Понятие налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:48, реферат

Описание

Целью исследования является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами исследования являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1.Характеристика налогов в Российской Федерации………………………6
1.1 Система и принципы налогового законодательства………………6
1.2 Понятие налогов и сборов…………………………………………..10
1.2.1 Федеральные налоги и сборы……………………………....12
1.2.2 Региональные налоги и сборы……………………………...13
1.2.3 Местные налоги и сборы…………………………………...14
1.3 Классификация налогов и сборов…………………………………..15
1.4 Субъекты и объекты налогообложения…………………………....18
1.5 Условия установления налогов и сборов…………………………..20
1.6 Налогоплательщики и плательщики сборов……………………….21
1.7 Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства…………………………………………………………26
2. Критический подход к существующим в РФ налогам и сборам………..29
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы и источников………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Понятие налогов и сборов.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию

     ГОУ ВПО «Марийский Государственный  Университет»

     Институт  экономики, управления и финансов

     Кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения

     Специальность: 080109-Бухгалтерский учет, анализ и  аудит 
 
 
 
 
 

     Реферат

     На  тему: «Понятие налогов и сборов» 
 
 
 
 
 

                    Выполнила: студентка

                       группы БУ-12

                       Павлова Ю.Р. 

                       Проверила: Зав. кафедрой

                       Канд. экон. наук, доцент

                       Л.В. Николаева  
                   
                   
                   

Йошкар-Ола

                                                               2011

     Содержание

Введение  ………………………………………………………………………3

1.Характеристика налогов в Российской Федерации………………………6

  1.1 Система и принципы налогового законодательства………………6

    1.2 Понятие налогов и сборов…………………………………………..10

        1.2.1 Федеральные налоги и сборы……………………………....12

        1.2.2 Региональные налоги и сборы……………………………...13

        1.2.3 Местные налоги и сборы…………………………………...14

    1.3 Классификация налогов и сборов…………………………………..15

    1.4 Субъекты и объекты налогообложения…………………………....18

    1.5 Условия установления налогов и сборов…………………………..20

    1.6 Налогоплательщики и плательщики сборов……………………….21

    1.7 Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового                                                                                                        законодательства…………………………………………………………26

2. Критический подход к существующим в РФ налогам и сборам………..29

Заключение……………………………………………………………………33

Список  использованной литературы и источников………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     На  протяжении десятка последних лет  налоговая система России постоянно  подвергается  изменениям, а законодательные органы правительства как России, так и ее субъектов  находятся в постоянном поиске  оптимальных решений в сфере налогообложения.

     Это оправданно, так как в условиях мирового рынка и международной  конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят  рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента  в издержках их производства.

     Наиболее  подвержен динамике такой элемент налоговой системы,  как виды налогов и сборов, законодательно принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований. А ведь данный элемент является основополагающим, и от него напрямую зависит достижение обоснованности и стабильности налоговой системы страны. Очевидно, что необходимость  совершенствования системы налогов и сборов, существующих в Российской Федерации, является на сегодняшний день актуальной проблемой.

     Налоги  представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

     Чтобы государство существовало и нормально  развивалось каждый человек должен уплачивать налоги. Ни одно современное  общество не может обойтись без налогов, потому что налоги - это основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Государство в состоянии стимулировать или сдерживать деловую активность, путем изменения налоговых ставок, предоставления или отмены налоговых льгот, что является важным для экономического развития страны.

     Во  всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты. В то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса.

     Меняются  ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

     Сбалансированность  и обоснованность системы налогов  и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку  ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества. Итак, актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

     Целью исследования является изучение системы  налогов и сборов Российской Федерации. К задачам исследования можно  отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации  налогов, разграничение понятий  налога и сбора. Так же задачами исследования являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            1.Характеристика налогов в Российской Федерации

     1.1 Система и принципы  налогового законодательства 

     На  протяжении всей истории человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “ Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

     Для того, чтобы глубоко вникнуть в  суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе  налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

     1. Подданные государства должны  участвовать в покрытии расходов  правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

     2. Налог, который обязан уплачивать  каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

     3. Каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для  плательщика.

     4. Каждый налог должен быть так  устроен, чтобы он извлекал  из кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства.

     Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких  иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали « аксиомами » налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.

     Современные принципы налогообложения таковы:

     Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

     Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой на НДС.

     Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа.

     Система и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными и  удобными для налогоплательщиков и  экономичными для учреждений, собирающих налоги.

     Налоговая система должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

     В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами.

     Социально-экономическая  сущность налогов проявляется через  их функции.

     Налоги  выполняют три важнейшие функции:

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция);
  3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция );

     Все налоги содержат следующие элементы:

  • объект налога - это движимое и недвижимое имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
  • ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

     Налоги  бывают двух видов.

     Первый  вид - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Это подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм),так называемые социальные налоги, налог на собственность и другие.

     Второй  вид - налоги на товары и услуги. Это - косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара, услуги поэтому окончательными плательщиками косвенных налогов становится потребитель товаров. Это налог с оборота (в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость), НДС, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с недвижимостью, ценными бумагами и другие.

Информация о работе Понятие налогов и сборов