Права и обязанности налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание

Учет финансовых вложений Долгосрочные инвестиции Вложения в ценные бумаги других фирм, которые делаются без учета текущих задач фирмы, обычно классифицируются и учитываются в зависимости от целей приобретения ценных бумаг и взаимосвязи с инвестируемой фирмой. Инвестиции с целью контроля деятельности другой фирмы (когда приобретается более 50% голосующих акций) должны быть включены в консолидированную отчетность.

Содержание

Введение
Глава 1 Права и обязанности налогоплательщиков
1.1 Налогоплательщики как субъекты налоговых правоотношений
1.2 Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации
Глава 2 Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства
2.1 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
2.1 Проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей налогоплательщиков
Заключение
Список используемых источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Права,обязанности и ответственность налогоплательщиков_проблемы их реализации.docx

— 67.56 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение

Глава 1 Права и обязанности налогоплательщиков

    1. Налогоплательщики как субъекты налоговых правоотношений
    2. Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации

Глава 2 Ответственность  налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

2.1 Налоговые правонарушения  и ответственность за их совершение

2.1 Проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей налогоплательщиков

Заключение

Список используемых источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Права и  обязанности налогоплательщиков

    1. Налогоплательщики как субъекты налоговых правоотношений

Согласно статье 19 НК РФ (Налоговый Кодекс Российской Федерации далее НК РФ) «Налогоплательщики и плательщики сборов», налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном  НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статья 19 НК РФ не дает определение, но указывает на тех лиц, которые  признаются на сегодняшний день налогоплательщиками. Таковыми являются физические лица и  организации. При этом организации  и физические лица раскрываются в  пункте 2 статьи 11 НК РФ «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе», согласно которой:

- организациями признаются  юридические лица, образованные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, а также  иностранные юридические лица, компании  и другие корпоративные образования,  обладающие гражданской правоспособностью,  созданные в соответствии с  законодательством иностранных  государств, международные организации,  филиалы и представительства  указанных иностранных лиц и  международных организаций, созданные  на территории Российской Федерации  (далее - иностранные организации);

- физические лица - граждане  Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

Такая категория физических лиц, как индивидуальный предприниматель, выделяется законодательством, как  особая категория плательщиков. В  статье 11 НК РФ под индивидуальными  предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Для целей налогообложения, то есть исключительно в рамках налоговых  отношений к индивидуальным предпринимателям приравниваются также частные нотариусы, частные охранники и частные  детективы. Это лица, которые должны иметь лицензию на осуществление  этих видов деятельности, деятельность которых не признается предпринимательской  по действующему законодательству. Поэтому  в данном случае НК РФ толкует расширительно понятие индивидуального предпринимателя, но это опять, же исключительно в рамках налоговых отношений. И проявляется это в том, что они уплачивают налог в особом порядке, на основании поданной декларации, постановки на учет, авансовым образом, не как остальные физические лица.

Кроме этих трех категорий  лиц, которые являются приравненными, в части 2 НК РФ всплывает еще одна категория - адвокаты (именно в социальном налоге), как отдельная самостоятельная  категория, которые в части 1 НК РФ не приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Кроме того для целей налогообложения физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но которые не зарегистрированы в качестве таковых, не имеют права ссылаться на то, что они не индивидуальные предприниматели в гражданских правоотношениях, согласно Гражданскому Кодексу РФ.

Также законодательство выделяет среди физических лиц резидентов и нерезидентов. Резидентами, согласно п. 2 ст. 207 гл. 23 НК РФ, являются физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном  году. Важно обратить внимание, что  речь идет не о гражданах РФ, а  о физических лицах, поэтому резидентами  могут оказаться как граждане Российской Федерации, так и иностранные  граждане, так и лица без гражданства, если они проживают требуемое  количество дней на территории РФ. Нерезидентами  являются физические лица, столь долго  не проживающие на территории РФ. Поэтому  нерезидентами могут оказаться  и российские граждане. И резиденты, и нерезиденты являются плательщицами. А выделение этих двух категорий обусловлено только тем, что законодательство определяет особый порядок уплаты ими налогов. В данном случае речь идет о разнице в объектах налогообложения. Резиденты уплачивают налог со всех доходов, а нерезиденты - только с тех доходов, которые получены на территории РФ.

Организация как налогоплательщик определяется статьей 11 НК РФ, как юридическое  лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. И далее они именуются  как российские организации, и они же понимаются как резиденты-организации. Надо обратить внимание, что состав уставного капитала значения не имеет: это может быть российский капитал, это может быть иностранный капитал, это может быть совместное предприятие, но важен факт образования в соответствии с законодательством РФ.

К организациям, кроме российских, относятся и иностранные организации, которые могут быть иностранными юридическими лицами, а могут не быть юридическими лицами, если в национальном праве предусмотрена возможность  существования хозяйствующего субъекта без юридического лица. Это могут  быть компании и другие корпоративные  образования, обладающие гражданской  правоспособностью и созданные  в соответствии с законодательством  иностранного государства, в том  числе личные компании или полные товарищества в ряде иностранных  государств не являются юридическими лицами, однако с точки зрения нашего законодателя они приравниваются именно к иностранным организациям.

Кроме того, к иностранным  организациям относятся международные  организации, а также филиалы  и представительства всех вышеперечисленных  организаций, то есть иностранных юридических  лиц, корпораций, компаний, международных  организаций. На сегодняшний день это  единственный случай, когда филиал или представительство признается налогоплательщиком и приравнивается к организации. Речь идет только об иностранных организациях.

