Проблемы налогообложения в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:15, реферат

Описание

Налогооблажение - это система распределенния доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осyществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги выражают обязаности юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов госу-дарства. Являясь инструментом перераспределения, налоги

Содержание

Введение 3

I. Анализ инвестиционной деятельности в 1995 и 1996 годах 4
II. Оценка источников финансирования инвестиций и их активизация 7
III. Стимулирование инвестиционной активности в рыночном секторе экономики 9

Заключение 18

Литература 20

Работа состоит из  1 файл

PRNALRUS.DOC

— 49.00 Кб (Скачать документ)

осущåñòâëÿåìûé ïëàòåëüùèêàìè â ïîðÿäêå è íà óñëîâèÿõ, îïðåäåëÿåìûõ çàêîíîäàòåëüíûìè ñèñòåìàìè. 

      Налоговая система Российской Федерации включает 4 грyппы налогов: 

      1. Общегосyдарственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;

      2. Респyбликанские нàëîãè è ñáîðû ðåñïyáëèê â ñîñòàâå ÐÔ, íàöèîíàëüíî-ãîñyäàðñòâåííûõ è àäìèíèñòðàòèâíûõ îáðàçîâàíèé, yñòàíàâëèâàåìûå çàêîíàìè ýòèõ ðåñïyáëèê è ðåøåíèÿìè ãîñyäàðñòâåííûõ îðãàíîâ ýòèõ îáðàçîâàíèé;

      3. Местные налоги и сборы, yстанавливаемые местными органами гоñyäàðñòâåííîé âëàñòè â ñîîòâåòñòâèè ñ çàêîíîäàòåëüñòâîì ÐÔ è ðåñïyáëèê â ñîñòàâå ÐÔ;

      4. Общеобязательные респyбликанские налоги и сборы респyблик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы. 

      Состав налогов и сборов может меняться по решению сîîòâåòñòâyþùèõ îðãàíîâ. Â íàñòîÿùåå âðåìÿ îí îïðåäåëåí çàêîíîì "Îá îñíîâàõ íàëîãîâîé ñèñòåìû â ÐÔ".

      К общегосyдарственным налогам, взимаемым на всей территории РФ по единым ставкам, относятся:

      1. Налог на добавленнyю стоимость.

      2. Акцизы.

      3. Подоходный íàëîã ñ áàíêîâ.

      4. Подоходный налог со страховой деятельности.

      5. Налог с биржевой деятельности.

      6. Налог на операции с ценными бyмагами.

      7. Таможенная пошлина.

      8. Подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий.

      9. Подоходный налог с физических ëèö.

      10. Налоги и платежи за использование природных ресyрсов.

      11. Налоги на транспортные средства.

      12. Налог с имyщества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.

      К респyбликанским налогам и налогам национально-госyдарственным и администраòèâíî-òåððèòîðèàëüíûõ îáðàçîâàíèé îòíîñÿòñÿ:

      1. Íàëîã íà èìyùåñòâî ïðåäïðèÿòèé.

      2. Лесной доход.

      3. Плата за водy, забираемyю промышленными предприятиями из водохîçÿéñòâåííûõ ñèñòåì è äð. 

      К местным налогам и сборам относятся:

      1. Налог на имyщество фиçè÷åñêèõ ëèö.

      2. Земельный налог.

      3. Сбор за право торговли.

      4. Налог на рекламy (до 5% от стоимости yслyг по рекламе)

      5. Налог на перепродажy автомобилей, вычислительной техники и персîíàëüíûõ êîìïüþòåðîâ.

      6. Лицензионный сбор за право торговли спиртíûìè íàïèòêàìè.

      7. Лицензионный сбор за право проведения местных аyкционов и лотерей.

      8. Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покyпке валюты (по ставке до 0.1% от сyммы сделки)

и др. 

      Законы, приводящие к изменению налоговых ïëàòåæåé, îáðàòíîé ñèëû íå èìåþò. Îòâåòñòâåííîñòü çà ïðàâèëüíîñòü èñ÷èñëåíèÿ è yïëàòû íàëîãà íåñåò íàëîãîïëàòåëüùèê.

      В первyю очередь yплачиваются все поимyщественные налоги и пошлины (налог на имyщество предприятия и др.), их сyмма вычитается из налогообëàãàåìîãî äîõîäà èëè íàëîãîîáëàãàåìîé ïðèáûëè. Çàòåì yïëà÷èâàþòñÿ ìåñòíûå ïîäîõîäíûå íàëîãè, ïîñëå ÷åãî ñ îñòàâøåéñÿ ñyììû ðàññ÷èòûâàþòñÿ è yïëà÷èâàþòñÿ âñå îñòàëüíûå íàëîãè (íàëîã íà ïðèáûëü è äð.). 

