Понятие налога и налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:39, контрольная работа

Описание

Общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В этом законе даются следующие понятия и определения налоговой системы:
а) Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Сущность налога - изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП: работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, хозяйственные субъекты, владельцы капиталов, действующие в сфере предпринимательства.
б) Налоговая система:
совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по налогам.doc

— 195.00 Кб (Скачать документ)

Понятие налога и налоговой  системы

  Общие принципы построения налоговой системы  в Российской Федерации определены в Законе РФ "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации". В этом законе даются следующие понятия  и определения налоговой системы:

  а) Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Сущность налога - изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП: работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход, хозяйственные субъекты, владельцы капиталов, действующие в сфере предпринимательства.

  б) Налоговая система:  

совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Налоговая система включает в себя следующие элементы:

- субъект  налогообложения;

- объект  налогообложения;

- ставка  налога;

- налоговые льготы;

- правила исчисления и порядок уплаты налогов;

- штрафы и другие санкции за неуплату налогов.

Налоговая система бывает унитарной, двух или  трех уровневой. Например, в Российской Федерации трехуровневая система налогообложения. Налоги подразделяются на:

- федеральные

- региональные

- местные налоги.

Такой порядок заменил прежнюю, практически  унитарную систему формирования государственных доходов. В период централизованного планирования государство одновременно обладало властью облагать налогами и в тоже время являлось владельцем предприятий.

  в) Плательщики налогов:

- юридические  лица иди другие категории  плательщиков и физические лица, на которых в соответствии  с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Все налогоплательщики обязаны встать на учет в органах государственной налоговой службы. Документ, подтверждающий постановку налогоплательщика на учет в налоговом органе является основанием для открытия расчетного и других счетов в банках и других кредитных учреждениях.

  г) Объекты налогообложения:

имущество юридических и физических лиц  и его передача;

прибыль;

доходы;

добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

стоимость определенных видов товаров;

отдельные виды деятельности налогоплательщиков;

операции  с ценными бумагами;

пользование природными ресурсами;

другие  объекты, установленные законодательными актами.

Общий уровень налогового изъятия определяется:

величиной и настоятельностью общехозяйственных  потребностей,

размерами предложения общественных благ,

масштабами  диспропорций в национальной экономике, которые намечено устранить, задачами социальной политики в данном периоде.

  д) Налоговая ставка - сумма, которая  должна быть уплачена с данной единицы  обложения. Как правило, налоговая ставка определяется в процентах.

Ставки  могут быть постоянными, например, со всех плательщиков берется одинаковый процент. налоговая ставка будет  пропорциональна сумме получаемого  дохода или ценности имущества. Налоговая  ставка может быть прогрессивна, т.е. она возрастает с увеличением облагаемого дохода. В действующем законодательстве предусматриваются единые ставки независимо от ведомственной подчиненности предприятий и форм собственности.

  Классификация налогов

Классификация налогов осуществляется на основе признаков.

Во - первых, налоги подразделяются на общие и особенные.

Общие - налоги взимаемые с продаж, с  имущества, с дохода.

Особенные - налоги, взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода (например, налоги на автомобили или на наследство).

Во - вторых, налоги классифицируют на прямые, косвенные и безразличные.

Прямые - налоги уплачиваемые непосредственно  из того источника, который обложен  этим налогом (налог на доход, налог  на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала).

Косвенные - те налоги, которые вносятся в казну  одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например, налог с продаж или НДС, которые вносятся в казну  продавцом, но фактически оплачиваются покупателем, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).

Безразличные - налог, источник уплаты которого не имеет  значения и поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог, налог на собак).

В основе данной классификации лежит теоретическая возможность перенесения налогов на потребителей продукции. На практике возникают трудности, связанные с тем, что прямые налоги также могут быть переложены на потребителя, а косвенные налоги не всегда можно полностью переложить на потребителя.

  Классификация категорий налогов в соответствии с международными стандартами

1). Подоходные  налоги, налоги на прибыль, налоги  на увеличение рыночной стоимости  капитала.

Это налоги, которые взимаются с реального  или предполагаемого чистого  дохода

1.1. С  частных лиц и домашних хозяйств,

1.2. С  корпораций и прочих предприятий,

1.3. Налоги  на прирост рыночной стоимости  капитала, полученные либо за  счет продажи земли, либо операций  с ценными бумагами или другими  активами.

К этой группе относятся любые налоги на доходы от собственности, земли или недвижимого имущества, которые взимаются на основе предполагаемого чистого дохода как часть подоходного налога. Но в эту группу не включаются налоги на собственность, взимаемые на основе дохода с аренды.

Эта категория  объединяет налоги с различными базами:

подоходные  налоги,

налоги  на прибыль,

налоги  на доходы от азартных игр.

2) Отчисления  на социальное страхование.

