Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:54, реферат

Описание

Камеральные налоговые проверки в большинстве налоговых органов осуществлялись по временным методическим рекомендациям по различным видам налогов, разработанными, в том числе и региональными инспекциями. Рекомендации предлагали арифметическую сверку отдельных показателей представленных расчетов, взаимоувязку их с бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах, проверку своевременности и правильности оформления расчетов (налоговых деклараций).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок
1.1 Понятие и сущность камеральных налоговых проверок 4
1.2 Методы проведения камеральных налоговых проверок 10
1.3 Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок 17
Глава 2. Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок 22
Заключение 25
Список используемых источников 27

Работа состоит из  1 файл

дима.docx

— 45.70 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение                     3

Глава 1. Теоретические основы организации  и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок

1.1 Понятие и сущность камеральных налоговых проверок   4

1.2 Методы проведения камеральных налоговых проверок          10

1.3 Порядок и сроки проведения камеральных налоговых проверок         17

Глава 2. Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок          22

Заключение                  25

Список  используемых источников               27

 

Введение

     Правовой  институт налогового контроля еще только складывается. До введения в действие части первой НК РФ его нормативный  механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговых  проверок и оформления их результатов  регулировались инструкциями и информационными  письмами Госналогслужбы РФ. Все это  приводило к многочисленным спорам между налогоплательщиками и  налоговыми органами. Нормативная база для проведения подсистемой камеральных проверок содержалась в Законе РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.91 г., согласно которому налоговые органы имели право проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках. Такая формулировка подразумевала проведение камеральных проверок.

     Камеральные налоговые проверки в большинстве  налоговых органов осуществлялись по временным методическим рекомендациям  по различным видам налогов, разработанными, в том числе и региональными  инспекциями. Рекомендации предлагали арифметическую сверку отдельных показателей  представленных расчетов, взаимоувязку их с бухгалтерским балансом, отчетом  о финансовых результатах, проверку своевременности и правильности оформления расчетов (налоговых деклараций).

     Охват налогоплательщиков камеральными налоговыми проверками составляет почти 100 процентов, при этом камеральная проверка легче  поддается автоматизации, что позволяет  проводить внутридокументарный  контроль показателей налоговой  отчетности.

     Таким образом, актуальность темы объясняется  тем, что камеральная налоговая  проверка является приоритетной и всеобъемлющей  формой налогового контроля, имеющая  высокую степень эффективности.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДСИСТЕМОЙ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

    1.1 Понятие и сущность  камеральных налоговых  проверок

 

     Налоговая проверка является основной формой налогового контроля. Налоговую проверку можно  определить как совокупность контрольных  действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками  и налоговыми агентами. Налоговые  органы вправе проверять любые организации  независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы  собственности, ведомственной подчиненности  и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения  к ответственности.

     Согласно  ст. 82 НК налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции  посредством налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и  отчетности, осмотра помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

     Контрольные мероприятия затрагивают права  и свободы человека. Поэтому все  аспекты налогового контроля (задачи, компетенция, сроки, предмет, формы  и методы финансового контроля и  т.д.) облекаются в правовую, можно  даже сказать, процессуальную форму.

     Законодательного  закрепления определения камеральных  проверок как отдельного понятия  не было вплоть до принятия НК РФ, который  и является в настоящее время  главным законодательным актом, определяющим порядок их проведения.

     По  месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и  выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время как выездная - по месту  нахождения проверяемого лица, то есть на его территории. Если в ходе камеральной  проверки возникает необходимость  произвести контрольные мероприятия  по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выездную налоговую  проверку; проведение таких мероприятий  в рамках камеральной проверки недопустимо.

     Согласно  первого абзаца статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации субъектами проверки являются следующие категории  налогоплательщиков:

     - Организации;

     - Физические лица;

     - Физические лица, зарегистрированные  в качестве индивидуальных

     предпринимателей  без образования юридического лица.

       Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

     Объектами проверки являются в соответствии с  первым абзацем статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые  декларации и документы, предоставленные  налогоплательщиком и служащие основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о  деятельности налогоплательщика, имеющиеся  у налогового органа. Необходимо заметить, что указанные документы должны быть в наличии у налоговых  органов, следовательно, действия налоговых  органов по проверке деятельности налогоплательщика на основании лишь сведений налоговой проверкой назвать нельзя. Они являются действиями по сбору информации и не влекут прав и обязанностей, возникающих при проведении проверки.

