Показатели, наличие которых должно быть обеспечено в обязательном порядке в налоговой политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:51, контрольная работа

Описание

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования.docx

— 30.30 Кб (Скачать документ)
    1. Цели и  задачи налоговой политики организации
 

       Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости  от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

       Принято выделять три типа налоговой политики государства.

       1. Политика максимальных налогов.  При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

       2. Политика разумных налогов. Она  способствует развитию предпринимательства,  обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат.

       3. Налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения,  но при значительной социальной  защите. При сильной экономике  все указанные типы налоговой  политики успешно сочетаются. Для  России характерен первый тип  налоговой политики в сочетании  с третьим.

       Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую  на длительный срок. Определяется она  общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных  средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики  методами фискального регулирования.

       Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

       • экономические – обеспечение  экономического роста, ослабление цикличности  производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

       • социальные – перераспределение  национального дохода в интересах  определенных социальных групп путем  стимулирования роста прибыли и  недопущения падения доходов  населения;

       • фискальные – повышение доходов  государства;

       • международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

       Налоговая тактика государства ежегодно реализуется  в законе о бюджете на год и  представляет собой реализацию налоговой  стратегии государства в текущем  периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.

       Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей  стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми  актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном  механизме, торможению воспроизводственных  процессов и в конечном итоге  – к экономическому кризису.

       Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с  общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции  РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов.

       Цели  налоговой политики:

       1)   обеспечивать  полноценное формирование  доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования  деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления  по осуществлению соответствующих  функций и полномочий;

       2)   содействовать устойчивому развитию  экономики, приоритетных отраслей  и видов деятельности, отдельных  территорий, малого предпринимательства;

       3)   обеспечивать   социальную справедливость  при налогообложении доходов  физических лиц.

       Налоговая политика формируется и реализуется  на федеральном, региональном и местном  уровнях в пределах соответствующей  компетенции. На региональном уровне система  регулирующего воздействия может  осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам). 

    1. Основные  нормативные документы, определяющие порядок формирования учетной политики организации
 

       В современной системе управления экономикой РФ сложились два уровня формирования учетной и налоговой политики: глобальный (общегосударственный, национальный) и локальный (хозяйствующего субъекта). Так на государственном уровне учетная политика проводится путем разработки и внедрения национальных стандартов бухгалтерского учета (№ 1), Генерального плана счетов бухгалтерского учета и других инструктивных, нормативных актов. Налоговая политика на государственном уровне регулируется правилами налогового учета (Налоговый Кодекс, глава 12 ст. 65-72.)

         На выработку национальной учетной  и налоговой политики среди  международных организаций значительное  влияние оказывает Международная  Федерация бухгалтеров (МФБ). При  ней создан Комитет по международным  стандартам учета (КМСУ), деятельность  которого регулируется Советом,  состоящим из 13 стран и 4 организаций.  КМСУ разрабатывает стандарты  учета и ведет работы по  их распространению. Об этом  дается подробно в курсе "Международный  учет"

         Стандарт бухгалтерского учета  № 1 приводит следующее определение  локальной учетной политике: "Учетная  политика - это совокупность способов, принимаемых руководителем субъекта  для ведения бухгалтерского учета  и раскрытия финансовой отчетности, в соответствии с их принципами  и основами". Первый принцип,  отмеченный в этом стандарте  принцип начисления, который по  налоговому законодательству определен  как метод налогового учета  доходов и расходов налогоплательщика.  Другие принципы учета, приведенные в СБУ № 1 также могут по-разному трактоваться в налоговом учете, но, тем не менее, все они определяют порядок формирования и использования как учетной, так и налоговой политики предприятия.

         Анализ старых и действующих  нормативных документов позволяет  сделать вывод о том, что  в рамках учетной политики  раньше, до 1997 г. существовала возможность  регулирования налоговых показателей  деятельности предприятия, но  в настоящее время это невозможно, поскольку способы расчета, методы  учета налоговых показателей  совершенно различаются. отсюда, необходимо разграничить учетную политику по СБУ № 1 и учетную политику в целях налогообложения (налоговую политику) или - наряду с учетной политикой, формировать налоговую политику.

         Под налоговой политикой следует  понимать совокупность приемов,  способов, правил и процедур, которые  применяются в процессе ведения  налогового учета и составления  на их основе данных налоговой  отчетности, в соответствии с  их принципами и методологией.

         Как видно из определений особых  различий между налоговой и  учетной политикой не наблюдается.  Они взаимно дополняют друг  друга.

