Планирование налоговых поступлений бюджета от физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание

Современное налогообложение физических лиц в РФ представляет собой разветвленную и достаточно сложную систему платежей, которая постоянно подвергается критике.

Цель данной работы - рассмотреть методику планирования налоговых поступлений бюджета от физических лиц.

Задачи данной работы:

- рассмотреть состав и структуру доходов бюджетов бюджетной системы РФ от налогов, уплачиваемых физическими лицами:

- проанализировать методику планирования налоговых поступлений бюджетов от физических лиц;

- определить пути совершенствования методики планирования налоговых поступлений бюджетов от физических лиц.

Объектом исследования выступают налоги, уплачиваемые физическими лицами.

Предметом исследования является методика планирования налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

Рекомендации  носят общий характер в отношении  всех налогов. Детально методика расчета прогноза налога на доходы физических лиц в рекомендациях не рассматривается. Число субъектов, использующих модели планирования, ограничено. Применяется, в основном, детерминированный подход, базирующийся на приведении фактических налогов к условиям прогнозируемого периода на базе индекса фонда оплаты труда. Прогноз НДФЛ дается единой суммой без дифференциации налога на отдельные группы НДФЛ, отличающиеся видами доходов, ставками, субъектами, исчисляющими и перечисляющими налоги в бюджет [18].

В исследовании принципы планирования налога на доходы физических лиц сформулированы и  содержательно раскрыты, исходя из принципов формирования среднесрочных  финансовых планов субъектов Федерации, поскольку планирование налоговых  доходов выступает составной точность плановых показателей; гибкость системы планирования, адаптация к изменениям; автоматизация расчетов; сопоставимость и структурированность исходных данных; юридическая обоснованность плановых показателей.

Принципы планирования налога на доходы физических лиц положены в основу выбора метода планирования, отвечающего структурированному подходу. Предложено применить комбинированный метод планирования налога на доходы физических лиц, сочетающий детерминированное моделирование, статистический метод аналитического выравнивания временных рядов доходов, облагаемых по разным налоговым ставкам, с последующей их экстраполяцией, и экспертный метод.

Метод детерминированного моделирования позволяет установить вклад групп НДФЛ с разными  налоговыми ставками в совокупную сумму налога на доходы физических лиц [19].

Аналитическое выравнивание временных рядов доходов  позволяет выявить тенденции  в их изменении по группам налогов  и заключается в нахождении функций Д} = f j (t).

Экспертный  метод необходим для учета той части налогов, которую нельзя исчислить по базовой формуле, в частности, суммы налогов, исчисляемых налогоплательщиками самостоятельно, возможных изменений в сумме налога в связи с потенциальными изменениями налогового законодательства и других неучтенных факторов.

 Выбрана  исходная информационная база  планирования налога на доходы  физических лиц на основе его  структурирования в части орм статистической налоговой отчетности и базовых показателей.

Использование в качестве макроэкономического  показателя прогноза ФОТ было оправдано до 2006 г., поскольку отсутствовала официальная налоговая статистика по группам налогов. В 2006 г. Федеральной налоговой службой утверждена форма статистической налоговой отчетности «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами» (№ 5-НДФЛ), содержащая информацию о налоговых базах и налогах, удерживаемых агентами на территории субъекта РФ, в разрезе ставок налога [19].

Введение в  практику налоговой отчетности статистической формы 5- НДФЛ позволяет отслеживать динамику налога на доходы физических лиц в разрезе ставок налога, создает предпосылки для формирования временных рядов фактических доходов и использования их для планирования налога на доходы физических лиц. В данной работе сделан вывод, что внедрение формы 5-НДФЛ является важным условием использования качественного нового подхода к планированию налога на доходы физических лиц - не на основе прогноза ФОТ, а на базе выявления тенденций изменения доходов, облагаемых налогом по разным ставкам.

С целью обоснования  выбора базового макроэкономического  показателя планирования выявлена теснота связи динамики НДФЛ и фонда оплаты труда, НДФЛ и доходов (табл. 2).

Таблица 3.1

Коэффициенты  корреляции динамики НДФЛ и макроэкономических показателей [19]

Субъект

Коэффициенты  корреляции

НДФЛ и ФОТ

НДФЛ и доходов

Российская  Федерация

0,953

0,998

Казань 

0,869

0,986


 

Таблица составлена автором по результатам расчетов, выполненных по официальным статистическим данным.

Данные табл. 2 и наличие формы 5-НДФЛ позволили сделать обоснованный вывод о возможности и необходимости выбора в качестве базового показателя планирования НДФЛ доходов физических лиц.