     В п. 2 ст. 87 НК РФ установлено, что целью  камеральной и выездной налоговых  проверок является контроль за соблюдением  налогоплательщиками, плательщиками  сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Таким образом, в соответствии с новыми правилами, введенными в действие Федеральным  законом N 137-ФЗ, для всех видов налоговых  проверок установлена единая цель - контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и  сборах.

     В первом абзаце статьи 88 Налогового кодекса  Российской Федерации сообщается, что  камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности-налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

       Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках, в деятельности которых возможны налоговые правонарушения. Такие налогоплательщики впоследствии будут подвергнуты выездной налоговой проверке.

     Проблема  практики применения судами положений, касающихся в целом порядка истребования налоговыми органами и представления  налогоплательщиками документов в  ходе камеральных налоговых проверок, рассматривалась многими специалистами.

     Поправки, внесенные Федеральным законом N 137-ФЗ в ст. 88 НК РФ, решили эту задачу, существенным образом изменив подход к этой процедуре, - согласно общему правилу, закрепленному в п. 7 ст. 88 НК РФ (в новой редакции), при  проведении камеральной налоговой  проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких  документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

     Помимо  этого, необходимо отметить, что в  настоящее время, в отличие от ранее действующего порядка, представление  документов, подтверждающих достоверность  данных, внесенных в налоговую  декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика, т.е. согласно п. 4 ст. 88 НК РФ (в новой  редакции) прописана норма, в соответствии с которой налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения  относительно выявленных ошибок в налоговой  декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися  в представленных документах, вправе дополнительно представить в  налоговый орган выписки из регистров  налогового и (или) бухгалтерского учета  и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных  в налоговую декларацию (расчет).

     Таким образом, если руководствоваться данными  изменениями, по общему правилу у  налогоплательщика нет обязанности, а у налогового органа нет права  требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, что в значительной степени ограничивает круг вопросов, подлежащих камеральной  налоговой проверке.

     Но  из общего правила есть исключения, предусмотренные ст. 88 НК РФ и распространяющиеся на следующие случаи:

     - при проведении камеральных налоговых  проверок налоговые органы вправе  истребовать в установленном  порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);

     - при подаче налоговой декларации  по налогу на добавленную стоимость,  в которой заявлено право на  возмещение налога, налоговый орган  вправе истребовать у налогоплательщика  не только документы, обязанность  по представлению которых одновременно  с налоговой декларацией прописана  в законе, но и другие документы,  подтверждающие в соответствии  со ст. 172 НК РФ правомерность  применения налоговых вычетов  (п. 8 ст. 88 НК РФ);

     - при проведении камеральной налоговой  проверки по налогам, связанным  с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо  документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика  иные документы, являющиеся основанием  для исчисления и уплаты налогов  (п. 9 ст. 88 НК РФ).

     Очевидны  преимущества новой редакции ст. 88 НК РФ по сравнению с предыдущей, поскольку  введенные Федеральным законом N 137-ФЗ ограничения по истребованию документов у проверяемых лиц не ущемляют интересов налоговых органов, а  соответствуют приоритетным направлениям налогового контроля. При этом они  призваны лишь оградить налогоплательщиков от возможного произвола со стороны  сотрудников налоговых органов  по неоправданному и необоснованному  истребованию необъятного количества документов, что в значительной степени  способствует нормальному обеспечению  защиты прав и законных интересов  налогоплательщиков и устранению ненужных конфликтных ситуаций.

     Налоговым законодательством установлен период в деятельности налогоплательщиков, который может быть предметом  камеральных налоговых проверок. Он включает три календарных года, предшествовавших году проведения проверки. Налогоплательщики обязаны в  течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов.

     Должны  также сохраняться документы, подтверждающие получение доходов, произведенные  расходы и уплату (удержание) налогов. В исключительных случаях налоговые  органы могут затребовать документы, касающиеся налоговой проверки, за периоды, ею не охваченные.

Информация о работе Проблемы и перспективы совершенствования организации и проведения подсистемой камеральных налоговых проверок