Понятие таможенной пошлины в Российском законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:08, контрольная работа

Описание

В данной работе мы рассмотрим понятие таможенной пошлины в нынешнем законодательстве Российской Федерации, ее виды и функции, а также экономическую природу и сущность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Понятие таможенной пошлины в Российском законодательстве…..….6
1.1. Природа, понятие и виды таможенной пошлины…..…….…………6
1.2. Виды и функции таможенной пошлины……………………………...9
1.3. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин…………………….14
1.4. Льготы по уплате таможенной пошлины……………………………21
Заключение…………………………………………………...…………………25
Список литературы…………………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Понятие таможенной пошлины в Российском законодательстве..doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

План  работы:

Введение………………………………………………………………………..…3

1. Понятие таможенной  пошлины в Российском  законодательстве…..….6

    1.1. Природа, понятие и виды таможенной пошлины…..…….…………6

    1.2. Виды и функции таможенной пошлины……………………………...9

    1.3. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин…………………….14

    1.4. Льготы по уплате  таможенной пошлины……………………………21

Заключение…………………………………………………...…………………25

Список  литературы…………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Обложение ввозимых и вывозимых товаров таможенными платежами использовалось в той или иной мере во все времена и всеми странами. В истории Руси самыми ранними из немногих сохранившихся таможенных книг являются Новгородские таможенные книги, датированные 1610 – 1618г.г. В них содержится интересная запись о взимании таможенных пошлин, свидетельствующая о том, что за 100 лет до основания нынешнего Санкт-Петербурга на Невском устье находился новгородский таможенный пост. Фискальная и защитная функции являются традиционными для таможен. Издавна таможенники охраняли рубежи своих стран и пополняли государственную казну, как правило, за счет ввозимых товаров.

    В Соборном уложении 1649г. содержится глава, посвященная пошлинам за провоз товара. В ней устанавливалось обложение  иноземце. При этом, государство пошло на встречу купечеству, которое настойчиво просило правительство защитить его интересы перед иностранными конкурентами.

    В дальнейшем, ужесточение порядка  ввоза иностранных товаров произошло  благодаря принятию Новоторгового  устава в 1667г. В нем устанавливалось увеличение пошлин в четыре раза. Иностранцам, под угрозой конфискации товара, запрещалось вести торговлю, минуя таможню. Протекционистская направленность Новоторгового устава была обусловлена и острой нуждой России того времени в денежных ресурсах. Государство было вынуждено встать на путь меркантилизма, используя все возможные способы пополнения своей казны. Система таможенного обложения совершенствовалась и предполагала, в частности, строгий учет в таможенных книгах данных о товарах, их хозяевах и суммах сборов.

    Историко-правовой анализ правового обеспечения таможенного  обложения показывает, что его  основы закладывались в документах, именуемых таможенными тарифами. Это название сохранилось до настоящего времени и означает совокупность ставок таможенных пошлин, взимаемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенный тариф 1724г. также носил протекционистский характер. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России или уже было освоено, или налаживалось. Указанный документ стал прототипом сегодняшнего таможенного тарифа. К середине XVIII в. в России взималось 17 различных таможенных сборов. Такая сложная и громоздкая система таможенного обложения требовала реформирования, результатом которого стало принятие в 1755г. Таможенного устава, а в 1757г. – нового таможенного тарифа.

    По  новым правилам пошлина стала  взиматься до продажи товара, при  этом могла быть предоставлена отсрочка по ее уплате сроком до одного года.

    В дальнейшем таможенный тариф пересматривался  примерно каждые пять лет, и с каждым разом совершенствовалась его внутренняя структура, принимались во внимание перемены, происходившие в экономике. Система ставок таможенных пошлин стала  четко дифференцированной, а их размер варьировался от минимальных до самых высоких.

    Активное  развитие экономики в XIX в. обусловило,  частности, возрастание роли и таможенных удержаний и привело к тому, что к концу 50-х годов основополагающим вопросом экономической жизни России стал выбор пути общественного развития. Задача догнать более развитые в экономическом отношении страны предусматривала необходимость выработки внешнеполитической стратегии, которая начала осуществляться в 60-е годы и продолжалась вплоть до конца века.

    В это время мир охватила волна  свободной торговли, и Россия не могла оставаться от нее в стороне. На рынке появился основной конкурент  России и новый производитель  сельскохозяйственной продукции –  США. Данный период характеризуется  либеральной направленностью таможенных тарифов. Понижение пошлин коснулось как сырых материалов, так и обработанных изделий. Снижение таможенных пошлин на иностранные товары побуждало российских промышленников к усовершенствованию и удешевлению своих товаров, направляя на это все финансовые средства, что в итоге вело к банкротству.

    Такое положение отмечалось практически во всех отраслях экономики России. В итоге многие отечественные производства прекратили свое существование, что было неизбежно при понижении таможенных пошлин на иностранную продукцию. В стране начался кризис, совпавший с рядом неурожайных годов. Он охватил банковскую сферу и денежно-кредитную систему.

    В 80-х годах XIX в. с докладами и  публикациями, содержащими анализ и  оценки таможенной политики, выступили в экономических обществах, на съездах промышленников, представителей торговли, в экономических и общественно-политических изданиях многие видные экономисты, финансисты, промышленники, политики и публицисты. В ходе ее обострилась борьба противоположных позиций сторонников протекционизма и фритредерства (свободной торговли), которая стала разделом российского общественного мнения. Больше всего препятствий возникло на пути сторонников протекционизма, им приходилось доказывать необходимость смены политики, выбора нового курса.