Расчет суммы  прогнозируемого поступления налога на доходы физических лиц производится по формуле:

 

,                                                                                             [3.1]

 

где: П - прогнозируемое поступление налога на доходы физических лиц в прогнозируемом финансовом году;

Ф - фактическое  поступление налога на доходы физических лиц в текущем финансовом году (сумма налога на доходы физических лиц по данным месячного отчета об исполнении консолидированного бюджета на последнюю отчетную дату текущего финансового года);

- коэффициент, характеризующий  динамику поступления налога  на доходы физических лиц в текущем финансовом году (отношение сумм налога на доходы физических лиц по данным месячного отчета об исполнении бюджета на последнюю отчетную дату текущего финансового года и месячного отчета об исполнении бюджета за соответствующий период прошлого финансового года);

- коэффициент, характеризующий  динамику фонда оплаты труда  в прогнозируемом финансовом  году (отношение сумм прогнозируемого  фонда начисленной заработной  платы всех работников в прогнозируемом финансовом году и в текущем финансовом году по данным основных показателей прогноза социально-экономического развития области на соответствующий период);

Д - дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы областного бюджета по налогу на доходы физических лиц в прогнозируемом финансовом году, связанные с:

- изменениями законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Российской Федерации или других нормативных правовых актов (в части налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов, норматива отчислений доходов от налогов и сборов и др.) по отдельному расчету;

- единовременными (разовыми) поступлениями по данным (расчету) администратора доходов областного бюджета;

- взысканием в областной бюджет задолженности по налогам и сборам по данным (расчету) администратора доходов и (или) по правовому акту, устанавливающему задание по взысканию в областной бюджет задолженности по налогам и сборам.

Расчет суммы  прогнозируемого поступления транспортного  налога производится отдельно по юридическим и физическим лицам по формулам:

 

                                                                      [3.2]   

 

                                                                      [3.3]

 

,                                                                              [3.4]

 

Где: - прогноз поступления транспортного налога в областной бюджет в i+n финансовом году;

- прогноз поступления  транспортного налога по физическим  лицам в областной бюджет в  i+n финансовом году;

- прогноз поступления  транспортного налога по юридическим  лицам в областной бюджет в  i+n финансовом году;

- количество транспортных  средств, зарегистрированных в  установленном порядке;

CTi - ставка налога;

- коэффициент собираемости  транспортного налога, определяется отношением фактических поступлений транспортного налога за i-1 финансовый год к начисленным суммам транспортного налога в i-1 финансовом году;

- сумма налоговых льгот  по уплате транспортного налога.

 

Расчет суммы  прогнозируемого поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, производится по формуле:

 

,                                                                                             [3.5]

 

Где: П - прогнозируемое поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в областной бюджет в прогнозируемом финансовом году;

Ф - фактическое  поступление налога, взимаемого в  связи с применением упрощенной системы налогообложения, в областной  бюджет в текущем финансовом году (сумма налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в областной бюджет по данным месячного отчета об исполнении консолидированного бюджета на последнюю отчетную дату текущего финансового года);

- коэффициент, характеризующий динамику поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в областной бюджет в текущем финансовом году (отношение сумм налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в областной бюджет по данным месячного отчета об исполнении консолидированного бюджета на последнюю отчетную дату текущего финансовом года и месячного отчета об исполнении консолидированного бюджета за соответствующий период прошлого финансового года);

- коэффициент, характеризующий динамику оборота малых предприятий в прогнозируемом финансовом году (отношение сумм прогнозируемого оборота малых предприятий в прогнозируемом финансовом году и в текущем финансовом году по данным основных показателей прогноза социально-экономического развития области на соответствующий период);

Д - дополнительные (+) или выпадающие (-) доходы областного бюджета по налогу, взимаемому в  связи с применением упрощенной системы налогообложения, в областной  бюджет в прогнозируемом финансовом году, связанные с:

- изменениями законодательства Российской Федерации и бюджетного законодательства Российской Федерации или других нормативных правовых актов (изменение налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов, норматива отчислений доходов от налогов и сборов и др.) по отдельному расчету;

- единовременными (разовыми) поступлениями по данным (расчету) администратора доходов областного бюджета;

- взысканием в областной бюджет задолженности по налогам и сборам по данным (расчету) администратора доходов областного бюджета и (или) по правовому акту, устанавливающему задание по взысканию в областной бюджет задолженности по налогам и сборам.

Современные теоретические  подходы и методические разработки планирования налога на доходы физических лиц базируются на использовании фактических данных о налоговых поступлениях за периоды, предшествующие прогнозному периоду, и прогнозе изменения макроэкономического показателя социально-экономического развития субъекта Федерации, в качестве которого используется фонд оплаты труда (ФОТ). Следовательно, учитывается динамика только одного вида дохода - вознаграждения, получаемого налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей. Другие виды доходов, облагаемых налогом, остаются за рамками методик.

В целом данная система планирования налогов носит  прогрессивный характер, является более  точной и может быть рекомендована  к использованию.

 

Заключение

 

В системе налогообложения  физических лиц в РФ присутствуют не только подоходно-поимущественные  налоги, но и налоги, взимаемые за использование природных ресурсов. Большая часть налогов, порядок налогообложения физических лиц в России в целом не отличаются от практики зарубежных стран, однако имеют место и те, которые составляют национальную специфику и существуют либо в силу традиции, либо в силу особенностей экономики страны.