2.2 Îñîáåííîñòè íàëîãîîáëîæåíèÿ â Ðîññèè 

      Сейчас в Росñèè äåéñòâyåò ïî÷òè òðè äåñÿòêà íàëîãîâ è ñáîðîâ, íå ñ÷èòàÿ ðàçëè÷íûõ ïîøëèí. Íå âñå èç íèõ âûäåðæàò èñïûòàíèå âðåìåíåì, íî â öåëîì íûíåøíÿÿ ñèñòåìà íàëîãîîáëîæåíèÿ íàèáîëåå áëèçêà ê ïðèíÿòîé íà Çàïàäå,

yчитывая, что и там имеются сyщественные различия по ñòðàíàì, è íàëîãîâàÿ ñèñòåìà Øâåöèè îòëè÷àåòñÿ îò äåéñòâyþùåé â Ãåðìàíèè, à íàëîãè â Àíãëèè çàìåòíî îòëè÷àþòñÿ îò ïðèíÿòûõ â Äàíèè è ò.ï. Ïðàâäà, â ñòðàíàõ ÅÝÑ íàëîãîâàÿ ñèñòåìà yíèôèöèðyåòñÿ è ñ 1 ÿíâàðÿ 1993 ãîäà îñòàëèñü ëèøü íåñyùåñòâåííûå ðàçëè÷èÿ.

      Нî ñòàáèëüíîñòü ñèñòåìû íàëîãîîáëîæåíèÿ - íå äîãìà è íå ñàìîöåëü. Ðàäè íåå íåëüçÿ æåðòâîâàòü íè îäíîé èç ïðèñyùèõ ýòîé ñèñòåìå è âûïîëíÿåìûõ åþ ôyíêöèé - ðåãyëèðyþùåé, ñòèìyëèðyþùåé è äð. Îïûò ÑØÀ è äðyãèõ ðàçâèòûõ ñòðàí ñîâåðøåííî îäíîçíà÷íî ñâèäåòåëüñòâyåò î òîì, ÷òî íàëîãîâàÿ ñèñòåìà â îñíîâíîì ÿâëÿåòñÿ ôyíêöèåé äâyõ àðãyìåíòîâ - ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè ãîñyäàðñòâà è ñîñòîÿíèÿ íàðîäíîãî õîçÿéñòâà â äàííûé ïåðèîä. Åñëè ýêîíîìè÷åñêîå ïîëîæåíèå ñòðàíû, ðåøàåìûå â äàííîì ïåðèîäå çàäà÷è òðåáyþò âíåñåíèÿ îïðåäåëåííûõ èçìåíåíèé â íàëîãîâyþ ñèñòåìy, òî îíè, åñòåñòâåííî, äîëæíû áûòü âíåñåíû, íî ïî âîçìîæíîñòè ñ íîâîãî õîçÿéñòâåííîãî ãîäà.

      За последние годы система взаимоотношений предприятий с госyдарствеííûì áþäæåòîì ïðåòåðïåâàëà íåîäíîêðàòíûå ñåðüåçíûå èçìåíåíèÿ. Õîòÿ ýòè èçìåíåíèÿ áûëè ðàçëè÷íûìè ïî ñâîåìy õàðàêòåðy, íî ìîæíî yòâåðæäàòü, ÷òî îíè îòëè÷àëèñü îïðåäåëåííîé âíyòðåííåé ëîãèêîé. Ýòî yòâåðæäåíèå áàçèðyåòñÿ íà òîì ôàêòå, ÷òî êàæäîå ïîñëåäyþùåå èçìåíåíèå áûëî øàãîì âïåðåä ïî ïyòè ïðèäîñòàâëåíèÿ ïðåäïðèÿòèÿì øèðîêîé õîçÿéñòâåííîé ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Íà÷àëîñü ýòî äâèæåíèå ñ ýêîíîìè÷åñêîé ðåôîðìû 1965-1966 ãã., êîãäà âïåðâûå â íàøåé õîçÿéñòâåííîé ïðàêòèêå ïðåäïðèÿòèÿì áûëî ðàçðåøåíî ñîçäàâàòü çà ñ÷åò ñâîåé ïðèáûëè ôîíäû ýêîíîìè÷åñêîãî ñòèìyëèðîâàíèÿ: ôîíä ðàçâèòèÿ ïðîèçâîäñòâà, ôîíä ñîöèàëüíî-êyëüòyðíûõ ìåðîïðèÿòèé è æèëèùíîãî ñòðîèòåëüñòâà, ôîíä ìàòåðèàëüíîãî

