Планирование налога на имущество организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой.
Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Сущность и общие положения налога на имущество организации 5
2. Планирование налога на имущество 11
2.1. Текущее налоговое планирование 12
2.2. Долгосрочное налоговое планирование 13
2.3. Пути уменьшения налогообложения по налогу на имущество. 19
Заключение 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа состоит из  1 файл

кр Налог планир.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

При поставках импортного оборудования на территорию РФ на стоимость  оборудования также будут влиять расходы на его транспортировку. При планировании транспортной составляющей для поставки импортного оборудования необходимо получить точные сведения о грузе: данные о тоннаже, перечень мест, габариты отдельных мест, специальные требования к перевозке, включая данные о наличии в составе поставки негабаритных грузов. Все эти факторы могут увеличить стоимость имущества при постановке на баланс, а вследствие этого увеличится и налог на имущество.

2.3. Пути уменьшения налогообложения по налогу на имущество.

Фундамент налогового планирования закладывается еще на стадии формирования учетной политики хозяйствующего субъекта как основополагающего документа в организации бухгалтерского и налогового учета. Попробуем проанализировать, какие положения учетной политики влияют на налог на имущество организации.

В первую очередь необходимо еще на этапе приобретения основных средств принять решение, каким образом они будут отражены в учете. Например, при покупке здания к учету принимают его целиком или наоборот «дробят» на отдельные объекты для включения их в разные амортизационные группы. Результатом является уменьшение налога на имущество за счет более быстрого списания объектов с меньшим сроком полезного использования.

Следующим моментом является правильное применение порядка начисления норм амортизации в зависимости  от специфики деятельности. Как правило, эти параметры взаимосвязаны с бюджетным планом компании на год. Здесь не следует забывать об амортизационной премии, которая единовременно включается в состав расходов. Размер ее не должен превышать 10 процентов от первоначальной стоимости основных средств15.

Организациям, приобретающим  легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы с первоначальной стоимостью более 600 000 и 800 000 рублей, не следует забывать про применение специального коэффициента 0,5 при начислении амортизации. Эта же норма применяется  при получении имущества по договору лизинга, когда оно учитывается у лизингополучателя16.

При реализации таких  основных средств перерасчет налоговой  базы на сумму недоначисленной амортизации  не производится. Но если вид деятельности позволяет уплачивать ЕНВД по тем направлениям, где используются такие основные средства, это даст возможность уменьшить сумму налога на имущество.

Налог также можно  уменьшить при использовании  договоров лизинга путем применения к нормам амортизации имущества, учитываемого по договору лизинга, повышающего коэффициента, но не выше 3. Порядок его применения следует отразить в учетной политике.

Немаловажно отметить, что  основные средства, переданные на консервацию  на срок свыше трех месяцев или  находящиеся на реконструкции и  модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества17.

Не стоит упускать возможность проведения переоценки объектов основных средств по итогам года. С 2008 года итоги данной переоценки отражаются в бухгалтерском учете  на начало отчетного года и оказывают влияние на сумму налога на имущество в текущем году18.

Процесс налогового планирования состоит из мониторинга законодательства, создания новых структур, формирования порядка учета основных средств, выработки новых алгоритмов деятельности.

Не следует пренебрегать при планировании налога на имущество  и применением льготных режимов  налогообложения. Помимо льгот, предоставляемых  в соответствии с Налоговым кодексом, следует учитывать льготы, предоставляемые  субъектами Российской Федерации. Налоговая база по налогу на имущество организации рассматривается отдельно по каждому объекту основных средств в зависимости от его местонахождения. При этом законодательство субъекта Российской Федерации, на территории которого находится имущество, может содержать дополнительные условия предоставления льгот по налогу на имущество.

Использование компаний, зарегистрированных в офшорах и  особых экономических зонах, также  позволяет сократить суммы налога.

При этом налогообложение  производится с учетом приоритета норм международного законодательства. Если организация является резидентом особой экономической зоны (туристско-рекреационной особой экономической зоны), то у нее появляется возможность применять специальный коэффициент 2 к основной норме амортизации.

Имущество, используемое на территории особой экономической  зоны в рамках соглашения о ее создании, не подлежит налогообложению в течение  пяти лет с момента постановки на учет такого имущества19.

Совершенно очевидно, что налоговое планирование как инструмент снижения налогового бремени наиболее эффективно действует не в рамках одной организации, а, как правило, предусматривает участие нескольких компаний.

Например, возможно применение лизинга, когда имущество приобретается  одной компанией и передается в лизинг другой. Другой способ — приобретение и принятие к учету имущества организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, ведь в этом случае налог на имущество не уплачивается. В дальнейшем такое имущество может использоваться как самой организацией, так и сдаваться в аренду.

Растет популярность использования паевых инвестиционных фондов при осуществлении налогового планирования. Паевой инвестиционный фонд — это обособленный имущественный  комплекс, состоящий из имущества, переданного  в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления. Переданное в ПИФ имущество для доверительного управления составляет пай, который сам по себе является ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца.

