Понятие налога и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:33, реферат

Описание

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. Неоспоримо, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас немаловажное значение, но это не означает детального копирования модели налоговой системы, какой – либо страны. Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта, который долгие годы сознательно умалчивался или оценивался заведомо неверно.[10] Целью курсовой работы является:
1) Разобрать тему «Налогооблажение», её виды, функции. 2) Расчитать основной вид налогов на конкретном предприятии ООО «Простор».

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ЭКОН..docx

— 76.71 Кб (Скачать документ)

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         ВВЕДЕНИЕ.        Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.   Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.  Ответственность за сбор налогов с населения страны лежит на Государственной налоговой службы Российской Федерации. Качество её функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны. В тоже время эффективность работы налоговой службы определяется ещё и совершенством действующего налогового законодательства.          Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. Неоспоримо, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас немаловажное значение, но это не означает детального копирования модели налоговой системы, какой – либо страны. Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта, который долгие годы сознательно умалчивался или оценивался заведомо неверно.[10]     Целью курсовой работы является:

1) Разобрать тему  «Налогооблажение»,  её виды, функции.                                   2) Расчитать основной вид налогов на конкретном предприятии ООО «Простор».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Понятие налога и налогообложения.       Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.            Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.           В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и следующие элементы налогообложения:       1) объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);     2) налоговая база (ст. 53 НК РФ);        3) налоговый период (ст. 55 НК РФ);      4) налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);       5) порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);      6) порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ)[1].   Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.        Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.  Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.       Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.   Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений[8, c.205]:   1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.             2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...             3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...      4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.         Современные принципы налогообложения таковы:    1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.   4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.        5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.     6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.         Объект и предмет налогообложения.       Первым в советской финансово-правовой науке правовое определение объекта налогообложения предложил С.Д. Цыпкин. В своей работе "Правовое регулирование налоговых отношений в СССР" он отмечал, что в каждом законе о налоге, кроме указания на то, кто является плательщиком налога, указывается также, при наличии каких обстоятельств это лицо обязано платить налог.          Позднее, он уточнил свое определение объекта налогообложения: "Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения".       Ряд авторов придерживается точки зрения, согласно которой объект налогообложения – это отдельный предмет материального мира, выполняющий в ряде случаев функцию основания соответствующего налога, его масштаба. Подобной точки зрения на объект придерживается и Н.И. Химичева. Она указывает, что в любом законе о налоге содержится "определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество...".  Однако данное положение само по себе содержит некоторые противоречия.

