3.2 Пути 
увеличения собираемости налогов 
по упрощенной системе налогообложения 
 
 Существует 
мнение о том, что введение 
особого порядка налогообложения 
малых предприятий противоречит 
принципу нейтральности налоговой 
системы. Однако в данном случае 
справедливым является то, что 
некоторые льготы малым предприятиям 
должны лишь компенсировать им 
вызываемые как экономическими, 
так и институциональными причинами 
объективно меньшие возможности 
самофинансирования, получения кредитов 
и финансирования через финансовые 
рынки. Исходя из этих соображений, 
представляется, что использование 
налоговых льгот для поощрения 
развития малого предпринимательства 
возможно, однако должно осуществляться 
крайне продуманно с тем, чтобы 
при их использовании минимизировать 
возможности уклонения от налогов. 
 Следует 
учитывать, что упрощенный режим, 
снижая издержки контроля властей 
в одних видах деятельности, в 
других, напротив, создает возможности 
для трудно идентифицируемых 
способов уклонения от уплаты 
налогов. Поэтому важность вопроса 
заключается еще и в создании 
продуманной и рационально организованной 
системы налогового администрирования, 
по возможности исключающей злоупотребления. 
 Процесс разработки и формирования 
планов и прогнозов налоговых 
поступлений 
требует детального анализа и 
учета результатов и перспектив
 социально-экономического 
развития страны и отдельных 
ее регионов. 
 Целью 
налогового планирования, как на 
федеральном, так и на территориальном 
уровне является оценка соотношения 
налогового потенциала и фактических 
поступлений налогов и сборов, 
в том числе УСН, и определение 
объемов экономически обоснованных 
поступлений налогов и сборов 
в бюджетную систему в планируемом 
периоде. При этом налоговое 
планирование осуществляется с 
ориентацией на максимально высокий 
уровень мобилизации налогов 
и сборов в бюджетную систему. 
 В 
этой связи налоговое прогнозирование 
и планирование правомерно рассматривать 
как единый процесс, в рамках 
которого происходит регулярная 
корректировка решений, пересмотр 
мер по достижению намеченных 
показателей на основе непрерывного 
контроля и мониторинга происходящих 
изменений. 
 Налоговое 
прогнозирование представляет собой оценку 
налогового потенциала и поступлений 
налогов и сборов, в том числе и УСН, в бюджетную 
систему (консолидированный, федеральный 
и территориальные бюджеты) и осуществляется 
на базе прогноза социально-экономического 
развития Российской Федерации и ее субъектов 
в виде системы показателей и основных 
параметров социально-экономического 
развития. 
 Налоговое 
прогнозирование включает в себя 
определение налоговых баз по 
каждому налогу и сбору, в 
том числе и УСН, мониторинг 
динамики их поступления, расчет 
уровней поступления налогов 
и сборов, объемов выпадающих 
доходов, состояние задолженности 
по налоговым платежам, оценку 
результатов изменения налогового 
законодательства и т.д. 
 Особое 
значение имеет анализ основных 
факторов, определяющих динамику 
налогового потенциала и поступлений 
налогов в бюджетную систему. 
По мере становления налогового 
законодательства и адаптации 
к нему налогоплательщиков происходит 
снижение влияния субъективных 
факторов, а важнейшую роль, определяющую 
размеры налоговых доходов государства, 
начинают играть экономические 
факторы, воздействующие на изменение 
налоговой базы отдельных налогов и сборов 
и налогового потенциала в целом. 
 Исходной 
составляющей налогового планирования 
является определение налоговой 
базы по УСН, расчет которой 
проводится в целом по стране 
и по регионам. Специфика и 
сложность планирования в региональном 
разрезе - необходимость анализа 
исполнения текущих налоговых 
обязательств, мониторинга и прогноза 
социально-экономической ситуации 
по каждому региону Российской 
Федерации. [12, С. 478]
В основу 
Налогового паспорта положен макроэкономический 
подход к расчетам налоговой базы 
и налогового потенциала. С его 
разработкой появилась возможность 
более обоснованно подходить 
к определению индикативных (контрольных) 
показателей по мобилизации налогов 
и сборов в федеральный бюджет. 
