Понятие косвенных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 09:19, реферат

Описание

Целью данной работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
ознакомиться с понятием косвенных налогов;
исследовать исторический аспект развития косвенных налогов
рассмотреть основные виды косвенных налогов;
раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Понятие косвенных налогов………………..……………….…..……………4
§2. Исторический аспект развития косвенных налогов………………………...5
§3. Основные виды косвенных налогов…………………………………….……9
§4. Роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ. ……………..…17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

Косвенный налог.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

§1. Понятие косвенных налогов………………..……………….…..……………4

§2. Исторический аспект развития косвенных налогов………………………...5

§3. Основные виды косвенных налогов…………………………………….……9

§4. Роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ. ……………..…17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованных источников…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях становления  и реформирования налоговой системы  России закономерно возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего воздействия государства на развитие экономики.

Опыт российской налоговой  системы демонстрирует необходимость  использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и  в регулирующих. Так доля поступлений косвенных налогов в общей сумме доходных средств составляет более 40%. Однако мировой опыт требует осторожности и постепенности при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными социальными последствиями. Поэтому требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов.

Теоретическая актуальность и практическая значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования.

Целью данной работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • ознакомиться с понятием косвенных налогов;
  • исследовать исторический аспект развития косвенных налогов
  • рассмотреть основные виды косвенных налогов;
  • раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие косвенных налогов

Косвенные налоги – это налоги, включаемые в продажную цену товаров массового потребления и выплачиваемые косвенно потребителем при покупке товаров. Косвенными они называются потому, что попадают в бюджет не прямо, а косвенно: фактически уплата этого налога осуществляется товаропроизводителями – официальный налогоплательщик, а реальным плательщиком налога является потребитель продукции. Он приобретает товар по цене, в которую уже включена сумма косвенных налогов.

По своей сути косвенные  налоги – один из эффективных способов рассредоточения налоговой нагрузки между налогоплательщиками – способ переложения налоговой нагрузки с товаропроизводителя на потребителя продукции

Косвенные налоги являются гарантированным источником наполнения государственного бюджета, поскольку они выплачиваются из выручки и доходов предприятий в первоочередном порядке до возмещения материально-денежных затрат производства.

Доля косвенных налогов  в структуре налоговых поступлений не должен превышать 30%. Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков. Основное достоинство косвенных налогов обусловлено, прежде всего, фискальной выгодой. Доходность этих налогов опирается именно на большой диапазон потребления облагаемых косвенными налогами товаров.

Второй аспект состоит  в том, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа.

Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные  налоги, входя в цену товаров, не могут сопровождаться недоимками, как  это происходит с прямыми налогами: факт приобретения товара, по сути, представляет факт уплаты косвенного налога. К недостаткам косвенных налогов можно отнести:

· Обратную пропорциональность платежеспособности потребителей – регрессивный характер обложения;

· Существенные расходы по контролю за налогообложением;

· Противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экономического развития.

 

§2. Исторический аспект развития косвенных налогов

Вопросы косвенного налогообложения  обсуждались еще несколько веков  тому назад. Английские экономисты в XVIII в. писали о нецелесообразности косвенного налогообложения и переходе на прямое налогообложение.

Чтобы ответить на вопрос о целесообразности взимания косвенных  налогов, необходимо рассмотреть эволюцию косвенного налогообложения, не удаляясь в глубь веков.

После первой мировой  войны определенный этап в налаживании  финансовой системы нашей страны наступил в период новой экономической  политики (НЭП), когда были сняты  запреты на торговлю, на местный  кустарный промысел. В это время началось быстрое оживление финансово-налоговой деятельности Советской власти. Хозяйственная разруха в стране в результате многолетней империалистической и гражданской войны, неустойчивая валюта, порождающая высокую инфляцию, скачки цен и спекуляцию, отсутствие торгового оборота и твердо выявившихся экономических связей, а также необходимость организации заново налогового аппарата побудили советские властные структуры использовать наряду с крайне несовершенными и мало результативными в условиях 20-х годов видами прямого налогообложения широкую систему косвенных налогов.

Первым акцизом, введенным  после 1917 г., было обложение в 1921 г. виноградных  вин крепостью до 14% (затем крепость облагаемых налогом вин была повышена до 20%). В том же 1921 г. были установлены акцизы с табачных изделий, папиросной бумаги, гильз и с зажигательных спичек.

В дальнейшем система  акцизного обложения постепенно расширялась: законом от 3 февраля 1922 г. был установлен акциз на спирт, отпускаемый на технические цели, а также на пиво, мед и прохладительные напитки; законом от 23 февраля 1922 г. было установлено обложение соли, а 9 марта - нефтепродуктов; законом от 21 апреля того же года был введен акциз на свекловичный и крахмальный сахар, а также и на восковые свечи. Далее, в том же 1922 г. 4 мая был установлен акциз на чай, кофе, цикорий, суррогаты чая и кофе и на прессованные дрожжи. Введение в действие всех перечисленных акцизов ознаменовало один из наиболее активных периодов развития косвенного налогообложения и заменило основу создания единой системы акцизов в советский период.

Таким образом, в 20-е годы акцизы играли весьма существенную роль в пополнении государственного бюджета. В этот же временной отрезок, с  провозглашением НЭПа, значительное развитие получила система таможенных налогов. В условиях монополии внешней торговли таможенным налогам придавалось важное значение как одному из наиболее эффективных способов защиты отечественной промышленности.

