Оффшорные зоны и проблемы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание

История создания оффшорных зон. Основные элементы, принципы механизма оффшорного бизнеса. Цели создания оффшорных зон. Проблемы налогообложения в мировой экономике.

Содержание

Введение
1. История создания оффшорных зон………………………………………5
2. Основные элементы, принципы механизма оффшорного бизнеса. Цели создания оффшорных зон…………………………………………………9
3. Проблемы налогообложения в мировой экономике…………………..23
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………………....

Работа состоит из  1 файл

налог.менеджмент11.docx

— 83.93 Кб (Скачать документ)

      Приблизительно  по аналогичной схеме работают и  оффшорные компании, специализирующиеся на импортных операциях. Только действуют  они с точностью до наоборот.

      Таким образом, можно сказать, что, в сущности, оффшорные компании получают доход  от налогового планирования. Его можно  определить как совокупность разнообразных  факторов с целью достижения минимальных  налоговых потерь. В оффшорном  бизнесе центр налогового планирования - центр прибыли - располагается в  налоговой гавани. В самом широком  смысле оффшорный бизнес - это операции на базе регулируемых внутрифирменных  цен (то есть, когда сделки заключаются  между фирмами, контролируемыми одним и тем же лицом). Именно тот факт, что оффшорная фирма подконтрольна одну и тому же инвестору и создает возможности для получения прибыли в виде минимизации налогов.

      В международной практике, которую  начала перенимать и Россия существует ряд способов избежание двойного налогообложения. Наиболее часто используется налоговый кредит и освобождение от налогов. Налоговый кредит заключается в виде зачета налогов, уплаченных за рубежом при исчислении внутреннего налога. Это означает, что, если ставка налога за рубежом превышает внутреннюю ставку, то не платится ничего, в противном случае уплачивается разница. Налоговый кредит применяется в США, Германии, Японии, Италии, Австрии, Норвегии, Бельгии, то есть в достаточно высокоразвитых странах.

      Другим  распространенным способом устранения двойного налогообложения является система освобождения от налогов. Она  предусматривает полное исключение иностранных прибылей из налогообложения  либо в стране материнской фирмы, либо в стране-источнике дохода. При этом устранение двойного налогообложения  происходит только в случае наличия  соответствующего соглашения. Система  освобождения от налогов действует  в Австралии, Франции, Нидерландах, частично в Лихтенштейне и других странах.

      В некоторых случаях применяется  третья из возможных систем - система  вычитания налогов. Что же касается России, то наша страна придерживается второй системы - то есть системы освобождения от налогов. Однако конкретные правила  устранения двойного налогообложения  определяются участниками соответствующего межстранового соглашения.[14.145]

Можно выделить несколько целей создания оффшорных компаний:

Цель  №1: Необходимость оптимизировать налоги. Если компания участвует во внешнеэкономической деятельности, то оффшор может быть для нее очень хорошим выходом не только благодаря отсутствию налогов, но и потому, что значительно упрощается документооборот, ускоряются финансовые потоки. Кроме того, компания защищена от произвола налоговых органов. Последнее играет роль далеко не всегда, однако для России данная ситуация весьма характерна. Таким образом, оффшор в данной ситуации выступает в качестве посредника.

Цель  №2: Потребность в конфиденциальности. Если человек обладает какими-то крупными средствами, которыми он хочет пользоваться по своему усмотрению, но при этом сохраняя конфиденциальность, единственным выходом для него становится оффшорная компания. Разумеется, можно открыть счет в одном из многочисленных местных и зарубежных банков, но при этом есть вероятность нарушения конфиденциальности (личный счет, личная кредитная карта и др.). Помимо этого владелец банковского счета ограничен в свободе пользования им. В таких ситуациях прибегают к оффшору еще и для сбережения средств от нестабильной политической обстановки – оффшорные зоны как правило представляют собой маленькие слаборазвитые государства, в которых политическая обстановка железно стабильна. И вот владелец средств выбирает юрисдикцию, регистрирует компанию, получает право распоряжаться ее счетом, и при этом никто не знает, что помимо всего прочего он является еще и владельцем компании.

Цель  №3: Импорт основных средств. Если компании нужно импортировать основные средства, и при этом ее директора не хотят выплачивать таможенные расходы и НДС, основные средства просто вносятся в документы как уставной фонд совместного предприятия и покупаются на оффшорную компанию. В этом же случае используется и лизинг, который позволяет выводить за границу проценты.

Цель  №4: Не платить резидентские налоги. В большинстве стран выплаты налогов с прибыли производится при условии проживания человека в стране в течение определенного периода. Одним днем меньше – и налогов можно не опасаться. Таким образом можно перестать платить налоги вовсе, а можно уберечь от них какую-то часть доходов. В любом случае, данный вариант является весьма и весьма популярным, особенно среди людей, которые не привязаны к одной стране и работа которых позволяет им проводить время за границей.

