Перспективы совершенствования налогообложения в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 22:23, реферат

Описание

Налоговая система должна быть адекватной развитию экономики и формам предпринимательской деятельности. Налоговая реформа должна стать коллективным делом, наиболее рациональные и эффективные идеи отразятся в Налоговом кодексе, которому предстоит стать основным федеральным законодательным актом, регулирующим все проблемы налогообложения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………3

1. Сущность налогов и налоговой системы ………………………………………. 5
2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………… 6
3. Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………. 8
4. Основные направления совершенствования налоговой системы в
среднесрочной перспективе …………………………………………………………..10

Заключение ………………………………………………………………………............15

Список источников ……………………………………………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

НАЛОГИ.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 
Государственный университет управления 
Институт национальной и мировой экономики 
 
 

 
Реферат

по дисциплине «Налоги и налогообложение» 
на тему «Перспективы совершенствования налогообложения в РФ»
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

очной формы обучения

Специальности МЭС

5 курса 1 группы                 Кочукова М.В. 

Проверил                              Морозова Н.  . 
 
 
 
 

Москва 2011

Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………………………3 

1. Сущность налогов  и налоговой системы ………………………………………. 5

2. Налоговая система  Российской Федерации……………………………………  6

3. Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов………………………………………………………………. 8

4. Основные направления  совершенствования  налоговой системы в

среднесрочной перспективе …………………………………………………………..10

Заключение ………………………………………………………………………............15

 

Список  источников ……………………………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение  

      В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью, частой сменой «правил игры с государством», принятием налоговых актов «задним числом», противоречивостью законов и подзаконных актов, создающей возможность, а порой просто необходимость их толкования. Налоговый кодекс должен внести ясность во многие вопросы. Прежде всего, он призван стабилизировать систему налогов, по крайней мере, в пределах финансового года, а впоследствии данный интервал должен увеличиваться. Налоговому кодексу предстоит создать единую комплексную систему в стране, устранить противоречия, четко определить функции полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики. Следует найти наиболее оптимальные соотношения прямых и косвенных налогов, налогов на доходы и налогов на капитал, налогов на юридических и на физических лиц.

      Налоговая система должна быть адекватной развитию экономики и формам предпринимательской деятельности. Налоговая реформа должна стать коллективным делом, наиболее рациональные и эффективные идеи отразятся в Налоговом кодексе, которому предстоит стать основным федеральным законодательным актом, регулирующим все проблемы налогообложения. 

      Налоговый кодекс должен определить правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Перед Налоговым кодексом стоит задача разработать основные положения по определению объектов налогообложения, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию действий должностных лиц Государственных налоговых органов. Таким образом совершенствование налогообложения является актуальной темой и она будет рассмотрена в данной работе. Задачей исследования является изучение налогообложения и путей его совершенствования в РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Сущность налогов и налоговой системы

      Налоги  представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с  юридических и физических лиц  и поступающие в бюджеты различных  уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства.

      Налогообложение - это метод распределения доходов  между государством и действующим  субъектом.1

      Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйств и социальной сферы. Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. Платежи в бюджет государства не только обязательны, но принудительны и безвозмездны. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

      Налоги  и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

      В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.

      В настоящее время практически  всеми признается, что эффективная  реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

      Проблема  налогов - одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого  аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономической сферы. 

      2. Налоговая система Российской Федерации

 

      В укреплении экономической позиции  России налоги играют немалую роль. Им отводится важное место среди  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

      В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

      В формировании налоговой системы в России можно выделить 3 этапа:

      1 этап (1991-1993) - принятие закона об  основах налоговой системы РФ.

      2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением  большого количества изменений  и дополнений, что безусловно  создавало нестабильность налоговой  системы.

      3 этап (1998-наше время) - этап введения  в действие единого документа  по налогам.

      1 января 1999 года Первая часть Налогового  кодекса РФ вступила в силу.

Доходы бюджета  расширенного правительства

Российской  Федерации в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)  

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦                                    ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦ 2010 ¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦Доходы всего                        ¦39,7%¦39,5%¦39,9%¦38,8%¦35,1%¦ 35,3%¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦Налоговые доходы и платежи          ¦36,5%¦36,1%¦36,2%¦36,2%¦31,0%¦ 31,7%¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦в том числе                         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦Налог на прибыль  организаций        ¦ 6,2%¦ 6,2%¦ 6,5%¦ 6,1%¦ 3,3%¦  4,0%¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦Налог на доходы физических лиц      ¦ 3,3%¦ 3,5%¦ 3,8%¦ 4,0%¦ 4,3%¦  4,0%¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦Налог на добавленную  стоимость      ¦ 6,8%¦ 5,6%¦ 6,8%¦ 5,2%¦ 5,3%¦ 5,6%¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦Акцизы                              ¦ 1,2%¦ 1,0%¦ 0,9%¦ 0,8%¦ 0,9%¦  1,1%¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦Таможенные пошлины                  ¦ 7,5%¦ 8,3%¦ 7,0%¦ 8,4%¦ 6,5%¦  6,4%¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦Налог на добычу полезных ископаемых ¦ 4,2%¦ 4,3%¦ 3,6%¦ 4,1%¦ 2,7%¦  3,2%¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦Единый социальный налог и страховые ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦      ¦

¦взносы                              ¦ 5,5%¦ 5,4%¦ 5,6%¦ 5,5%¦ 5,9%¦  5,2%¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+

¦Прочие налоги и  сборы <*>           ¦ 1,9%¦ 1,9%¦ 2,0%¦ 1,9%¦ 2,2%¦ 2,2%¦

+------------------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+------+ 

      3. Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 

      Налоговая политика государства в ближайшие  годы будет по-прежнему проводиться  в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

      Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Это, в первую очередь, повышение доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

      Среди конкретных мер выделены следующие.2

      1. Налоговое стимулирование инновационной  деятельности и развития человеческого  капитала.

      Планируется, в частности, дальнейшее снижение тарифов  страховых взносов, совершенствование  амортизационной политики, предоставление налоговых преференций при осуществлении социально значимых расходов.

      2. Мониторинг эффективности налоговых  льгот.

      Представляется  необходимым регулярное проведение анализа востребованности установленных  механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот.

      Планируется уточнение перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

      3. Акцизное налогообложение.

      В плановом периоде будет проводиться  периодическая индексация ставок акциза с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции (приведены конкретные цифры ставок акцизов, планируемые к введению в период до 2015 года).

Информация о работе Перспективы совершенствования налогообложения в РФ