2.1. Взносы  работающих по найму

2.2. Отчисления  работодателей

2.3. Взносы  работающих не по найму или  неработающих

2.4. Прочие  неразделимые отчисления на социальное  страхование

3.) Налоги  на фонд заработной платы.

4.) Налоги  на собственность.

4.1. Периодические  налоги на недвижимое имущество

4.2. Периодические  налоги на чистую стоимость  имущества.

4.2.1. С  населения 

4.2.2. С корпораций

4.3. Налоги  на имущество, передаваемое и  получаемое по наследству, налоги  на дарения 

4.4. Налоги  на финансовые операции и операции  с капиталом

4.5. Единовременные  налоги на собственность

4.6. Прочие  периодические налоги на собственность

5.) Внутренние  налоги на товары и услуги

5.1. Общие  налоги с продаж, налоги с оборота  или налоги на добавленную  стоимость

5.2. Акцизные  сборы

5.3. Прибыли  фискальных монополий

5.4. Налоги  на отдельные виды услуг

5.5. Налоги  на пользование товарами либо  на право пользования товарами или проведение определенных видов деятельности

5.5.1. Лицензии  на проведение предпринимательской  деятельностью

5.5.2. Налоги  на автотранспортные средства

5.5.3. Прочие  налоги на пользование товарами  либо на право пользования  товарами или на право занятия определенным видом деятельности

5.6. Прочие  налоги на товары и услуги

6.) Налоги  на международную торговлю и  внешние операции

6.1. Импортные  пошлины

6.1.1.Таможенные  пошлины

6.1.2. Прочие  сборы по импорту

6.2. Экспортные  пошлины

6.3. Прибыль  экспортных или импортных монополий

6.4. Прибыль  от операций с иностранной  валютой

6.5. Налоги  на операции с иностранной  валютой

6.6. Прочие  налоги на международную торговлю  и внешние операции. 
 
 

Налог на прибыль организаций

  Налог на прибыль организаций — это федеральный прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ. Данный налог является прямым, т.е. впрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, поэтому государство стремится активно влиять на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через предоставление или отмену льгот и регулирование налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций. Другой значимой причиной обращения внимания на регулирующую функцию данного налога является тот признанный факт, что в вопросе совершенствования косвенного налогообложения государство уже достигло небывалых высот. Ведь только за счет НДС в консолидированный бюджет поступает 44,1 % доходов. Но реальным плательщиком НДС является конечный потребитель, т. е. население. Организации выступают лишь в роли сборщиков налога, и дальнейший абсолютный прирост сбора налога на добавленную стоимость ограничен в основном снижением покупательной способности населения. Таким образом, в теории и практике налогообложения прибыли организаций четко прослеживается тенденция поиска со стороны государства оптимального сочетания двух разнонаправленных функций налога — фискальной и производственно - стимулирующей.

                                                Налогоплательщики. 
Налогоплательщиками налога на прибыль признаются все предприятия и организации, являющиеся по российскому законодательству юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществления в России предпринимательской деятельности. К ним следует отнести коммерческие банки; организации, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности; негосударственные пенсионные фонды; бюджетные организации и некоммерческие фонды, получающие доходы от коммерческой деятельности. К числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства и получающие в России доходы. При этом законодательство установило четкое понятие «постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации для целей налогообложения». Таким представительством признается место осуществления этой организацией предпринимательской деятельности, в частности место управления, бюро, контора, агентство. К постоянному представительству, например, относится любое место, связанное с разведкой, разработкой и любым другим использованием природных ресурсов, осуществлением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, пуску и обслуживанию оборудования. В том случае, если иностранная организация осуществляет в России предпринимательскую деятельность не самостоятельно, а через посредника, не уполномоченного вести переговоры и подписывать контракты от имени этой иностранной организации, то деятельность такого посредника не приводит к образованию постоянного представительства этой иностранной организации. Кроме того, не признается постоянным представительством место, используемое исключительно для хранения и демонстрации товаров, принадлежащих этой иностранной организации, а также для закупки товаров или изделий, сбора информации исключительно для собственного использования этой иностранной организацией. В случае если иностранная организация получает от российской стороны доход, то российская сторона автоматически становится налоговым агентом, обязанным удержать соответствующие российские налоги в момент выплаты этого дохода. Главным критерием для снятия в российской организации вышеуказанной обязанности налогового агента является наличие копии свидетельства о регистрации иностранного юридического лица в территориальном управлении ФНС России.  
Одновременно с этим законом установлен ряд категорий организаций, которые не являются плательщиками налога на прибыль: Центральный банк РФ по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения; организации, налогообложение которых осуществляется в соответствии со специальными налоговыми режимами (с гл. 26.2 Налогового кодекса «Упрощенная система налогообложения», гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» и др.).

Информация о работе Понятие налога и налогооблажения