Проблемы налоговой системы в Ростовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:42, доклад

Описание

Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов региональной социально-экономической политики. За счет них формируется более 80% собственных доходов территориальных бюджетов. В то же время налоговая политика государства недостаточно эффективна, в связи с чем в последние годы принимаются энергичные меры по реформированию налоговой системы.
Выбранная тема является актуальной на сегодняшний день, поскольку налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Содержание

Налоги и способы уплаты……………………………………3
Налоговая база………………………………………………..4
Виды налогов……………………………………………….....5
Региональная налоговая политика……………………………7
Проблемы налогообложения в Ростовской области…………8

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 34.02 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ  НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ДОКЛАД

на тему:

Проблемы налоговой системы  в Ростовской области

 

 

Выполнила студентка

факультета управления группы 414

Сугак Юлия

Научный руководитель

                                                                            Мартыненко Татьяна Васильевна

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону 2012

 

 

 

 

Содержание

  1. Налоги и способы уплаты……………………………………3
  2. Налоговая база………………………………………………..4
  3. Виды налогов……………………………………………….....5
  4. Региональная налоговая политика……………………………7
  5. Проблемы налогообложения в Ростовской области…………8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоги и способы уплаты

Налоги являются одним  из наиболее эффективных инструментов региональной социально-экономической  политики. За счет них формируется  более 80% собственных доходов территориальных  бюджетов. В то же время налоговая  политика государства  недостаточно эффективна, в связи с чем в последние годы принимаются энергичные меры по реформированию налоговой системы.

Выбранная тема является актуальной на сегодняшний день, поскольку налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка. Через  налоги государство может проводить  энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Существуют три способа  уплаты налогов:

1) по декларации, когда налогоплательщик самостоятельно заполняет налоговую форму (декларацию), заявляя о полученном доходе, самостоятельно рассчитывает сумму налога, и уплата налога производится на основе этой декларации (например, в РФ уплата налога на прибыль предприятий);

2) у источника доходов, когда налог удерживается тем, кто производит выплату этого дохода (например, выплачивая дивиденды по акциям, АО удерживает налог на капитал у источника доходов, в результате держатель акции получает дивиденд уже за вычетом этого удержанного налога);

3) кадастровый, при котором налоговая служба ведет учет объектов налогообложения (составляет кадастр) и определяет сумму налога, как правило исходя из физических особенностей того или иного объекта. С определенной долей условности к данному способу уплаты налога в РФ можно отнести налог на имущество физических лиц.

 

 

 

 

Налоговая база

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость  имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Общая налоговая ставка установлена  в размере 2,2 процента. В отношении  имущества отдельных категорий  налогоплательщиков установлены дифференцированные, пониженные налоговые ставки:

• реализующие на территории области инвестиционные проекты;

• расположенные на шахтерских территориях области, признанных территориями приоритетного развития;

• оказывающие услуги газо-, тепло-, водо- и электроснабжения населения и организаций.

Наряду с льготами, предоставленными на федеральном уровне, областным  законодательством о налоге на имущество  организаций введены дополнительные налоговые льготы, в их числе организации  в отношении объектов жилищного  фонда, организации и учреждения, деятельность которых финансируется  из средств областного и (или) местных  бюджетов, средства массовой информации.

Уплата налога осуществляется по месту нахождения имущества и  подлежит зачислению в доход областного бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды налогов

Транспортный  налог Налогом облагаются все транспортные средства, включая автомобили, мотоциклы, самолеты, яхты, моторные лодки, баржи и т.д.

Налоговой базой в зависимости  от типа транспортного средства являются единицы мощности двигателя, силы тяги (для реактивных самолетов) или вместимости (для несамоходных судов).

Предусмотрены льготы на транспортный налог для инвалидов, Героев СССР и Российской Федерации, Героев труда, общественных объединений указанных категорий граждан, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Также имеют льготы государственные предприятия, осуществляющие обслуживание, ремонт и строительство территориальных дорог.

Порядок уплаты налога для  физических лиц и организаций  отличается: организации уплачивают его самостоятельно, ежеквартальными  авансовыми платежами с перерасчетом по итогам года; физические лица на основании  уведомления налоговых органов  до 1 июля уплачивают налог за прошедший  год и авансовый платеж текущего года одновременно.

Также существуют другие налоги ,взносы:

Единый социальный налог,Налог на доходы физических лиц,Единый социальный налог,Налог на имущество физических лиц,Водный налог,Государственная пошлина ,Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов,Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование , Земельный налог.

                                     2009

                                20105

                      млн. руб. 

                  в % к ВРП

          млн. руб. 