В 2008 году законодатели до конца не устранили вопрос о том, кто же обязан уплачивать налог на имущество. В соответствии со статьей 378 Налогового кодекса РФ учредитель доверительного управления не уплачивает налог на имущество в отношении имущества, составляющего ПИФ. Однако статья 374 признает, что объектом налогообложения может признаваться имущество, не учитываемое на балансе организации в качестве основных средств. Стоит пояснить, что имущество, переданное в ПИФ, учитывается в составе финансовых вложений20. Использование такой схемы чаще всего приводит к возникновению спорных ситуаций с налоговиками.

В то же время никто  не отменял статью 3 Налогового кодекса: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Хочется отметить, что  использование ПИФов является еще  и инструментом защиты от рейдерских атак. Более того, сам по себе пай  является более ликвидным активом  по сравнению с объектом основных средств, ведь его реализация при необходимости может быть произведена значительно быстрее, чем длительная процедура продажи недвижимости. При планировании схем подобного рода следует четко контролировать, чтобы они не производились между аффилированными лицами и организациями, так как это может дать налоговикам повод в признании такого рода сделок фиктивными, со всеми вытекающими последствиями.

Основой налогового планирования является максимально правильное использование  установленных законом льгот  и преимуществ, нестыковок законодательства, анализ позиции контролирующих органов, учет делового оборота и судебной практики.

Часто на балансе предприятий  оказываются основные средства, не используемые в хозяйственной деятельности, но налоги при этом приходится платить. В таком случае целесообразно проводить не только общую инвентаризацию, но и выявлять случаи, когда имущество, находящееся на балансе, необходимо реализовывать путем продажи.

Само по себе налоговое  планирование — не самоцель, а элемент  формирования финансового бюджета  компании. Объективно составленный и исполненный налоговый план позволит высвободить дополнительные активы для развития компании, исключить непредвиденные расходы, снизить количество претензий со стороны налоговых органов.

Заключение

Согласно нормам законодательства, плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ, филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.

Максимальная ставка налога 2,2% (конкретная ставка устанавливается на региональном уровне).

Объект имущественного налогообложения – основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе у плательщика, учитываемые по остаточной стоимости.

Федеральным законодательством  предусматривается значительное количество льгот по налогу на имущество предприятий, с помощью которых имущество предприятия можно классифицировать следующим образом: необлагаемое налогом имущество и имущество, стоимость которого уменьшает налогооблагаемую базу.

Необходимо также учитывать  особенности законодательства субъектов  Российской Федерации, которые имеют право самостоятельно устанавливать льготы по налогу на имущество юридических лиц.

Среди путей уменьшения текущего налогообложения можно выделить следующие:

1. Разделение отдельных  объектов основных средств и  принятие их к учету по частям. Результатом является уменьшение налога на имущество за счет более быстрого списания объектов с меньшим сроком полезного использования.

2. Часто на балансе  предприятий оказываются основные  средства, не используемые в хозяйственной  деятельности, но налоги при этом приходится платить. В таком случае целесообразно проводить не только общую инвентаризацию, но и выявлять случаи, когда имущество, находящееся на балансе, необходимо реализовывать путем продажи.

3. Налог также можно  уменьшить при использовании  договоров лизинга путем применения к нормам амортизации имущества, учитываемого по договору лизинга, повышающего коэффициента, но не выше 3.

4. Основные средства, переданные на консервацию на  срок свыше трех месяцев или  находящиеся на реконструкции  и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества21.

5. Еще один способ - приобретение и принятие к  учету имущества организацией, применяющей  упрощенную систему налогообложения,  ведь в этом случае налог  на имущество не уплачивается. При этом в учете имущество будет учитываться в соответствии со стоимостью имущества по договору купли-продажи.

6. В целях налогообложения  прибыли действует стоимостный  критерий 20 000 руб., поэтому реализация  организацией указанного права  уменьшает налоговую базу по налогу на имущество и сближает бухгалтерский и налоговый учет. Поэтому при своевременном списании «малооценки» можно незначительно снизить налог в небольших компаниях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативные правовые акты и нормативные документы

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  2. Граджанский кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  3. Закон Омской области "О налоге на имущество организаций" от 21.11.2003 г.  N 478-ОЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  5. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  6. Письмо Минфина России от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  7. Письмо Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/154 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  8. Письмо Минфина России от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  9. Письмо Минфина России от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  10. Письмо Минфина России от 13.03.2008 N 03-05-04-01/10 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  11. Письмо Минфина России от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  12. Письмо Минфина России от 03.03.2009 N 03-05-05-01/15 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;
  13. Федеральный закон РФ от 13.12.1991 года № 2030-1// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;

2. Монографии, сборники, учебники и учебные пособия

  1. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на имущество предприятий. Профессиональный комментарий. – Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2002 г.;
  2. Гаврилова Н.А. Введение нового налога на имущество организаций – первый этап реформирования системы имущественных налогов // Налоги и бизнес, №12 (255), 2007;
  3. Гаврилова Н.А. Налог на имущество: комментарий к изменениям и дополнениям // Российский налоговый курьер, №2, 2007;
  4. Данилин В.В. Оптимизация налога на имущество организаций через договоры // Налоговый учет для бухгалтера, №4, 2008. С. 15–18;
  5. Химичев  А. эксперт журнала "Практическая бухгалтерия" подписано в печать 27.05.2008. (http://www.lawmix.ru/bux/47312/).

Информация о работе Планирование налога на имущество организаций