Цель  №5: Отмывание денег. Оффшорные компании – это полная конфиденциальность, так как в оффшорных зонах (не во всех, но в большинстве) никто не следит за прибылью компании, не ведет учет ее директоров и т.д. и т.п. То есть, оффшор выступает идеальным способом не только снижения налогового бремени, но и отмывания денег[13.25].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

    Устанавливая  нулевые или символические ставки налогов, оффшорные страны занимаются так называемым налоговым демпингом, "переманивая" финансовые ресурсы  из других государств. Вышеуказанные  организации видят в этом разрушение налоговой базы этих государств, поощрение  уклонения и ухода от налогов. Бремя налогообложения переносится  на менее мобильные объекты налогообложения (потребление, труд, недвижимость). Следовательно, происходит искажение структуры  экономических стимулов неоффшорных экономик, причем нередко налогообложение менее мобильных факторов является исключительно фискально направленным, не несущим в себе регулятивной функции и причиняющим вред экономике страны. С этой точки зрения пользователей оффшорных схем, живущих в государствах с высоким налогообложением, можно назвать иждивенцами, так как они пользуются социальными благами, оплаченными налогоплательщиками этих стран, но свой налоговый вклад вносить в это не стремятся. А сами оффшорные зоны - тоже своего рода "иждивенцы" мировой экономики, пользующиеся общественным богатством, создаваемым другими государствами.

    С точки зрения самих оффшорных  юрисдикций, т.е. государств, предоставляющих  налоговые льготы, ситуация видится  несколько иначе. Каждая страна имеет  свои уникальные условия - одна богата природными ресурсами, другая - рабочей  силой и научным потенциалом, третья - житница плодородной земли. В большинстве же оффшорных юрисдикций чуть ли не единственным "национальным ресурсом" является именно возможность  привлечения международных инвесторов с помощью устанавливаемых правительством привилегий, таких как низкие налоговые  ставки, создание для них благоприятного инвестиционного климата в целом, включая инфраструктуру, коммуникации, персонал, простоту регистрации, сохранение тайны и др. Таким образом, можно  сделать вывод о "нечестной" конкуренции. Перемещение финансового  бизнеса в оффшорные юрисдикции представляется столь же закономерным процессом, как и перемещение производства, скажем, бытовой электроники из США и Европы - в Китай и Малайзию. Следовательно, здесь речь идет о конфликте интересов двух разных групп государств, а не о "нечестной" конкуренции[15.12]

    В качестве теоретического обоснования  данного спора можно положить концепцию "локационной конкуренции" (locational competition)[8.16]. В рамках этой концепции признается, что правительства различных государств конкурируют между собой за привлечение мобильных факторов производства, прежде всего за научный фактор, технологии производства и капитал. Инструментами достижения поставленной цели являются главным образом налоговая политика и развитие инфраструктуры в широком смысле этого слова, включая систему образования и эффективную защиту интеллектуальной собственности. Если государство оказывается успешным в привлечении мобильных факторов производства и не допускает их последующего оттока или бегства, это ведет к росту национального благосостояния и последующему развитию немобильных факторов производства.

    Таким образом, с позиции подхода локационной  конкуренции существование оффшорных  юрисдикций представляется закономерным и обоснованным элементом национальной политики малых государств с неразвитой производственной инфраструктурой, отсутствием  природных ресурсов и земель и  с недостаточными трудовыми ресурсами. Обвинения промышленно развитых стран в "налоговом демпинге", в таком случае, представляются недостаточно обоснованными, так как даже при высоком уровне налогообложения капитал не будет эмигрировать из страны, предоставляющей адекватную инфраструктуру, экономическую и политическую стабильность и необходимое качество трудовых ресурсов, особенно если развитие этих факторов осуществляется за счет собираемых справедливых (пусть и не маленьких) налогов.

    Это утверждение наглядно подтверждается тем обстоятельством, что во многих государствах даже введение самого широкого спектра налоговых и прочих льгот  и привилегий для иностранных  компаний и физических лиц не вызывает существенного притока капиталов. В частности, в Египте филиалы  иностранных фирм полностью освобождаются  от уплаты налога на прибыль, а на Филиппинах и в Тунисе действуют максимально  упрощенные процедуры регистрации  иностранных компаний. Вместе с тем  отсутствие политической и экономической  стабильности, развитой инфраструктуры, устойчивой валютно-финансовой и банковской системы и квалифицированной  рабочей силы не позволяет этим странам  стать центрами регистрации международных  организаций.