 

Доходы 

 

112416,2

 

20,2

 

123192,9

в том числе:

 

налоговые и 

неналоговые доходы

71864,3

12,9

84746,5

из них:

налог на прибыль организаций 

12971,5

2,3

15771,5    2

налог на доходы физических лиц 

30097,7

5,4

32369,6    1

налог на добавленную стоимость 

-

-

-

акцизы 

6074,6

1,1

10470,1       4

налоги на совокупный доход 

4485,8

0,8

5100,1

налоги на имущество 

12401,2

2,2

14071,5    3

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

 

170,4

0,0

193,3  7

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности 

3450,9

0,6

3527,0         5

административные платежи  и сборы 

0,2

0,0

0,2  8

штрафы, санкции, возмещение ущерба

399,0

0,1

485,9              6

безвозмездные перечисления

40552,0

7,3

38446,4

доходы от предпринимательской  и иной, приносящей доход, деятельности1

-

-

-


 

 

 

 

 

 

 

 

Региональная налоговая политика

Региональная налоговая  политика не ограничивается только правовым регулированием. Важной задачей является обеспечение полной и своевременной  уплаты налогов в бюджет, расширение налогооблагаемой базы, увеличение налогового потенциала, поддержка производителей, особенно работающих на потребительский  рынок, существенное усиление налогового стимулирования для инвестиционной активности и инновационной деятельности.

Основными формами поддержки  предприятий из областного бюджета, способствующими созданию правового поля является предоставление:

• бюджетных кредитов;

• налоговых льгот по налогу на прибыль, имущество и земельному налогу в рамках реализации инвестиционных договоров, заключенных между организацией и Администрацией области либо между организацией, Администрацией области и администрацией муниципального образования;

• инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль и региональным налогам;

• государственных гарантий Ростовской области по кредитным заимствованиям;

• субсидирования процентной ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков и лизинговых платежей.

Реализация мероприятий  по совершенствованию законодательства о налогах и сборах за последние  три года позволила существенно  снизить ставки практически по всем основным налогам:

— по налогу на прибыль организаций  — с 35% до 24%;

— по налогу на добавленную  стоимость — с 20% до 18%;

— по единому социальному  налогу — с 35,6% до 26%.

По налогу на доходы физических лиц действует плоская шкала налогообложения — 13%.

 

Проблемы налогообложения  в Ростовской области

 

Наиболее серьезные проблемы — низкий  уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. Несоблюдение налоговых     правил предприятиями и гражданами — тому основная причина. Система  сбора  налогов имеет много  недостатков: привилегии  и  неравные  условия  для  предприятий, несовершенное  законодательство и неоднозначные  подходы при его применении. Неосведомленность  населения о налоговом законодательстве и неоднозначность подходов приводит, подчас, к нарушению законов.

Главная проблема Налогового кодекса Рост.обл-ти,  как представляется, заключается в том, что он не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения.

Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в Рост.области:

— вводимые налоги не подкрепляются  экономико-правовой документацией; нет  ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи  бюджетных интересов и интересов  налогоплательщика;

— понятие цели налога как  инструмента финансового обеспечения  деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирования социальных интересов гражданина осуществляется оп остаточному методу;

— среди функций налогообложения  на первый план выходит 

Причиной такого состояния  налогового законодательства после  десяти лет непрерывных преобразований можно разделить на две группы.

Первая группа — концептуальные причины. В науке налогового права  нет концептуального единства, до сих пор не разработана концепция  правового регулирования финансовой деятельности вообще и налоговой, в  частности. В результате при кодификации  основное внимание уделяется решению  прагматических задач и из поля зрения выпадают иные важнейшие аспекты  налоговых отношений, связанных  с реализацией конституционных  основ развития рынка, принципов  налогово-бюджетного федерализма и  государственного управления экономикой и финансами.

Вторая группа причин несовершенства налогового законодательства связано  с текущими потребностями практики. Налоговое законодательство в рост. области. складывается как равнодействующая борьбы различных общественных и групповых интересов. Некоторые институты налогового законодательства, касающиеся взыскания налогов, развиваются активнее, чем другие. Быстро развиваются институты налоговых проверок и субъективного состава налоговых нарушений. В то же время в сфере правового регулирования мер по защите налогоплательщика наметилось  явное отставание. Такое положение делает неизбежным деятельность по совершенствованию налоговой системы,  ее реформирование, а также дальнейшее развитие правовой основы.

Проводятся мероприятия  по совершенствованию законодательства о налогах и сборах. К основным из них относятся:  снижение ставки на основные налоги: по налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость, по единому социальному налогу; введение плоской шкалы налогообложения на доходы физических лиц — 13%. Все это позволило повысить экономические стимулы для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты.

Хотела бы прочитать статью из Ростовской газеты:

Вопросы собираемости платежей в консолидированный бюджет Ростовской области обсуждались сегодня  на совещании под председательством  вице-губернатора Сергея Горбань.

В настоящее время задолженность  по налогам составляет 3,3 млрд. рублей.

У предприятий есть только три пути: либо уплата налогов, либо реструктуризация задолженности, либо банкротство, отметил вице-губернатор.

Вторая проблема, поднятая на совещании, касалась убыточных предприятий. С 2008 года их количество в Ростовской области увеличилось в 1,5 раза.  Этот вопрос, по мнению Сергея Горбань, должен находиться на постоянном контроле у глав муниципалитетов.

Немало вопросов у областной  администрации накопилось по поводу собираемости земельного налога. Сергей Горбань подчеркнул, что в настоящее  время не оформлены должным образом 159 000 гектаров. В то же время эти  земли эксплуатируются, однако земельный  налог за них не платят.

Информация о работе Проблемы налоговой системы в Ростовской области