Ставки таможенных тарифов  были приняты 9 марта 1922 г. и затем  скорректированы постановлением Совет Народных Комисаров (СНК) от 22 ноября 1922 г. о применении новых ставок таможенных пошлин к находящимся в ведении таможен товарам. Затем эти ставки были заменены высокопротекционистской тарифной системой 8 января 1924 г. Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР от 6 февраля 1925 г. был принят Таможенный устав СССР, включавший раздел "Об исчислении и уплате пошлин и прочих сборов". Новый таможенный тариф, утвержденный СНК 11 февраля 1927 г. усилил протекционистскую сторону и значительно поднял ставки фискального характера. Таможенное обложение было усилено по всей линии ввозимых в СССР товаров как на сырье, так и на машины, полуфабрикаты и прочие товары. Если средняя тяжесть таможенного обложения по тарифу 1924 г. составляла 22-24% к стоимости товаров, то по тарификации 1927 г. она была повышена до 30-33%, а общая сумма годовых таможенных поступлений при аналогичных объемах ввоза возросла на 60 млн. золотых рублей.

Стоит отметить, что система  таможенных тарифов давала в 20-е  годы 7-8% налоговых поступлений в бюджет.

В 1930 г. была осуществлена налоговая реформа, коренным образом  изменившая систему взимания косвенных  налогов на территории СССР. В этом году был введен налог с оборота, который заменил промысловый  налог в обобществленном секторе. Налог с оборота представлял собой комплексный налог, объединяющий и заменяющий целый ряд косвенных и прямых налогов.

В его состав также  включались взимавшиеся с предприятий  обобществленного сектора платежи  за разработку месторождений каменного угля, нефти и рудных ископаемых, т.е. налоги на недра, а также платежи за древесину и местный налог на нее.

В налог с оборота  вошли налоги и сборы, взимавшиеся  только с предприятий обобществленного сектора: 1) сборы со свеклы, перерабатываемой на заводах Сахаротреста и Укрсельцукра; 2) особый сбор с организаций изготовляющих хлопок; 3) отчисления на развитие овцеводства от прибылей шерстоперерабатывающей промышленности; 4) отчисления от товарной продукции авто- и авиатрестов; 5) взносы на работы по хозяйственному строительству государственных земельных имуществ; 6) начисления (целевые надбавки) на заготовительные и сбытовые цены сельскохозяйственных продуктов; 7) начисления на продажную стоимость древесины; 8) взносы на содержание надзора на рыбных промыслах; 9) долевое участие в расходах на местное строительство; 10) сборы, взимаемые управлениями строительного контроля.

Гербовый сбор у предприятий  обобществленного сектора также  вошел в состав налога с оборота, а для частного сектора был  заменен единой государственной пошлиной. Таким образом, все косвенные налоги (кроме таможенных пошлин), пошлины и сборы и некоторые прямые налоги заменялись налогом с оборота, принявшем форму надбавки к оптовой цене и взимаемой с населения при продаже товаров и услуг в сети розничной торговли.

В советской налоговой  практике введение налога с оборота  означало введение нового синтетического (или номинального) налога взамен значительного  числа статей расходной части  бюджета, или, если говорить строго, введение нового механизма формирования доходной части бюджета. Этот синтетический налог был очень удобен для сформировавшейся в те годы централизованной системы государственного регулирования экономики и существовать мог только в рамках этой системы. Методы включения в розничные цены товаров и услуг налога с оборота и последующего его изъятия в бюджет стали мощным и весьма эффективным инструментом пополнения бюджета и перекачки средств из фонда потребления в фонд производственного накопления, но эти же методы достаточно быстро спровоцировали отрыв движения финансовых ресурсов от кругооборота материальных ценностей.

Уже в 90-х гг., обсуждая в периодических изданиях проблемы развития налога с оборота, экономисты проводили сравнительную характеристику его с налогом на добавленную  стоимость; были выявлены различия и преимущества последнего с точки зрения государственных интересов.

В 1991 году в России, когда  обсуждался вопрос о замене налога с оборота и налога с продаж на НДС, определили, что ставка НДС, компенсирующая потери от замены двух косвенных налогов одним должна быть такой, чтобы налоговая масса НДС покрывала налоговую массу двух налогов. Расчетным путем было определено, что ставка НДС должна была составить не менее 27%.

В 1992 г. налог на добавленную  стоимость был введен в России законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» в размере 28 % и очень быстро занял ведущие позиции в формировании доходов бюджета.

В настоящее время  в России основная ставка НДС составляет 18 %. Снижение в 2004 г. ставки НДС с 20 до 18 % обосновывалось государственной политикой снижения налогового бремени.

 

§3. Основные виды косвенных налогов

К основным видам косвенных  налогов относятся:

1. НДС (налог на добавочную стоимость);

2. Акциз;

3. Таможенные пошлины.

1. Налог на добавленную стоимость.

         Налог на добавленную стоимость (НДС) – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, где добавленная стоимость определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на расходы.

         НДС относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, так как конечным его плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог, НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. НДС широко применяется на практике в западных моделях экономических систем и выполняет важную роль в регулировании товарного спроса.

НДС введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 6 декабря 1991 г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и заменил собой налог с оборота и налог с продаж.

Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками  НДС признаются:

1. организации;

2. индивидуальные предприниматели;

3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Не являются:

1. организации, перешедшие на  упрощенную систему налогообложения,  учета и отчетности;

2. организации и индивидуальные  предприниматели, переведенные на  уплату единого налога на вмененный  доход для определенных видов  деятельности (кроме случаев, когда они являются налоговыми агентами).

Согласно п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения  НДС признаются следующие операции:

1. реализация товаров (работ,  услуг) на территории РФ, в том  числе реализации предметов залога  и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или инновации. Следует отметить, что передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

Информация о работе Понятие косвенных налогов