     А теперь рассмотрим развитие оффшорного бизнеса в России. Массовое развитие оффшорного бизнеса в России началось с конца 1991 года в связи с отменой монополии государства на внешнеэкономическую деятельность. Первыми  обратили внимание на оффшорный бизнес наиболее удачливые российские бизнесмены и организованная преступность. Причем практически сразу оффшорный бизнес в России стал развиваться в трех формах, которые имеют место в  настоящее  время[12.2]. 
 
Первая форма -  стихийное использование оффшорных компаний. В данном случае в ходу самые примитивные варианты использования оффшорных компаний. 
 
Вторая форма ведения оффшорного бизнеса связана с возникновением и деятельностью российских секретарских компаний. Основной бизнес таких фирм заключается в продаже уже готовых оффшорных компаний (приложение А), варианты дальнейшего использования которых разрабатываются  их  владельцами.  
 
Третья форма, в которой российскими юридическими и физическими лицами  ведется оффшорный бизнес, связана с появлением и активной деятельностью на российском рынке международных оффшорных секретарских компаний. Уже в 1992 г. в России работали крупные международные секретарские компании, которые накопили к этому времени огромный опыт успешной работы в условиях противодействия хорошо разработанным налоговым законодательствам многих, и, прежде всего, высокоразвитых стран. Благодаря им эффективный оффшорный бизнес в РФ стал  доступен  всем  желающим.   
 
    Если проанализировать направления развития оффшорного бизнеса в РФ, то следует отметить, что в России, как и во всем мире, использованием оффшорных структур стремятся обеспечить защиту активов, имущественное планирование и использование трастов, обеспечение конфиденциальности и отмывание «грязных» денег.  При этом в качестве самостоятельного направления использования оффшорных компаний российскими гражданами и предприятиями следует выделить незаконный вывоз капиталов за рубеж. Необходимо также признать и то, что именно незаконный вывоз капитала и отмывание «грязных» денег являются главными, тесно связанными между собой направлениями развития оффшорного бизнеса России. 
 
Под разговоры о том, что реформируемая экономика нуждается в иностранных инвестициях, страна превратилась в мировую «прачечную» по отмыванию преступно заработанных средств. Дошло даже до публичных призывов «амнистировать» незаконно вывезенные из страны денежные средства, если они будут возвращены в РФ. Инвестиций это не прибавило, но подобная «всеядность» российских властей не прошла даром – «Россия находится в специальном списке стран, считающихся международными центрами  отмывания  денег». 
 
      Еще одним обстоятельством, усугубляющим ситуацию с оффшорным бизнесом в РФ, особенно в части неконтролируемого экспорта капиталов, является деятельность на территории РФ прибалтийских банков, вседозволенности и безнаказанности которых  удивляются даже  эксперты.

Очень эффективным методом незаконного  вывоза капиталов является работа через  оффшорную структуру, созданную  российским экспортером для ведения  от ее имени внешнеторговых операций. Вот как  выглядит схема, ставшая настоящим бичом российской экономики: «основная часть продукции уходит по бартеру за сырье, топливо, энергию… основная масса финансовых средств аккумулируется за границами России, экспортные потоки в основном идут через посреднические фирмы в оффшорных зонах, часто учредителями таких фирм  выступают высшие должностные лица предприятий  или  их  родственники». 
 
Такое положение будет существовать до тех пор, пока не будут законодательно оформлены экономические и правовые аспекты сотрудничества российских предприятий и компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях. В данной ситуации  страдает не только государство, но и само предприятие, поскольку цели криминального обогащения отдельных лиц вступают в противоречие не только с интересами государства, но и с целями процветания самого предприятия. 
 
      В настоящее время с легкой руки СМИ к «российским оффшорам» относят всевозможные административно-территориальные образования, представляющие те или иные налоговые льготы зарегистрированным в них предприятиям. Причем число таких территорий в последнее время постоянно растет. Более того, «в России идет процесс формирования своеобразного рынка – рынка корпоративных и  финансовых услуг на базе льготных налоговых регионов». К указанным территориям в настоящее время можно причислить следующие: Ингушетию, Калмыкию, свободную экономическую зону «Алтай», эколого-экономический регион «Алтай», Агинский национальный округ в Бурятии, Шаховской район Московской области, города Курск и Углич, так называемые «наукограды» и закрытые административно-территориальные образования. Всего, по данным налоговой полиции, в России насчитывается около 40 оффшорных зон[13.9]. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Мировой оффшорный бизнес, пройдя определенный исторический путь развития, на рубеже XX - XXI веков стал серьезной экономической силой, реально и ощутимо влияющей на процессы, происходящие в международных экономических отношениях. Глобальный охват, который приобрела сегодня деятельность оффшоров, широта и частота их использования в финансово-экономических операциях усиливают основания считать мир оффшорного бизнеса самостоятельным сектором мировой экономики, глубоко вовлеченным в работу мировых финансовых  рынков.

Информация о работе Оффшорные зоны и проблемы налогообложения