Необходимо  отметить, что наиболее объемными доходными источниками бюджета  являются налог на доходы физических лиц, земельный налог и единый налог на вмененный доход,  составляющие более 90% всех налоговых доходов, при чем данная ситуация характерна не только для г. Казань, но и для всей территории РФ.

Налог на имущество физических лиц на 2011 год в г. Казань составляет  95 485 тыс. рублей,  на 2012 год – 102 264 тыс. рублей,  на 2012 – 109 525 тыс. рублей. что составляет около 1% в общей сумме налоговых доходов.

От 17 до 25 процентов  налоговых поступлений бюджетов субъектов Российской Федерации  обеспечивает налог на доходы физических лиц, что делает весьма актуальной задачу разработки научных подходов и методических рекомендаций по планированию именно данного налога.

При прогнозировании НДФЛ необходимо учитывать два возможных сценария:

- ситуация в стране не изменяется, т.е. остается посткризисной с замедленными темпами роста НДФЛ;

- экономическая ситуация стабилизируется и темпы роста НДФЛ возвращаются к докризисному уровню.

В первом случае необходимо учитывать корректировочный коэффициент  экспертов, отражающий замедление экономического роста.

Современные теоретические  подходы и методические разработки планирования налога на доходы физических лиц базируются на использовании фактических данных о налоговых поступлениях за периоды, предшествующие прогнозному периоду, и прогнозе изменения макроэкономического показателя социально-экономического развития субъекта Федерации, в качестве которого используется фонд оплаты труда (ФОТ).

 

 

 

Список использованных источников

 

              1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 01.02.2012.
              2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в последней редакции) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 01.02.2012.
  1. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в последней редакции) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 1.02.2012.
  2. Бюджетирование, ориентированное на результат: опыт, результат, проблемы. // Бюджет.- 2012.- №8. – С. 55-61
  3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008 - 2012 годах// Финансовый бизнес. – 2013. – № 2. – С. 2-11
  4. Распоряжение Правительства Республики Татарстан от 17 июля 2012г. № 719-р «О внесении изменений в Методику формирования доходной и расходной частей проектов бюджетов Республики Татарстан на 2012 год и на период до 2013 года» // Справочно-правовая система ГАРАНТ.
  5. Расходная часть бюджета Казани увеличивается 33 млн.рублей.//Бюджет.-2012.- №10. – С. 32-39
  6. Азарова, Е. Г. Социальное законодательство: научно-практическое пособие / Е. Г. Азарова и др. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ» ИНФРА-М – 2012. – 345с.
  7. Алексеева, Н. Об оценке эффективности межбюджетных отношений / Н. Алексеева // Экономист. – 2012. – №8. – С. 84–89.
  8. Амиров, В. Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов в Федерации и местного самоуправления / В. Б. Амиров, Р. В. Богатеев // Деньги и кредит. – 2012. – №12. – С. 35–37.
  9. Афанасьев, М. Бюджетная реформа в России: первые шаги и возможные перспективы / М. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики. – 2012. – №11. – С. 57–69.
  10. Бирюков, А. Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов / А. Г. Бирюков // Финансы. – 2012. – №4. – С. 10–12.
  11. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов /Под ред. П. И. Вахрина. – М.: «Дашков и К», 2012. – 452 с.
  12. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Пол редакцией Г.Б. Полякова. – 2-е изд., пераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 703 с.
  13. Гамукин, В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат / В. Гамукин // Вопросы экономики. – 2013. – №2. – С. 4–22.
  14. Лавров, А. М. Бюджетная реформа 2012-2015 гг.: от управления затратами к управлению результатами / А. М. Лавров // Финансы. – 2012. – №9. – С. 3–13.
  15. Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. для вузов / Нешитой А. С. – изд. 7 перераб. и доп. – М.: Издат. дом «Дашков и К», 2012. – 369с.
  16. Пансков, В. Г. Аудит эффективности расходования государственных средств / В. Г. Пансков // Финансы. – 2012. – №5. – С. 65–67.
  17. Розуваев, А. А. Управление бюджетными расходами региона / А. А. Розуваев // Регионология. – 2012. – №4. – С. 70–77.
  18. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник для вузов / С.С. Артемьева, В.В. Митрохин, В.И Чугунов и др. – М.: Академический проект, 2012. – 469 с.
  19. Финансы: Учебник/ Под ред.А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.:Финансы и статистика, 2011. – 504 с.
  20. Финансы регионов: учеб. пособие / под ред. М. И. Яндиева – М.: ТЕИС – 2012. – 205с.
  21. Христенко В. Б. Развитие бюджетного федерализма в России: от раздела денег к разделению полномочий / В. Б. Христенко // Российская газета. – 2013. – 17 февр. – С. 3–4.
  22. Яшина, Н. И. Внедрение планирования, ориентированного на результат, как концептуальный подход к повышению эффективности бюджетных расходов / Н. И. Яшина, С. П. Борисова // Финансы и кредит. – 2012. – №19. – С. 67–73.

Информация о работе Планирование налоговых поступлений бюджета от физических лиц