Например, вид деятельности юридического либо физического лица нельзя отнести к предметам материального  мира, это скорее определенные фактические  обстоятельства, находящие выражение  в определенных юридических фактах: в совершении действий юридического и фактического характера[4, с.276].         Невозможно начислить налог на какую-либо деятельность, она только может служить основанием для возникновения определенного налогового обязательства. Даже в том случае, если в роли объекта будет выступать, как считает Н.И. Химичева, материальный предмет, например имущество, то и последнее нельзя признать основанием для начисления налога. Таким основанием в случае с налогом на имущество является его стоимостное выражение (при взимании земельного налога – площади земельного участка). Правда, в стародавние времена были примеры начисления налога непосредственно на отдельный предмет материального мира, в частности, знаменитый налог Петра I на бороды. Но даже и приведенный пример не совсем корректен, поскольку этот вид обязательного платежа можно отнести к налогам с большой натяжкой: он не обладает многими присущими налогам признаками. Таким образом, наличие объекта обложения должно рассматриваться прежде всего как юридический факт, который порождает обязанность уплатить налог.        Подобный подход к определению объекта обложения обусловлен своеобразием налоговых отношений, в которых тесно переплетены экономические и правовые начала и которые всегда выступают в форме правоотношений. А последние могут возникать только при наличии определенного юридического факта, такого, например, как получение прибыли, производство и реализация подакцизного товара, совершение операций с ценными бумагами и т.д.      Согласно ч. 1 ст. 38 НК РФ "объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога".     Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Объект налогообложения отнесен ст.17 Налогового кодекса РФ к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным.           В отличие от ранее действовавшего Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в котором объекту налогообложения была посвящена единственная ст.5, в НК РФ содержатся шесть статей (ст. 38–43 налогового кодекса РФ), в которых раскрывается понятие объекта налогообложения.        В литературе по налоговому праву объекты налогообложения определяются как юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникают обязанности по уплате налогов.   Такие юридические факты должны отвечать определенным критериям, а именно: иметь стоимостную, количественную или физическую характеристику. К объектам, в частности, отнесены имущество, прибыль, доход, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).   Перечень объектов не является исчерпывающим. В актах законодательства о налогах и сборах могут содержаться иные, помимо перечисленных в ст.38 НК РФ, основания, с наличием которых у плательщика возникает обязанность по исчислению и уплате налога.  Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени.     В целях налогообложения под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением имущественных прав. Виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу, указаны в ст. 128 ГК РФ, а именно: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество. Объектами гражданских прав также являются: имущественные права, не отнесенные Налоговым кодексом РФ к имуществу; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага[7, с.361].       Предназначенное для реализации или реализуемое (отчуждаемое на возмездной основе) любое имущество, в том числе имущественное право, признается товаром. Соответственно операции с товаром или их стоимость относятся к объектам налогообложения.       НК РФ провел различие между работой и услугой. Оба эти понятия признаются деятельностью. Различие между ними заключается в результатах деятельности.           Результаты работы материальны и могут быть реализованы в интересах организации или физических лиц. Услуга не имеет материального выражения и потребляется в процессе деятельности.       В гражданском законодательстве работа выражает отношения в сфере подряда.           Налоговый кодекс РФ относит прибыль и доход к объектам налогообложения, не указывая различий между этими понятиями.   В налоговом праве под реализацией всегда понималось отчуждение в чью-либо пользу имущества или результатов выполненных работ, оказанных услуг.             НК РФ признает реализацией возмездную передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг организацией или индивидуальным предпринимателем другому лицу.Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.            Переход права собственности в результате обмена товарами, работами или услугами также является реализацией.      Объект налогообложения органично связан с моментом реализации товаров, работ и услуг.           В гражданском праве момент реализации определяется моментом исполнения обязательства по правилам гражданского законодательства. Налоговое право имеет специфику – момент реализации товаров (работ, услуг) зависит от учетной политики, принятой в организации.     Имеется два метода учета объектов налогообложения – кассовый и накопительный. В зависимости от применяемого метода организация определяет момент возникновения объекта налогообложения.   Кассовый метод учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В соответствии с этим методом доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Этот метод учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме, например, получены в кассе наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и т.п.           При накопительном методе доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Оценка объекта налогообложения связана с понятием "налоговая база" и зависит от метода ее учета. Это иногда приводит к ошибочному пониманию гражданско-правовых отношений в конкретной налоговой ситуации и неверному применению норм законодательства о налогах и сборах.            Пункт 3 ст.39 Налогового кодекса РФ содержит перечень операций и сделок, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров (работ, услуг) и следовательно не создают объекта налогообложения. Отдельные положения этого пункта нашли отражение в действующем законодательстве о налогах в виде льгот, т.е. объектов, не подлежащих налогообложению. Особенность расположения в НК РФ операций и сделок, не признанных реализацией товаров (работ, услуг), заключается в том, что их указание в п.3 ст.39 Налогового кодекса РФ влечет исключение их из объектов обложения всеми налогами, налагаемыми на реализацию товаров (работ, услуг) как на объект, и не требует дублирования этих норм в специальной части Налогового кодекса РФ.      Не признается реализацией товаров изъятие имущества путем конфискации (ст.243 ГК РФ) и наследование имущества (ст.129 ГК РФ), а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных (ст.225 ГК РФ) и брошенных (ст.226 ГК РФ) вещей, бесхозяйных животных, находки (ст.227, 228 ГК РФ) и клада (ст.233 ГК РФ).       Следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации прямо предусматривает условия наследования в полном товариществе (ст.78), в обществе с ограниченной ответственностью (ст.93) в кооперативе (статья 111). Размер исключаемой из налогообложения стоимости имущества в таких случаях определяется с учетом правил пп.5 п.3 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации.        Вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) не облагаются налогом на прибыль (пп.4 п.3 ст.39 НК РФ).  Передача имущества в размере первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества не признается реализацией (пп.6 п.3 ст.39 НК РФ) и следовательно не образует объекта налогообложения.   Последующая передача имущества в размере первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (подп.5 п.3 ст.39) реализацией не признается[3, с.273].     1.2.Виды налогов.          В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: 1) Федеральные налоги (особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль предприятий и организаций; государственная пошлина; таможенные доходы; водный налог и др.); 2) Региональные (субъектов федерации) налоги включают в себя платежи трех групп:         1. установленные федеральными законами с определением основных элементов налога: круга плательщиков, объекта налога и максимально возможной ставки налога, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как их органы представительской власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы;         2. так называемые факультативные налоги, которые тоже устанавливаются федеральными законами (с определением круга плательщиков, максимальной ставки, объекта налога), но вводятся органом представительной власти субъекта РФ по его усмотрению и только тогда приобретают обязательную силу;         3. налоги, устанавливаемые органами представительной власти субъектов РФ по собственному усмотрению.       Местные налоги - это налоги, которые в основном поступают в местные бюджеты.