    В начале ХХ в. в международной политике России на первый план выходят материальные и экономические интересы. Страна в это время обладала единой огромной территорией, наличием природных богатств, выходами в Мировой океан. Ее внешняя политика обуславливалась двумя позициями: обеспечением государственной безопасности и расширением народнохозяйственной деятельности. Однако, при всем этом Россия оказалась самой бедной страной Европы, лакомым кусочком поглощения ее внутреннего рынка. Но при всей своей бедности и экономической отсталости наше государство обладало достаточными силами, чтобы отстоять свою независимость и добиться равноправных торговых отношений с ведущими странами мира. Важным инструментом в данном механизме явились таможенно-тарифные меры.

    В данной работе мы рассмотрим понятие  таможенной пошлины в нынешнем законодательстве Российской Федерации, ее виды и функции, а также экономическую природу  и сущность.

     

    1. Понятие таможенной  пошлины в Российском  законодательстве.

    1.1. Природа и понятие таможенной пошлины.

    Таможенные  платежи образуются в результате осуществления таможенными органами финансовой (а именно фискальной) деятельности, соответственно таможенные органы наделены правом по взиманию таможенных платежей. Уплата таможенных платежей обеспечивается принудительной силой государства. Следует отметить, что законодательством не определен термин "уклонение", однако оно имеет существенное практическое значение.

    К таможенным платежам относятся:

    1) ввозная таможенная пошлина;

    2) вывозная таможенная пошлина;

    3) налог на добавленную стоимость,  взимаемый при ввозе товаров  на таможенную территорию таможенного  союза;

    4) акцизы, взимаемые при ввозе товаров  на таможенную территорию таможенного  союза;

    5) таможенные сборы.

    Таможенная  пошлина является обязательным, безвозмездным, нецелевым формально (юридически) неналоговым платежом, которому присущи признаки налога. Легальное определение таможенной пошлины приводится в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Согласно указанной статье таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. Однако, следует обратить внимание на то, что данное определение не содержится ни в ТК РФ, ни в НК РФ, ни в БК РФ. Думается, что это не верно, поскольку именно «Таможенным кодексом Российской Федерации» от 28.05.2003г. № 61 ФЗ (принят ГД ФС 25.04.2003г.) (ред. от 28.11.2009г.) регулируются основы отношений в сфере таможенного дела, следовательно, определение таможенной пошлины должно найти место в ТК РФ. А в Налоговом кодексе легального определения пошлины как налогового платежа вообще нет. Вместе с тем, это понятие необходимо, поскольку пошлина как категория имеет отличительные признаки, как от налога, так и от сбора, поскольку пошлине должен быть присущ такой признак, как эквивалентность платежа, сбор же взимается в твердой сумме.

      Также, для контроля и регулирования таможенного дела используется «Таможенный кодекс таможенного союза» (приложение к договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009г. № 17) (ред. от 16.04.2010г.), Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» ( с изменениями и дополнениями), ФЗ от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», ФЗ от 30 декабря 2006г.№ 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».

    И так, до 2005 года таможенная пошлина была отнесена к налоговым платежам. Внимательно проанализировав статьи гл. 28 и 29 ТК РФ, мы увидим наличие основных элементов налоговой модели. Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и следующие элементы:

    - объект налогообложения;

    - налоговая база;

    - налоговый период;

    - налоговая ставка;

    - порядок исчисления налога;

    - порядок и сроки уплаты налога.

    В ТК РФ для таможенной пошлины установлены  следующие элементы:

    - ст. 328 ТК РФ устанавливает плательщиков таможенных пошлин;

    - ст. 322 ТК РФ – объект обложения  таможенными пошлинами;

    - ст. 323 ТК РФ – базу для целей  исчисления таможенной пошлины;

    - ст. 324 ТК РФ – порядок исчисления таможенных пошлин;

    - ст. 329 и 331 – порядок и сроки  уплаты таможенных пошлин.

    Мы  видим, что отсутствуют такие  элементы налоговой модели, как:

    - налоговый период (период формирования  налоговой базы). Это объясняется  тем, что таможенная пошлина  носит нерегулярный (возможно разовый)  характер;

    - налоговая ставка. В ст. 325 ТК РФ  (п. 2) установлено, что ставки по таможенным пошлинам применяются (по общему правилу) в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации, который утверждается постановлениями Правительства РФ.

    Таким образом, таможенная пошлина все  же имеет существенные отличия как от налога (невозможно установить период формирования налоговой базы и ставки устанавливаются не в НК РФ, а постановлениями Правительства РФ), так и от сбора (присутствует признак эквивалентности). Это говорит о том, что следовало бы признать, что таможенная пошлина, не будучи налогом (нет регламентации всех элементов налоговой модели) или сбором, является налоговым платежом особого вида, т.е. пошлиной.

    Наверное, тот факт, что в настоящее время  таможенная пошлина относится к  неналоговым платежам можно объяснить требованиями финансовой политики, поскольку это квазиналоговый платеж в виде пошлины. Возможно в дальнейшем ситуация изменится. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Виды и функции  таможенной пошлины.

    Фактически  ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств занимает, как правило, не значительное место, им придается важное самостоятельное финансовое значение. В российском законодательстве существует три вида пошлин:

Информация о работе Понятие таможенной пошлины в Российском законодательстве