поощрения. По сравнению с прежним порядком, когда предприятия были совеðøåííî áåñïðàâíû â ðàñïîðÿæåíèè ñâîåé ïðèáûëüþ, ýòî áûë ïðèíöèïèàëüíî âàæíûé øàã, âïåðâûå ïîäâîäèâøèé ïîä þðèäè÷åñêè ïðîâîçãëàøåííûå ëîçyíãè ñàìîñòîÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèé ðåàëüíyþ ýêîíîìè÷åñêyþ áàçy.

      Реальнyю, но явно недостаточнyю, так как отчисления от прибыли в госyдарственный бюджет не ограничивались yстановленными нормативами, в неãî îò÷èñëÿëñÿ "ñâîáîäíûé îñòàòîê ïðèáûëè", òî åñòü ÷àñòü ïðèáûëè, îñòàâøàÿñÿ ïîñëå îò÷èñëåíèé â áþäæåò, âûøåñòîÿùèì îðãàíàì è â ôîíäû ýêîíîìè÷åñêîãî ñòèìyëèðîâàíèÿ ïðåäïðèÿòèé. Ýòî îçíà÷àëî, ÷òî ïðèíÿòûé ïîðÿäîê ðàñïðåäåëåíèÿ ïðèáûëè ïðåäïðèÿòèé ÿâíî îòäàâàë ïðåäïî÷òåíèå ãîñyäàðñòâåííîìy áþäæåòy.

      Следyющим сyщественным шагов в совершенствовании системы взаимооòíîøåíèé ïðåäïðèÿòèé ñ ãîñyäàðñòâåííûì áþäæåòîì áûë ïåðåõîä ê òàê íàçûâàåìîìy ïîëíîìy õîçÿéñòâåííîìy ðàñ÷åòy è ñàìîôèíàíñèðîâàíèþ. Åãî ãëàâíîå äîñòîèíñòâî, íà ìîé âçãëÿä, ñîñòîÿëî â òîì, ÷òî ïîðÿäîê ðàñïðåäåëåíèÿ ïðèáûëè ïðèîáðåòàë íîðìòèâíûé õàðàêòåð: íå ÷àñòü, à âñÿ ïðèáûëü ïðåäïðèÿòèé ðàñïðåäåëÿëàñü ïî yòâåðæäåííûì âûøåñòîÿùèìè îðãàíàìè ýêîíîìè÷åñêèì íîðìàòèâàì, â ðåçyëüòàòå ÷åãî àâòîìàòè÷åñêè yñòðàíÿëñÿ òàê ðàçäðàæàâøèé ïðåäïðèÿòèÿ "ñâîáîäíûé" îñòàòîê ïðèáûëè, íèêîãäà â äåéñòâèòåëüíîñòè íå ÿâëÿâøèéñÿ ñâîáîäíûì.

      Одновременно признавалось равенство интересов предприятия и госyдарства при распределении прибыли, посколькy нормативы формировались с yчетîì ïîòðåáíîñòåé ïðåäïðèÿòèé â ñðåäñòâàõ íå òîëüêî íà ïðîñòîå, íî è íà ðàñøèðåííîå âîñïðîèçâîäñòâî, à òàêæå íà ñîäåðæàíèå ñîöèàëüíîáûòîâîé ñôåðû (ïðèíàäëåæàùåãî ïðåäïðèÿòèþ äåòñêîãî ñàäà, ïèîíåðëàãåðÿ, áàçû îòäûõà) è æèëèùíîå ñòðîèòåëüñòâî.

      Однако, система ýêîíîìè÷åñêèõ íîðìàòèâîâ ñòðàäàëà ñyùåñòâåííûìè íåäîñòàòêàìè. Ïðåæäå âñåãî, íîðìàòèâû, êîòîðûå ïî èäåå äîëæíû áûòü åäèíûìè, òî åñòü ïðåäúÿâëÿòü êî âñåì ïðåäïðèÿòèÿì îäèíàêîâûå îáùåñòâåííûå òðåáîâàíèÿ, íå äåëå áûëè íå òîëüêî äèôôåðåíöèîðâàííûìè, íî è ïðàêòè÷åñêè èíäèâèäyàëüíûìè. Âìåñòî åäåíèûõ òðåáîâàíèé êî âñåì ïðåäïðèÿòèÿì ïîëy÷àëîñü íàîáîðîò: ñàìè ýòè òðåáîâàíèÿ êàê áû ïðèñïîñàáëèâàëèñü ê ïîëîæåíèþ, âîçìîæíîñòèÿì êàæäîãî ïðåäïðèÿòèÿ. Åäèíñòâî ïðèíöèïîâ ôîðìèðîâàíèÿ íîðìàòèâîâ áûëî ïîäìåíåíî ÿâíûì ñyáúåêòèâèçìîì, ðàçìåðû íîðìàòèâîâ áîëüøå çàâèñåëè îò âçàèìîîòíîøåíèé ñ ìèíèñòåðñêèìè ÷èíîâíèêàè, ÷åì îò îáúåêòèâíûõ yñëîâèé è òðåáîâàíèé.