В отношении российских организаций  ни филиалы, ни представительства налогоплательщиками  не признаются. Но вместе с тем в  той же статье 19 НК РФ предусмотрено, что на них возложена обязанность по уплате налогов и сборов за организацию или от имени организации по месту нахождения этих филиалов или иных обособленных подразделений.

    1. Права и обязанности налогоплательщиков в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации

В Налоговом кодексе РФ закреплены права и обязанности  налогоплательщика, определяющие по существу все его возможные действия, осуществляемые в рамках налоговых правоотношений. В соответствии с п. 1 ст. 21 НК РФ «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» у налогоплательщиков и плательщиков сборов существует 15 прав. Однако число таких прав не ограничивается ст. 21 НК РФ. Так, в п. 2 этой статьи определено, что налогоплательщики (а на основании п. 3 ст. 21 НК РФ и плательщики сборов) имеют также иные права, установленные Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики и плательщики  сборов имеют право получать от налоговых  органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах  и сборах, законодательстве о налогах  и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах  и сборах, а также о правах и  обязанностях налогоплательщиков, полномочиях  налоговых органов и  их должностных  лиц. Таким образом, налогоплательщик может получать информацию как в  устном, так и в письменном виде.

В соответствии с п. 3.2 Положения «Об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов» от 5 мая 1999 г. N ГБ-3-15 (далее Положение) днем подачи письменного запроса (в том числе отправленного почтой) считается дата регистрации его налоговым органом. И хотя направление запроса в налоговый орган – дело сугубо добровольное, в некоторых случаях отправка письменного запроса все же может быть привязана к срокам, установленным в Налоговом кодексе РФ в обязательном порядке.

Согласно п. 3.4 Положения  налоговый орган вправе не рассматривать  запрос, не соответствующий следующим  требованиям:

  • наличие подробной информации, о его предмете;
  • должны быть приложены все имеющиеся у налогоплательщика документы, относящиеся к запросу, а также материалы, позволяющие идентифицировать предмет запроса;
  • наличие подписи физического лица, руководителя или иного уполномоченного лица организации с указанием фамилии, имени, отчества (в отношении руководителя или иного уполномоченного лица) и данных о месте жительства (прописки) физического лица или месте нахождения организации.

Пунктом 3.5 Положения установлены  основания, по которым налоговый  орган вправе оставить запрос налогоплательщика  без ответа. Так, в случае не предоставления налогоплательщиком или его уполномоченным представителем информации, документов и материалов, предусмотренных п. 3.3 Положения, либо если информация, документы  и материалы предоставлены не полностью, то налоговый орган уведомляет о том, какая информация, документы  и материалы необходимы для рассмотрения вопроса. В противном случае налоговый  орган вправе оставить запрос без  ответа.

Согласно п. 3.6 Положения  запрос подлежит рассмотрению не позднее  чем в месячный срок со дня его  получения. При необходимости срок рассмотрения запроса может быть продлен, но не более чем на месяц. В рассматриваемом Положении  не прописаны мотивы и процедура  продления срока рассмотрения запросов налоговым органом.

В соответствии с п. 3.7 Положения  ответ на запрос дается в письменном виде. При этом в качестве письменного  ответа рассматриваются также телефонограммы и иные сообщения, передаваемые с  использованием подобных видов связи.

В соответствии с п. 3.9 Положения  ответы на письменные запросы налогоплательщиков предоставляются бесплатно. Рассмотрение жалоб налогоплательщиков на неправомерные действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц осуществляется налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 3.10 Положения).

Право на льготы. Налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Важным условием для установления льготы является положение ч. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ, в соответствии с которым  нормы законодательства о налогах  и сборах, определяющие основания, порядок  и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Таким  образом, введение льгот обязательно  должно носить системный, обоснованный характер и не ущемлять права одних  налогоплательщиков по сравнению с  другими.

Право на льготу не является обязанностью налогоплательщика, поэтому  решать, воспользоваться им или нет, может только он сам. Так, в соответствии с п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от пользования льготой  либо приостановить его использование  на один или несколько налоговых  периодов, если иное не предусмотрено  Налоговым кодексом РФ.

Право на своевременный зачет  или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов. Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Реализация указанных прав налогоплательщиков ограничена по срокам. Так, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты суммы. При этом в ст. 78 НК РФ не даны обстоятельства, при которых пропуск такого срока признавался бы уважительным, поэтому срок следует считать пресекательным, т.е. по его истечении право налогоплательщика на зачет или возврат, указанное в пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ, прекращается.

Заявление о возврате суммы  излишне взысканного налога в  налоговый орган может быть подано в течение 1 месяца со дня, когда налогоплательщику  стало известно о факте взыскания  с него налога. При этом в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 79 НК РФ исковое заявление в суд о возврате суммы налога должно быть подано налогоплательщиком в течение 3 лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Право налогоплательщика  присутствовать при проведении выездной налоговой проверке. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки. Во многих случаях реализация этого права является необходимостью, т.к. сами процедуры проведения выездных налоговых проверок, требуют присутствия налогоплательщика, который должен подписывать протокол выемки документов, протокол осмотра, справку о проведенной выездной налоговой проверки и т.п.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Указанное право налогоплательщика также непосредственно связано с проведением налогового контроля и налоговых проверок.

Информация о работе Права и обязанности налогоплательщиков