         Положения налоговой политики  могут быть закреплены в приказе  об учетной и налоговой политике, формируемой на новый финансовый  год в виде самостоятельного  раздела или самостоятельного  документа.

             Формирование локальной учетной  и налоговой политики заключается  в выборе одного из способов, предлагаемых СБУ, обоснование  их исходя из условий деятельности  субъекта и принятия в качестве  основы для ведения финансового,  производственного и налогового  учетов. Для того, чтобы быть эффективной, учетная и налоговая политика должна вырабатывать учетные решения, как для осуществления текущих, так и перспективных задач бухгалтерского учета и налогообложения.

         В условиях рыночных отношений  и действия современных законодательных  актов по бухгалтерскому учету  и налогообложению у хозяйствующих субъектов имеется широкий выбор того или иного варианта организации учета, методов начисления амортизации; отражения в учете реализации товаров, работ, услуг; доходов и расходов и др.

         Рассмотрим порядок формирования  учетной и налоговой политики  на предприятии (как общего  документа). В ее основу должны  быть заложены рекомендованные  бухгалтерскими стандартами и  самостоятельно избираемые способы,  методы и учетные процедуры:

        - рабочий план счетов (сокращенный  генеральный план счетов), привязанный  к условиям конкретного предприятия;

        - форма бухгалтерского учета  с учетом квалификации кадров  и наличия компьютерной техники;

        - методы учета доходов и расходов, методы начисления амортизации,  метод оценки разных объектов  учета;

        - методы учета затрат и калькуляции  себестоимости продукции;

        - методы налогового учета;

        - размеры авансовых платежей  и сроки уплаты разных налогов  и сборов;

         Перечень вариантов организации  учета можно продолжить, их число  возрастет с внедрением национальных  стандартов бухгалтерского учета.  Некоторые права выбора вариантов  учета представлены и в Налоговом  Кодексе например, для налоговых целей предприятия могут применять иные налоговые нормы амортизации, по сравнению с предложенными в Кодексе, но не выше их.

         Принятая предприятием учетная  и налоговая политика должна  быть долговременной (на 5 лет). Она  должна основываться на реальном  экономическом положении предприятия,  организации производства, степени  компьютеризации учета. Обоснованная  учетная и налоговая политика  должна быть одобрена собранием  акционеров, учредителями предприятия  и доведена до налоговых органов  и других заинтересованных сторон.

         По форме и содержанию учетная  и налоговая политика разных  предприятий должен быть разной, но письменное оформление ее  должно быть отдельным документом, увязанным с пояснительной запиской  к годовому отчету, как ее самостоятельный  раздел и в течение года, принятая  политика не должна меняться.

         Предприятия, определяя учетную  и налоговую политику, должны  ясно представлять плюсы и  минусы, избранных ими методов  для целей налогообложения в  условиях существующих неплатежей  и возрастающего объема учетной  работы. Выбранная политика в  определении тех или иных объектов  учета должна соблюдаться от  данного отчетного периода к  другому, а при его изменении необходимо поставить об этом в известность местный налоговый орган. 

    1. Показатели, наличие которых должно быть обеспечено в обязательном порядке в налоговой политике
 

       В соответствии с принятым подходом характеристика налоговой политики может быть выражена в двух группах показателей. В  первой группе – универсальные базовые  показатели состояния налоговой  системы. Любая политика проявляется  в налогах, их изменениях, а отслеживание и оценка этих изменений во времени  отражают ее направление и эффективность. То есть эти показатели фиксируют  текущее внутреннее состояние системы  налогов и необходимы для контроля за ходом любой налоговой политики.

       Вторая  группа показателей – специальная. Она опирается на показатели первой группы и используется для наблюдения за процессом применения налогов  в регулирующих целях. Заранее нельзя определить круг таких показателей, поскольку в каждый период времени  налоги могут быть задействованы  в интересах тех или иных тактических  соображений. Как уже отмечалось, такие соображения могут не укладываться в общепризнанные принципы обложения  или прямо противоречить им. Скажем, если государство ставит задачу экстраординарного развития какой-то отрасли и для ее решения предоставляет ей огромные налоговые льготы, то в этом случае сознательно нарушаются основополагающие налоговые принципы – равенство, всеобщность, нейтральность. Российская налоговая система обременена массой острейших проблем, выражающих специфику современной налоговой политики. Понятно, что анализ этих проблем и общая оценка политики могут потребовать довольно изощренных показателей. Некоторые из них будут представлены в третьем разделе, где предпринимается попытка конкретной количественной характеристики отдельных граней налоговой политики.

Информация о работе Показатели, наличие которых должно быть обеспечено в обязательном порядке в налоговой политике