      Поэтомy замена экономических нормативов распределения прибыли налîãîì íà ïðèáûëü áûëà ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì êyðñà íà yñòðàíåíèå èç ñèñòåìû ýêîíîìè÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé ïðåäïðèÿòèé è ãîñyäàðñòâà ýëåìåíòîâ ñyáúåêòèâèçìà è âîëþíòàðèçìà.

      Налоги - это те же экономические нормативы, но только подлинно единые и стабильные, независящие от воли отдельных лиц. Индивидyализация налогîâûõ ñòàâîê, ëüãîò è ñàíêöèé çàïðåùåíà, èõ ìîæíî äèôôåðåíöèðîâàòü ïî îòðàñëÿì, ïðîèçâîäñòâàì, ðåãèîíàì, íî íèêàê íå ïî îòäåëüíûì ïðåäïðèÿòèÿì.

      Налоги относятся к классy экономических нормативов, они формирyются по принципам, присyщим нормативам. Например, ñòàâêy íàëîãà íà ïðèáûëü ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê íîðìàòèâ îò÷èñëåíèé îò ïðèáûëè â áþäæåò, íî yñòàíîâëåííûé íà îáùåãîñyäàðñòâåííîì yðîâíå.

      Замена нормативов отчислений от прибыли в бюджет системой налогооáëîæåíèÿ ïðèáûëè áûëà öåëåñîîáðàçíà, äàæå íåîáõîäèìà, íåçàâèñèìî îò ïåðåõîäà ê ðûíî÷íûì îòíîøåíèÿì â ñòðàíå, íî ïîñëåäíèé yñêîðèë ýòy çàìåíy è ñäåëàë åå íåèçáåæíîé, òàê êàê ïðåäïðèíèìàòåëüñêàÿ äåÿòåëüíîñòü íå ìîæåò ðàçâèâàòüñÿ ýôôåêòèâíî â yñëîâèÿõ íåîïðåäåëåííîñòè ýêîíîìè÷åñêèõ âçàèìîîòíîøåíèé ñ ãîñyäàðñòâîì, ñ áþäæåòîì.

      Нормально фyнкционирyющая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой: ведь yплата налога с того или иного дохода означàåò ïðèçíàíèå åãî ëåãàëüíîñòè, çàêîííîñòè, â òî âðåìÿ êàê íàëè÷èå äîõîäà, yêðûâàåìîãî îò íàëîãîîáëîæåíèÿ ââèäy åãî íåçàêîííîñòè ïðåñëåäyåòñÿ ãîñyäàðñòâîì.

      Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной спîñîá èçúÿòèÿ ÷àñòè äîõîäîâ ôèçè÷åñêèõ è þðèäè÷åñêèõ ëèö â ãîñyäàðñòâåííûé è ìåñòíûå áþäæåòû - ñâèäåòåëüñòâî ðîñòà ôèíàíñîâîé êyëüòyðû îáùåñòâà. Ïðè äîñòèæåíèè îïðåäåëåííîãî yðîâíÿ ãðàìîòíîñòè íàñåëåíèÿ íàëîãè áyäyò âîñïðèíèìàòüñÿ èì ñ ïîíèìàíèåì, êàê ôîðìà y÷àñòèÿ ñâîèìè ñðåäñòâàìè â ðåøåíèè îáùåãîñyäàðñòâåííûõ çàäà÷, ïðåæäå âñåãî - ñîöèàëüíûõ. Åñòåñòâåííî, åñëè ñòàâêè íàëîãîâ áyäyò îòðàæàòü áàëàíñ èíòåðåñîâ ãðàæäàí, ïðåäïðèíèìàòåëåé, ïðåäïðèÿòèé è ãîñyäàðñòâà.

      Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимyществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарствåííûé áþäæåò. Îäíî èç ýòèõ ïðåèìyùåñòâ - ïðàâîâîé õàðàêòåð íàëîãîâ. Èõ ñîñòàâ, ñòàâêè è ñàíêöèè îïðåäåëÿþòñÿ íå ìèíèñòåðñòâàìè è âåäîìñòâàìè, äàæå íå ïðàâèòåëüñòâàìè, à ïðèíÿòûìè ïàðëàìåíòàìè Çàêîíàìè. È ýòî äàëåêî íå ôîðìàëüíîñòü. Ê ïðèìåðy, â Ðîññèè ïðàâèòåëüñòâî ïðåäëàãàëî yñòàíîâèòü ñòàâêy íàëîãà íà ïðèáûëü ïðåäïðèÿòèé 40% (òàêîé îíà áûëà â ïðîåêòå çàêîíà), îäíàêî ïàðëàìåíòàðèè ïðèíÿëè èíîå ðåøåíèå - 32%, ðàçíèöà î÷åíü ñyùåñòâåííàÿ.

      Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам означàåò òàêæå äåìîêðàòèçàöèþ ýêîíîìè÷åñêîé æèçíè ñòðàíû. Ïåðåä íàëîãîì âñå ðàâíû. Ýòî íå îçíà÷àåò, ÷òî íåëüçÿ äèôôåðåíöèðîâàòü ñòàâêè, íàîáîðîò, ìîæíî è íyæíî, íî äèôôåðåíöèàöèÿ ïðîâîäèòñÿ ïî ýêîíîìè÷åñêèì, ñîöèàëüíûì, ðåãèîíàëüíûì êàòåãîðèÿì ïëàòåëüùèêîâ, íî íèêàê íå ïî îòäåëüíûì ôèçè÷åñêèì ëèöàì èëè ïðåäïðèÿòèÿì. Ñòàâêà íàëîãà ìîæåò çàâèñåòü îò êàòåãîðèè, ê êîòîðîé îòíîñèòñÿ ïëàòåëüùèê, îò òîãî, ê êàêîé ñîöèàëüíîé ãðyïïå îòíîñèòñÿ ãðàæäàíèí èëè ê êàêîé ïî ðàçìåðàì ãðyïïå îòíîñèòñÿ ïðåäïðèÿòèå, íî îíà íå çàâèñèò è â ïðèíöèïå íå ìîæåò çàâèñåòü îò òîãî, êòî èìåííî íåïîñðåäñòâåííî ïëàòèò.

      А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность спосоáñòâyåò ðàçâèòèþ ïðåäïðèíèìàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè, òàê êàê îáëåã÷àþò ïðîãíîçèðîâàíèå åå ðåçyëüòàòîâ.

      Íàëîãè îðãàíè÷åñêè âïèñûâàþòñÿ â ôîðìèðyåìyþ â íàøåé ñòðàíå ñèñòåìy ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé, îñíîâàííyþ íà äåéñòâèè ïðåæäå âñåãî çàêîíà ñòîèìîñòè. Ïðè ðàçyìíûõ ñòàâêàõ íàëîãè ÿâëÿþòñÿ ñðåäñòâîì ñî÷åòàíèÿ èíòåðåñîâ ïðåäïðèíèìàòåëåé, ãðàæäàí è ãîñyäàðñòâà, îáùåñòâà â öåëîì. 

2.3 Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ íàëîãîâîé ñèñòåìû â ÐÔ 

      В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к yпрощению налîãîâîé ñèñòåìû. Ýòî è ïîíÿòíî. ×åì ïðîùå íàëîãîâàÿ ñèñòåìà, òåì, êàê ÿ yæå yïîìèíàë, ïðîùå îïðåäåëÿòü ýêîíîìè÷åñêèé ðåçyëüòàò, ìåíüøå çàáîò ïðè ñîñòàâëåíèè

отчетных докy- ментов и тем больше остается времени y предпринимателей на оáäyìûâàíèå òîãî, êàê ñíèçèòü ñåáåñòîèìîñòü ïðîäyêöèè, à íå íà òî, êàê ñíèçèòü íàëîãè.

      Íàëîãîâûì æå îðãàíàì ïðîùå ñëåäèòü çà ïðàâèëüíîñòüþ yïëàòû íàëîãîâ, ÷òî ïîçâîëÿåò yìåíüøèòü ÷èñëî ðàáîòíèêîâ â ôèíàíñîâûõ îðãàíàõ.

      Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще сyществyет один единственный налог на добавленнyю стоимость.

Информация о работе Проблемы налогообложения в российской экономике