 Налоговый 
паспорт - это документ, в котором 
приведена комплексная характеристика 
налогового потенциала. В нем 
дается оценка существующей налоговой 
базы региона, определяется налоговая 
составляющая в целом и по 
отдельным видам налогов в 
динамике, что позволяет разрабатывать 
прогноз поступления налогов 
и сборов на перспективу, как 
в условиях действующего налогового 
законодательства, так и с учетом 
его возможного изменения. 
 Налоговый 
паспорт состоит из 7 разделов, отражающих 
полный набор необходимых показателей 
по важнейшим позициям расчета налоговой 
базы, содержащих общую характеристику 
региона и показатели для расчета налоговой 
базы, показатели объемов и структуры 
поступлений налогов и сборов по отраслям 
экономики, задолженности по ним, выпадающих 
доходов, а также показатели с характеристикой 
сети финансово-кредитных учреждений 
и выполнения ими своих агентских функций 
по перечислению в бюджетную систему налогов 
и сборов. 
 Система 
показателей, используемых в каждом разделе 
Налогового паспорта, построена с учетом 
их динамики, что дает возможность определять 
тенденции и значимость отдельных факторов, 
влияющих на налоговые характеристики 
региона, источники или способы определения 
каждого показателя (прямые данные статистической 
или налоговой отчетности или расчет). 
Целесообразность использования показателей, 
включенных в соответствующие разделы 
Паспорта, уже в достаточной мере апробирована. 
 Для 
наиболее полного учета масштабов 
предоставленных налоговых льгот 
в Паспорте отдельно представлена 
информация о наличии в регионах 
зон со специальным налоговым 
режимом (например, ЗАТО), в которых 
используется особый порядок 
исчисления и уплаты налогов 
и сборов. 
 Серьезной 
проблемой остается наличие большого 
количества предоставляемых отсрочек, 
рассрочек и иных форм изменения 
сроков уплаты налогов. Остро 
стоят и вопросы возмещения 
из федерального бюджета сумм 
входного НДС. Для учета при 
планировании связанных с этим 
бюджетных потерь в Паспорте 
предусмотрен специальный раздел 
«Выпадающие доходы». 
 В 
целях учета выпадающих доходов 
имеющие место многочисленные 
задержки с выполнением банками 
и другими кредитными учреждениями 
поручений налогоплательщиков по 
уплате причитающихся налогов 
особым разделом в Налоговом 
паспорте выделены показатели, характеризующие 
количество таких учреждений. 
 Анализ 
и оптимизация выпадающих доходов 
позволяют повысить качество 
и обоснованность разрабатываемых 
планов и прогнозов налоговых 
поступлений, увеличить их собираемость 
и пополнить доходную часть 
бюджетной системы. Кроме того, 
дополнительный учет всех возможных 
видов и сумм выпадающих доходов 
раскрывает большой объем работы, 
проводимой налоговыми органами 
по мобилизации налогов и сборов 
в бюджетную систему. 
 Для 
оценки налогового потенциала 
региона, налоговой нагрузки на 
товаропроизводителя и их учета 
при планировании налоговых поступлений 
Налоговый паспорт содержит показатели 
размеров начисленных и фактически 
поступивших налогов и сборов, 
задолженности по ним, которые 
выделены самостоятельными 
разделами. 
 Эта 
информация служит основой для 
определения уровня поступления 
налогов и налоговой нагрузки 
относительно валового регионального 
продукта (как по начислению, так 
и по поступлению). 
 Наличие 
такой информационной базы создает 
основу для расчета совокупного 
дохода регионов, в том числе 
и по УСН, их экономического, 
финансового и налогового потенциала 
и соответствующих показателей 
по Российской Федерации. Эта 
информационная база отражает 
возможности экономического роста 
регионов и соответствующего 
роста налоговых поступлений 
и играет важную роль в своевременном 
и обоснованном составлении бюджетов, 
а также для определения путей 
перераспределения средств между 
бюджетами разных уровней в 
целях выравнивания бюджетной 
обеспеченности. 
 Вместе 
с тем, использование Налогового 
паспорта региона вносит определенность 
в систему межбюджетных отношений. 