 

 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ.         Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в действие Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. (с изменениями  и дополнениями). Налог представляет собой в соответствии с Законом  форму изъятия в бюджет части  добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и  услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.     НДС - косвенный налог, то есть надбавка к цене товара.  Плательщикам и НДС являются:        а) предприятия и организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;         б) индивидуальные предприниматели;      в) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги);     г) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации;       д) лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Все они именуются - предприятиями. Фактическими налогоплательщиками являются потребители - покупатели товаров (работ, услуг).          Объектами налогообложения являются:       а) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;      б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации.      Давая определение объекту налога на добавленную стоимость, необходимо сказать, что с экономической точки зрения им является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и определяемая как разница между стоимостью реализуемых товаров, работ, услуг и материальными затратами, отнесенными на издержки производства и обращения.            Не признаются объектом налогообложения:     1) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);           2) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;     3) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;    4) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;    5) операции по реализации земельных участков (долей в них);  6) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).          Налог исчисляется по ставкам:       Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:           1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса;     2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта. Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;           10 процентов - по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;       10 процентов - по зерну, сахару - сырцу; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов;    18 процентов - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.      Указанные ставки применяются также при исчислении налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации.                                           Акцизы.          Налогоплательщиками акциза признаются:     1) организации;          2) индивидуальные предприниматели;      3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.   Подакцизными товарами признаются:       1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;           2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.          3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов); 4) пиво;            5) табачная продукция;         6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);          7) автомобильный бензин;        8) дизельное топливо;         9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;         10) прямогонный бензин.         Состав плательщиков акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, определяется таможенным законодательством Российской Федерации.      По товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, объект налогообложения также определяется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.      Объект налогообложения - стоимость товаров, исчисляемая в соответствии с Законом и объем добытого сырья в натуральном выражении. Налоговые ставки для обложения акцизами подакцизных товаров установлены Налоговым кодексом РФ.       Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, если иное не предусмотрено настоящей статьей.              Налог на прибыль предприятий.

Налог на прибыль предприятий и  организаций введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. "О  налоге на прибыль предприятий и  организаций".            Как и всем налогам налогу на прибыль свойственны две функции: фискальная и регулирующая.         В РФ доля поступлений от налога на прибыль в бюджете очень велика. Регулирующую роль налог на прибыль выполняет слабо в силу неустойчивой экономической ситуации.        Плательщиками налога на прибыль являются, по общему правилу, все юридические лица, а также все филиалы и обособленные подразделения юридических лиц, включая иностранные юридические лица и их филиалы и представительства. При этом Закон устанавливает, что для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, порядок уплаты налога устанавливается Правительством Российской Федерации.          Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.    Прибылью в целях настоящей главы признается:     1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.       2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов.   3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 Налогового Кодекса.          Прибыль состоит из трех частей:         1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;           2. Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций;        3. Доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по ним.           Первая часть - прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в Затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием: 1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных расходов); 2. затраты на оплату труда;         3. отчисления на социальные нужды;       4. амортизация основных фондов;        5. прочие затраты.         Вторая часть - прибыль (убыток) от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации .    По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.           В случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.       При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя их средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка.         Третья часть - доходы от внереализационных операций включают доходы:              · получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий; · от сдачи имущества в аренду;         · доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;       · другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающем перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли;              · суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий учредителями.      Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.      1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:             1) в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;           2) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;    3) в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);       4) в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;       5) в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;          6) в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия);        7) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;       8) в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;          9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору,          10) в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа, а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;     11) в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:            - от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;          - от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;          - от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.          12) в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176 и 203 Налогового Кодекса из бюджета (внебюджетного фонда);            13) в виде сумм гарантийных взносов в специальные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам, получаемых при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;    14) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.          Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 284 статьи Налогового кодекса. При этом: - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;   - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.          Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента.   Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.    Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.          Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 Налогового Кодекса.Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Информация о работе Понятие налога и налогообложения