стратегии  и тактики налоговых реформ 

 

     С точки зрения науки об управлении, государство, как объект управления ничем не отличается в этом качестве от частной корпорации. Если правильно выбраны цели, известны имеющиеся средства и ресурсы, то остается лишь научиться эффективно применять эти средства и ресурсы.

     Основным  финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления вообще.

     Действующая сейчас в Казахстане налоговая система  не просто выступает тормозом для  инвестиций, но является и одной  из причин - возможно, главной - кризисного состояния экономики.

     Отсюда  можно считать установленным, что: налоговое бремя в РК явно избыточно  и по своим размерам неадекватно  сложившейся в стране социально-экономической  ситуации, собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах  экономического развития.

     Объем совокупных поступлений налога на транспортные средства составляет 17536324,68 тыс. тенге:

     2008 год - 2084151,78 тыс. тенге, в том  числе областного бюджета - 1690483,78 тыс. тенге, местных бюджетов - 393668,0 тыс. тенге;

     2009 год - 5737140,3 тыс. тенге, в том числе государственного бюджета - 4119185,1 тыс. тенге, областного бюджета - 1514000,0 тыс. тенге, местных бюджетов - 103955,2 тыс. тенге;

     Прогноз:

     2010 год - 3797352,8 тыс. тенге, в том  числе государственного бюджета  - 157086,0 тыс. тенге, областного бюджета - 3125007,2 тыс. тенге, местных бюджетов - 515259,6 тыс. тенге;

     2011 год - 2945064,4 тыс. тенге, в том  числе государственного бюджета  - 154891,1 тыс. тенге, областного бюджета  - 2255727,3 тыс. тенге, местных бюджетов - 534446,0 тыс. тенге;

     2012 год - 2972615,4 тыс. тенге, в том  числе государственного бюджета  - 61024,2 тыс. тенге, областного бюджета  - 2389670,8 тыс. тенге, местных бюджетов - 521920,4 тыс. тенге.

     При этом только поддержание автомобильных  дорог общего пользования регионального и местного значения, искусственных сооружений на них, а также улично-дорожной сети населенных пунктов области в нормативном состоянии, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения и искусственных сооружений на них обойдется в 16 872454,68 тыс. тенге.

     Из  них: из государственного бюджета - 4094067,1 тыс., из областного - 10902628,38 тыс., из местных  бюджетов – 1875759,2 тыс. тенге. 

     Таблица 1 – Динамика поступления налога на транспортные средства 

     
Показатели единицы измерения 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
план  факт % вып-я план  план  факт % вып-я план  план  факт % вып-я план 
Транспортный  налог, всего тыс. тенге 167 000 303 414 181,7% 383 000 416 941 108,9% 476 000 608 178 127,8% 645 000 680 000 105,4%
Динамика % 112,5% 204,0% х 126,2% 137,4% х 114,2% 145,9% х 106,1% 111,8% х
Количество  транспортных средств  единиц х 307 727 х х 318 308 х х 343 294 х х 369 335 х
Динамика % х 101,7% х х 103,4% х х x х х 107,6% х
 
 

      Как видно, из года в год на из областного бюджета на эти цели направляется от полутора до двух миллиардов тенге  при том, что транспортного налога с автомобилистов собирается 600-700 млн. тенге. В том числе на средства автомобилистов в период с 2006 по 2008 г.г. в области отремонтировано более 1000 км дорог, а в 2009 – еще около 300

      Динамика  отчислений  по транспортному налогу приведена на рисунке 2.

 

Рис. 1–  Налог на транспортные средства , млн.тенге 

      Из  приведенных данных можно сделать  вывод о том, что увеличение сумм отчислений по налогу связан с увеличением количества автомобилей в 2008 по сравнению с 2007 годом.

     За  отчетный период документальными проверками охвачено 502 хозяйствующих субъекта. Установлены нарушения налогового законодательства в части обложения налогом на транспортные средства у 54 налогоплательщиков, Дополнительно начислено налогов и штрафов на сумму 2441,9 тыс.тенге, поступило в бюджет 1346,3 тыс.тенге.

     На  территории области по состоянию  на 01.01.2010 года действует 2 предприятия, переданные в управление иностранным и отечественным инвесторам, 1 предприятие ликвидировано.

       Из  данных видно, что всего по акцизам  в 2009 году в бюджет поступило 51,6 млрд.тенге, или 94,4% по отношению в 2008 году, неисполнение составило 3,0 млрд.тенге. По акцизам на товары внутреннего производства план исполнение составило 98,2% к 2008 году, или при плане 33,5 млрд.тенге поступления составили 32,9 млрд.тенге.

     Таблица 2 - Налог на транспортные средства с юридических лиц

     (тыс.тенге)

   
2006
 
2007
 
2008
 
2009
Темп роста, % Абсолютное  отклонение, (+;-)
Всего на учете 4025 4121 1594 1610 101,0 16
Док.проверено

Из них  установлено нарушений

1130 

216

931 

174

754 

93

502 

54

66,6 

58,1

-252 

-39

Дополнительно начислено налогов и штрафных санкций  
 
6216,0
 
 
5505,1
 
 
3073,4
 
 
2441,9
 
 
79,4
 
 
-631,5
Взыскано

в бюджет

3494,5 3004,5 2216,8 1346,3 60,7 -870,5

Информация о работе Реформирование системы налогобложения