Она становится открытой и 
прозрачной для ее участников. 
Создается динамически развивающаяся 
информационно-аналитическая база 
для формирования более обоснованной 
системы нормативов и правовой 
базы для реализации принципов 
межбюджетных отношений. [15, С. 246]
 Подводя 
итоги главы можно сделать 
выводы о том, что, несмотря 
на то, что ее положительные 
стороны превалируют над отрицательными, 
упрощенная система налогообложения нуждается 
все же в некоторых усовершенствованиях. 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
Специальным 
налоговым режимом признается особый 
порядок исчисления и уплаты налогов 
и сборов в течение определенного 
периода времени, применяемый в 
случаях, установленных Налоговым 
кодексом РФ и принимаемыми федеральными 
законами. При установлении специальных 
налоговых режимов элементы налогообложения, 
а также налоговые льготы определяются 
Налоговым кодексом РФ. 
 Одним 
из видов специального режима 
налогообложения является упрощенная 
система налогообложения, которая 
ранее была предусмотрена Федеральным 
законом от 29 декабря 1995 года № 
222-ФЗ «Об упрощенной системе 
налогообложения, учета и отчетности 
для субъектов малого предпринимательства». 
В результате проводимой в 
настоящее время государственной 
политики по поддержке и развитию 
субъектов малого предпринимательства 
введена в действие глава 26.2 
Налогового кодекса «Упрощенная 
система налогообложения», нормы 
которой вступили в силу с 
1 января 2003 года и в значительной 
мере снижают ограничения по 
переходу отдельных хозяйствующих 
субъектов на упрощенную систему 
налогообложения. При внесении 
изменений в систему УСН был 
учтен мировой опыт ее применения. 
 Упрощенная 
система налогообложения существует 
в качестве альтернативы общепринятой 
системе налогообложения, которую 
отличает большое количество 
различных налогов и сложность 
их расчета. Следует отметить, 
что одной из целей введения 
этого налогового режима было 
упрощение процесса исчисления 
налогов для субъектов малого 
бизнеса. На сегодняшний день 
налогоплательщик самостоятельно 
принимает решение о переходе 
на упрощенную систему, поскольку 
ее применение не является 
обязательным. 
 Налоговый 
кодекс РФ позволяет рассчитывать 
единый налог двумя 
способами: 
со всего полученного дохода или 
с дохода, уменьшенного на величину 
расходов. Налог с дохода уплачивается 
по ставке 6 процентов, налог с дохода, 
уменьшенного на величину расходов - по 
ставке 15 процентов. Организация вправе 
сама решить, какой объект налогообложения 
ей больше подходит, и утвердить 
его приказом по учетной политике 
для целей налогообложения. 
 Организации 
сообщают о своем намерении 
перейти на упрощенную систему 
налогообложения в заявлении, 
подаваемом в налоговые органы 
в период с 1 октября по 30 ноября 
по установленной форме. Это 
условие не распространяется 
на вновь созданные организации 
и на вновь зарегистрированных 
индивидуальных предпринимателей. 
Согласно ст.346.13 Налогового кодекса 
РФ они вправе применять упрощенную 
систему налогообложения с момента 
государственной регистрации организации 
или регистрации индивидуального 
предпринимателя. Вновь созданные 
организации вправе подать заявление 
о применении упрощенной системы 
налогообложения одновременно с 
подачей в налоговый орган 
заявления о государственной 
регистрации юридического лица. 
 Преимуществом 
использования данного налогового 
режима является ведение достаточно 
простого учета без применения 
способа двойной записи, утвержденного 
планом счетов и действующими 
положениями по бухгалтерскому 
учету. Другое неоспоримое преимущество 
– замена нескольких налогов 
одним. Для дальнейшей оптимизации 
системы упрощенного налогообложения 
необходимо: 
1) снижение 
налогового бремени – снижение налоговых 
ставок по УСН; 
2) унификация 
критериев отнесения к субъектам малого 
предпринимательства (все малые предприятия, 
признанные таковыми в соответствии с 
законом «О государственной поддержке 
малого предпринимательства» должны иметь 
право применять упрощенную систему налогообложения);